«Осатаневшая»: интервью с режиссером чжаном чхоль су
В российский прокат вышел фильм «Осатаневшая» — полнометражный дебют режиссера Чжана Чхоль Су из Республики Корея. По причине того, что главная тема данной картины — столкновение муниципальный жительницы с результатом провинциальной социальной деградации, на ум приходит сравнение с похожим отечественным дебютом — «в один раз в провинции» Кати Шагаловой.
Но, не обращая внимания на то, что «Осатаневшая» намного тяжелее эмоционально и на порядок глубже погружается в препарирование естественного людской падения до отметки буквального вырождения, все равно корейскому фильму симпатизируешь больше — как бы необычно это ни звучало, в нем намного больше жизни, да и с драматургией получше.
Фильм был снят в прошедшем сезоне и уже успел побывать на многих киносмотрах и собрать целый веер разных фестивальных призов: принимал участие в семь дней критики в Каннах, взял приз за лучший фильм и лучшую женскую роль в Пучхоне, забрал Гран-при на Fantastic’Arts и приз зрительских симпатий на Fantastic Fest–2010, приз Ассоциации кинокритиков Кореи за лучшую женскую роль и лучший режиссерский дебют, премию «Громадной колокол» за лучший режиссерский дебют, и национальную кинонаграду Кореи за лучшую женскую роль и лучший режиссерский дебют, за них же — приз Ассоциации режиссёров Кореи на данный момент’s Cut, приз за лучшую женскую роль на интернациональном кинофестивале Fantasporto–2010, основной приз жюри «Тёмный тюльпан» на фестивале фантастического кино в Амстердаме, Кроме этого картина была участницей программы интернационального кинофестиваля в Ситжесе в прошедшем сезоне и показывался в рамках внеконкурсных программ на Столичном интернациональном кинофестивале в этом.
Воспользовавшись тем, что режиссер был на этих выходных в столице, КиноПоиск встретился с ним в кафе и поболтал о ленте.
ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ Смогут Находиться СПОЙЛЕРЫ!
— Это твой полнометражный дебют. Из-за чего ты решил обратиться как раз к таковой своеобразной теме?
— Как-то я услышал о происшествии, похожем на одно из тех, что я продемонстрировал в фильме, и оно так меня поразило, что я продолжительно его не имел возможности выбросить из головы, а позже все-таки решил сделать на его базе фильм, по причине того, что тема совсем дикая.— Другими словами фильм основан на настоящих событиях?
— Частично. То, что происходит в фильме, есть уже художественной фантазией. То, что зрители видят в фильме — это, условно говоря, компиляция из нескольких настоящих случаев, о которых передавали в новостях.
Другими словами, по сути, мы забрали главные мотивы и кое-какие подробности правонарушений и на их базе создали сюжет, в который они бы логично вписывались.
— А что за случай, что так произвел на тебя чувство?
— В маленьком населенном пункте пятьдесят человек изнасиловали девочку… В то время, когда полиция начала разбираться, в чем дело, все местные обитатели стали говорить, что это девочка была насильницей, и это стало официальной версией, которую озвучила полиция. Девочку арестовали, по причине того, что полиция посчитала, что версия, которой придерживаются пятьдесят мужчин, правдоподобнее версии изнасилованной… Угу, очевидно, в это легко поверить: девочка обесчестила пятьдесят невинных мужиков.
— Кошмар какой…
— О чем я и говорю. Очевидно, они насиловали ее не сходу, они это делали поодиночке в течение какого-либо времени. Были кроме того свидетели, но они предпочли не давать показания — лишь говорили друг другу либо привычным, но в полицию не информировали. Позже обстановка обострилась, и пятьдесят мужчин заявили полиции, что это, оказывается, они жертвы насилия…
— В голове не укладывается, в случае если честно. А где в сюжете проходит грань между вымыслом и реальными событиями?
— Ну, сам по себе фильм — это, само собой разумеется, вымысел. Я же все-таки старался применять в сюжете главные мотивы правонарушений, каковые сообщались в новостях, но не занимался реконструкцией самих правонарушений либо событий, каковые с ними были связаны. Но то, что я продемонстрировал в фильме, свободно имело возможность случиться в действительности.
— Я лично в фильме сопереживал лишь двум персонажам. Ты намеренно выписал мир, в котором существуют храбрецы, таким мерзким и ожесточённым?
— А кому ты сопереживал?
— Бок Нам, которая жила на острове, и дедушке.
— А-а-а, окей-окей. (Достаточно радуется.) Ну, по большому счету мир твёрд сам по себе. Но в каждом из нас имеется силы, дабы в нашем мире жить и этому злому миру противостоять — так я когда-то думал. Позже я повзрослел, и мои идеалистические убеждения пошатнулись.
Оказалось, что люди все же не сильный. Большая часть людей. Потому и мир в фильме таковой.
— У меня появилась недостойная мысль: а мы можем высказать предположение, что у фильма хеппи-энд?
— И да и нет. Можем — по причине того, что подруга Бок Нам, Хо Вон, изменилась и стала в каком-то смысле посильнее. И не можем — по причине того, что эта перемена в ее характере случилась через чур поздно и ценой страшных жертв, смерти ее подруги и других ужасных последствий ее слабохарактерности. Так что в целом я склоняюсь к тому, что хорошего хеппи-энда в фильме нет.
В случае если что-то хорошее в конце и остается, то оно несоизмеримо с тем, что происходит с главными храбрецами.
— Ну, иначе, Бок Нам также в каком-то смысле отмучилась. Но сообщи, на твой взор, из-за чего люди такие животные?
— Мне думается, что это все от идеи, что люди — порочные, не сильный, подчиняемые создания, и в случае если создать для них определенные условия, то они достаточно скоро одичают и озвереют.— Как у Голдинга либо в «Королевской битве»?
— Ну да. Обитателей острова именно возможно отнести к тем самым не сильный и порочным людям. Как раз исходя из этого они так легко нарушают все классические табу — папа может спать с дочкой, поразмыслишь! Но я пологаю, что в этом также имеется какой-то суть. В подходящих для этого условиях общество может наплевать на все социальные институты и традиционные устои для защиты и сохранения условного управляемого внутреннего порядка.
Исходя из этого грязь может стать частью социальной совокупности, в случае если ее наличие разрешает данной самой совокупности хоть как-то функционировать и структурировать жизнь людей. Исходя из этого все находящиеся в данной ситуации, как бы они ни были против, вынуждены подстраиваться, молчать и закрывать глаза на то, что творится.
— Точно я не первый, кто у тебя задаёт вопросы про Ким Ки Дука, с которым ты совместно трудился, однако признаешь ли ты сам его авторитет?
— Само собой разумеется! Я же обучался, трудясь у него на картинах! Но, основное, если бы не Ким Ки Дук, я бы так и не обучился снимать полноценное кино с копеечным бюджетом.
— Очень сильно по большому счету кинообразование в Корее отличается от американского, европейского либо российского?
— Да я не знаю, в случае если честно. Я же не обучался режиссуре, я самоучка. Я время от времени посещал занятия по сценарному мастерству, но солидную часть времени изучал его самостоятельно, а снимать и фактически режиссуре я обучался, трудясь у Ким Ки Дука, прямо в ходе работы.
— А из-за чего именно на сценарном мастерстве таковой упор?
— В Корее уважают режиссеров, каковые могут писать, сценарии а также.
— А как тогда ты по большому счету решил стать режиссёром?
— Я еще в школе снял несколько короткометражек. Многим понравилось, и как раз исходя из этого я сделал вывод, что, может, стоит и дальше снимать кино. По окончании того как я это решил, прошло десять лет, перед тем как я добрался до собственного собственного фильма.
— А с момента задумки «Осатаневшей» до начала съемок?
— Год.
— Знаешь, в Российской Федерации, в то время, когда показывают такие фильмы, зрители, забыв о том, что кино возможно различным, довольно часто возмущаются: «Для чего показывать такие ужасы и такую грязь! У нас за порогом такое ежедневно». Твои очень чувствительные земляки не возмущались?
— М-м-м… Они были поражены. По-моему, удивление — это самая довольно часто видящаяся реакция на «Осатаневшую». Ну, я так думаю.
Но критикам фильм понравился.
— А зрителям?
— По-моему, не весьма. Но многие испытали катарсис.
— Вот в далеком прошлом желал задать вопрос. По корейским фильмам последнего десятилетия, каковые стали интернациональными хитами, у неподготовленного зрителя может сложиться превратное чувство, что корейское кино хоть и креативное и уникальное, но все равно какое-то ожесточённое и отвязное. Имеет ли сложившийся портрет международного корейского кино хоть что-нибудь общее с настоящим лицом национального кинематографа?
— (Продолжительно слушает переводчицу.) Не совсем осознал, ты желаешь заявить, что все лица в корейском кино похожи?
— Да нет. Я желал задать вопрос, на самом ли деле все корейское кино такое, как «Олдбой», «Натянутая тетива» либо «Я видел дьявола»?
— В Корее популярен коммерческим мейнстрим — и местный, и западный, в основном американский. И из отечественных режиссеров, по-моему, реально популярны на данный момент лишь трое: Пак Чхан-ук, Джун-хо Ким и Бон Чжи Ун. И их же возможно отнести к местному корейскому киномейнстриму.
— О, так выходит, что они и дома популярны, и в мире.
— Ну да, выходит, что так…
— Слушай, а на тебя какие конкретно европейские, американские и по большому счету не корейские фильмы в последнии месяцы произвели самое сильное чувство?
«Загадочная река» Клинта Иствуда и «Старикам тут не место» братьев Коэн.
— Я многим режиссерам стараюсь задавать данный вопрос: дабы ты порекомендовал молодым людям, каковые желают снимать кино, но не знают, с чего начать?
— Ну, много-то я не смогу поведать, по причине того, что я пока только один фильм снял. Но пологаю, что в случае если человек верит, что быть режиссером — это его будущее, то необходимо намертво ухватиться за эту идею и быть режиссером. Но по большому счету, по-моему, те, кто предрасположен к творческой работе — это самые несчастные люди на свете. Но они и не должны сохранять надежду ни на то, что они будут радостны, ни на то им будет нечеловечески везти.
С этим необходимо и пробовать реально оценивать то, что с ними происходит, дабы судьбой возможно было хоть как-то руководить либо хотя бы с ней справляться.
Создатель Дмитрий Зимин