Омен, омен

Новый «Омен» ожидает Антихриста от политики.

Омен (2006) / The Omen

кошмары / детектив / триллер

Режиссер: Джон МурВ ролях: Предраг Бьелач, Карло Сабатини, Bohumil Svarc, Лив Шрайбер, Джованни Ломбардо Радиче

…И вот на шестой сутки шестого месяца шестого года нового тысячелетия произошло непоправимое: на экраны вышел «Омен» /Omen, The/ (2006). Смеяться по этому поводу либо бежать в ближайший храм молиться – решать каждому лично. Церковь по случаю выхода фильма снова подрабатывает рекламным агентом – пробует его запретить, что ведет к понятному ажиотажу.

По фильму, Антихрист уже среди нас.

Кадр из фильмаОмен, омен

Новый «Омен» – достаточно буквоедский римейк хоррора, снятого режиссером Ричардом Доннером во второй половине 70-ых годов двадцатого века. В том месте супруга успешного американца при родах теряла ребенка, и любящий супруг соглашался на подмену собственного мертвого дитяти чужим живым, чтобы пришедшая в сознание супруга пребывала в сладком неведении. Так семья в доверии и любви воспитала сына Сатаны, что ей за это страшно отомстил.

Фильм был весьма успешен в прокате, и для чего пригодился римейк, ясно: на ужастики сейчас снова спрос, возможно прекрасно получить.

За дело взялся Джон Мур – в прошлом оператор Нила Джордана, создатель рекламных роликов для «Adidas», и плохих фильмов «В тылу неприятеля» /Behind Enemy Lines/ (2001) и «Полет Феникса» /Flight of the Phoenix/ (2004). Растолковывая мотивы обращения к ветхому киномифу, он говорит об ускорении Зла, которое мы замечаем сейчас, – об умножении трагедий политических, природных и техногенных. Это все неспроста – заверяет он и воплощает в фильме собственные пророчества о новом близком Армагеддоне и пришествии Антихриста.

Он начинает сугубо жанровую картину документальными кадрами самолетов, врезающихся в башни ВТЦ, падением американского космического корабля и гибельным ураганом «Катрина». Я бы назвал такое прихотливое манипулирование глобальными трагедиями в целях очевидной коммерции – цинизмом и спекуляцией, если бы святые отцы совершенно верно так же не манипулировали ими подчас в собственных коммерческих и политических заинтересованностях. Мысль возмездия за грехи отечественные делается все более популярной и, опасаюсь, может стать кроме того официальной, что, фактически говоря, и будет Армагеддоном почище мифологического.

Кадр из фильма

Новый фильм снят по тому же сценарию Дэвида Зельтцера, что ставили в 1976-м, и сюжет его, конечно, повторяет прошлый. Но вместо Грегори Пека в роли отца мы видим без движений одутловатое лицо Лива Шрайбера, что не столько играется, сколько пребывает на экране, а вместо Ли Ремик – маловыразительную Джулию Стайлс; нет кроме этого награжденной «Оскаром» музыки Джерри Голдсмита – все это важные потери. Храбрец стал влиятельным дипломатом, послом США в Англии, интерьеры – более пышными, автомобильные покрышки визжат в совокупности «Dolby», фонтаны крови из обезглавленных тел бьют существенно выше, но во всем остальном, включая режиссуру, римейк очень сильно уступает ветхой ленте.

«Омен-1976» оставался в границах жанрового кино, а в мистическом ужастике не требуется сверять происходящее с логикой – он действует подобно обмороку. Связывая ЕСс дьявольскими происками, 11 сентября – с будущим Апокалипсисом, а аммериканского президента показывая рука об руку с исчадием Сатаны, «Омен» претендует на актуальное послание с политической подкладкой. Авторы фильма утверждают кроме того, что именно из «моря политики» и явится новый Антихрист.

А раз так, вступает в воздействие реалистическое мышление зрителя, и оно фиксирует одну нестыковку за второй. В фильме имеется сцена, в то время, когда мать планирует посетить с 5-летним дьяволенком заутреню, но по мере приближения к храмуДэмиэн мрачнеет, а позже закатывает истерику, расцарапав маму в кровь.

И тогда делается неясно, как это богобоязненная семья американского карьерного государственного служащего ухитрилась так ни разу и не сводить отпрыска в церковь, кроме того, по-видимому, не подвергнув обряду крещения. Дальше – больше: всесильный отрок-Антихрист, легко расправившись со служанкой, мамой, папой и всеми, кто сует шнобель не в собственный дело, почему-то все время упускает прямо в руки идущий шанс развернуть дело в собственную пользу. Авторы играются с нами в поддавки, в игру «увидят – не увидят», и аналогичных необъяснимостей так много, что время от времени думается, что Сатана озабочен не столько воцарением Мирового Зла на земле, сколько тем, дабы сюжет кинокартины с грехом пополам длился.

Кадр из фильма

Единственное, что может в данной ленте впечатлить легковерных, – это мысль фатализма. Развлекательное кино довольно часто упражняется на эту тему: отыщем в памяти, скажем, серийное производство «Пунктов назначения». Но к ним и отношение соответствующее: разминка для чувств, не более того. А тут на полном серьезе трактуется мысль неспособности человека противостоять злу и вынести из катастрофических уроков новейшей истории иные уроки, не считая молитвы.

Действительно, храмы в фильме также не хорошо выручают храбрецов от козней Сатаны – их ворота в критический момент выясняются закрытыми, а святые отцы выглядят не меньше грозными и устрашающими, чем сын Сатаны. Что оставляет надежду на то, что человечество и собственными силами, без сверхъестественного вмешательства, обучится противостоять и чуме терроризма и разгулу стихий. Но это уже науки и прерогатива политики, и ни к золоченым храмам, ни к некрасивому жанру киноужастиков отношения не имеет.

Для синефила некоторым утешением в фильме смогут стать случайные либо осознанные заимствования то из «Призрака оперы» /Phantom of the Opera, The/, то кроме того из «Тома и Джерри» /Tom and Jerry/ – в то время, когда храбрец открывает на пути разъяренной псины люк, и та, размазавшись по крышке, с печальным воем проваливается в тёмную дырку. Смешно.

Омен / The Omen / 1976


Читайте также: