Олегу меньшикову – 50!
Это поразительно: появиться с Аленом Делоном за одни сутки, быть на него похожим (многие кроме того упрекали Олега за то, что он сознательно акцентирует сходство с красавчиком-французом) и в чем-то повторить его творческую судьбу… Чем дальше – тем расстояние между ними уменьшается. Делону 8 ноября – 75, Меньшикову – 50, и 25-летняя отличие в этом возрасте уже не думается ужасной пропастью…
Со стороны думается: всего в собственной жизни эти баловни судьбы достигали легко, играючи. Что было в действительности? Чем было нужно расплатиться?
Какие конкретно скелеты в шкафу притаились?
Попытаемся ответить на эти вопросы в этом юбилейном размышлении, посвященном Меньшикову.
Он ворвался в кино быстро и эффектно, мигом влюбив в собственного Костика – персонажа из «Покровских ворот» — всю страну. Данный очень способный Костик – остроумный, подвижный как ртуть, с обаятельной ухмылкой, разрешающий все острые жизненные конфликты, — стал… злым гением для Меньшикова. Что бы он ни делал в будущем, все говорили: ну вот, снова Костика дает. Кроме того в то время, когда на экраны вышел «летний Олег» и 38-Сибирский цирюльник Евгеньевич игрался парня-юнкера, злобные критики писали: постаревший, подретушированный Костик…
И никому не приходило в голову, что данный Костик — и был самим Меньшиковым. Это актер наделили собственный персонаж легкостью, весельем и стремительностью – по причине того, что таково в то время было его, меньшиковское, самоощущение. Он был молод, радостен, неизменно влюблен, ему все получалось… Было так прекрасно, что… он часами танцевал – под магнитофон, один: и форму держал, и фонтанирующие чувства выплескивал…
Поди вынуди сегодняшнего мэтра Меньшикова отплясывать, тем более в одиночестве…
Не смотря на то, что звуки, мелодии, музыка в его жизни и по сей день очень многое означают. Он и пришел в профессию благодаря музыке. Обожал ее с детства. Обучался играть на скрипке. Нет, он и дворовыми играми не пренебрегал – не рос ботаном, но в уличных потасовках принимал участие, не расставаясь со скрипичным футляром. Сейчас он все чаще играется на фортепиано – да как! – специалисты смогут позавидовать.
И в каждом аккорде – груз пережитого, то, чего он ни при каких обстоятельствах не отважится высказать словами.
Он – тяжёлый собеседник. Закрытый человек. В недавнем эфире программы «Временно дешёв» шокировал ведущих Губина и Диброва тем, что поднялся и нервически расхаживал на протяжении интервью, а позже и вовсе ушел из студии, не договорив… Через несколько дней пришло известие, что его госпитализировали с сильным приступом язвы. Может, в ходе записи программы стало не хорошо?
Быть может, неудобные вопросы вынудили его очень сильно понервничать? Меньшиков этого ни при каких обстоятельствах не сообщит…
«Неудобных вопросов» к нему накопилось большое количество. Он это знает, а потому прячется и от журналистов, и от публики. Сам говорил:
— На гастролях в Риге по окончании спектакля ко мне подошел культурный мужчина, начал хвалить за роль, а позже сказал: «Могу я высказать вам два…?» Он опоздал договорить, как я ответил: «Нет». Точно у него были какие-то замечания. Возможно, и толковые.
Лишь мне это – чужое вывод о себе – совсем неинтересно. Все, что я о себе думаю, все, в чем пробую разобраться, – в моих ролях.
Но, и к ролям он относится с напускной небрежностью:
— Ни при каких обстоятельствах не сообщу, что профессия — основное в моей жизни.
не забываю, как во время моей бурной зрительской увлеченностью талантом Меньшикова, делала интервью с ведущим программы «Серебряный шар» Виталием Вульфом и попросила дать оценку актеру. Вульф тогда сообщил:
— Олег не может играться любовь.
Меня тогда аж передернуло: как это так – Меньшиков, с таким безнадёжным отчаянием сыгравший в «Дюба-дюбе» Хвана — и не может играться любовь?!
А сейчас, замечая за его Чацким в «Горе от ума» и Митей в «Утомленных солнцем», осознаю: амурные сцены даются ему с большим трудом. Может, оттого, что любовь – это единственное, во что Олег Евгеньевич не играется?
О его романах очень многое говорили. В то время, когда мучили расспросами «А из-за чего вы никак не женитесь?», отвечал: «Ну не встретил до тех пор пока ту единственную»…
Сейчас на всех публичных мероприятиях он появляется с юный женой – красавицей Настей. И помой-му все показатели счастья налицо – пара неизменно радостно смеётся, они стильно – приятель под приятеля — наряжаются, держатся за руки… И все-таки эти отношения не привнесли в актерский рисунок Меньшикова ни нежности, ни трепета, ни страсти…
Он сейчас очень избирательно относится к ролям. Вот и с Михалковым, как говорят, отношения практически разладились: на съемках «Утомленных солнцем-2» актер наподобие запросил огроменный гонорар и к графику отнесся без прошлого рвения. Говорят, для данной обиды были собственные обстоятельства: в «12» Михалков предлагал Олегу роль, которую потом сыграл Маковецкий – того самого человечка с бегающими глазками, с проплешиной, но от которого в итоге все в сюжете и зависело.
Меньшиков на «преображения» был не готов, ему грезилась роль, которую отвел себе сам Михалков — «бывшего офицера»… А появилось противостояние двух М, по тем же слухам, еще на съемках «Статского советника», в то время, когда Никита Сергеевич из собственной роли генерала Пожарского устроили таковой бенефис, что затмил всех. Включая меньшиковского Фандорина.
А как же здорово все начиналось! Первая малюсенькая, но запоминающаяся роль в михалковской «Родне», встреча с Нонной Мордюковой, с которой Олег позже еще сыграет в «Маме»:
— не забываю, как на съемках в «Родне» перед отечественной главной совместной сценой с Нонной Викторовной Михалков закрыл нас двоих в помещении – были у него такие режиссерские приемчики, — говорил Олег. — И вот сидим мы на полу, я глаз не смею на великую актрису поднять и внезапно слышу… похрюкивание. Это Мордюкова, оценив обстановку, начинает смеяться. Я неуверено так к ней присоединяюсь, и через 60 секунд мы уже с ней катаемся от смеха по полу…
Позже будут триумфальные «Утомленные солнцем-1» у Михалкова, после этого «Сибирский цирюльник», что тогда критики разнесли по клочьям, а сейчас это кино с наслаждением наблюдает вся страна – по громадным праздникам.
— Никто как Михалков не может трудиться с актерами. Он сейчас в стране лучший режиссер, — сказал тогда Меньшиков.
Примечательно, что актер думает сейчас?
Возможно, с годами делается все тяжелее подчиняться чужой воле, слушаться. Как раз по данной причине в 90-е Меньшиков открыл собственное театральное агентство «814», и сам со собственными приятелями ставит пьесы, каковые идут с неизменными аншлагами. Критики пьесы по большей части ругают, но билеты стоят дорого и раскупаются!
Это ли не успех?
Сейчас Меньшиков выглядит эдаким респектабельным джентльменом – легко располнел, взор тёмных глаз прекратил быть тревожным, озорным. Пришло самообладание, каковые многие путают со счастьем. Сам говорит, что стал жутко ленив. Но, он и сейчас может завестись на что-нибудь шумно-радостное.
Играется, к примеру, в футбол. Эта страсть его сдружила с четверкой «Костиков» — из «Квартета И» — и привела на съемочную площадку фильма «О чем говорят мужчины». В картине Меньшиков появляется ровно на 60 секунд – в роли камео и произносит пронзительный монолог на тему:
— Вот если бы было так в жизни: ты идешь по улице с девушкой, солнце садится за горизонт – и внезапно титры, и твоя фамилия … Ты дергаешься: «Постойте, это же не фильм, это же моя жизнь!» А позже задаёшь вопросы: «Ну и как я сыграл?»
Вы ее сыграли, Олег Евгеньевич, как вычисляли нужным. И играете . А вот Ален Делон уже, наверное, прекратил…
Поздравляем и весьма сохраняем надежду на новые роли, в которых вы продемонстрируете любовь!
Илона Егиазарова
8 ноября, в 22.50, ТВ Центр продемонстрирует документальный фильм Олег Меньшиков. Пленник успеха.