Остров, остров, остров, остров, остров

Павел Лунгин снял Петра Мамонова с новой стороны

Остров (2006)

драма

Режиссер: Павел ЛунгинВ ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов

В российский прокат выходит фильм Павла Лунгина «Остров» (2006). Прошлые работы этого режиссера мобилизовывали противников и сторонников больше по рациональным резонам, новая же картина раскалывает публику на тех, кто верит, и тех, кто не верит в чудеса перерождения. Так как «Остров» – про отшельника-целителя, про монастырь, про изгнание и покаяние бесов.

Наблюдать кино как кино, а не религиозный трактат предлагает все же Андрей Ъ-Плахов.

Тогда не будет появляться вопрос: чего это внезапно Павел Лунгин, узнаваемый либерал, создатель саги об олигархах, пустился в православное богоискательство и что он в том месте забыл, а возможно, это хитрость такая – прикинуться духовно озабоченным? Но, с одной стороны, человеку характерно изменяться, и вовсе не обязательно это какое-то прозрение, озарение, вспышка, а просто обычный процесс судьбы: изменяется время, изменяемся мы. Иначе, Лунгину-режиссеру всего 16 лет, и многие изменились за это время значительно больше, а его творческий путь, в случае если снять с него налет мифов, скорее кроме того отличается последовательностью.

Кадр из фильмаОстров, остров, остров, остров, остров

В 1990-м фильм дебютанта «Такси-блюз» /Taxi Blues/ (1990) взял приз в Канне за режиссуру и стал последней визиткой перестройки. Успех открыл Павлу Лунгину дорогу во французскую киноиндустрию, не смотря на то, что, увидим, все его «тамошние» фильмы сняты на русском материале и на русском, а те, что планировались на вторых языках, сняты не были: он ощущал себя на этих проектах некомфортно.

А сейчас режиссер с имиджем вписанного во французский истеблишмент «парижанина» все больше ориентируется на аудиторию и российских продюсеров. В сущности, похожий путь проделал Андрей Кончаловский. В этом имеется закономерность: в отличие от поляков, чехов и китайцев, отечественные соотечественники-кинематографисты, кроме того самые космополитичные из них, выясняются привязаны к Российской Федерации более глубокими корнями, чем им самим сначала думается.

«Такси-блюз» был знаковым произведением для погибающего СССР, под новым именем Российская Федерация входящего в мир второй, западной культуры. Он был весьма русским и весьма западным в один момент, потому, что снятая в нем перестроечная Москва дрейфовала в сторону мировых столиц, в сторону Нью-Йорка либо Парижа. Одного из двух главных героев «Такси-блюза» сыграл актер, рок-исполнитель и один из основных персонажей музыкальной и художественной сцены 90-х Петр Мамонов.

С того времени Петр Мамонов все реже появляется на сцене, покинув шоу-бизнес, он пришел в религию. Быть может, всякое возвращение в покинутую профессию болезненно для него, столь очевидна в этом фильме боль актера, страно соответствующая боли его персонажа. Он играется монаха заштатного советского монастыря, носящего в себе кошмар убийцы. Его храбрец на протяжении войны предал и убил человека и сейчас искупает вину неистовой праведной судьбой в монастыре.

В течение которой он ежедневно просит о прощении то Всевышнего, то собственную жертву.

«Остров» – это и монастырь сам по себе, оторванное от мира убежище. Но монастырь, в котором обитает храбрец, к тому же настоящий остров в леденеющем Белом море. В том направлении не ходит ни поезд, ни корабль, не смотря на то, что громадные сухогрузы проплывают далеко с протяжными гудками. Ко мне возможно попасть лишь на лодке вместе с монахами, каковые привозят ко мне отчаявшихся людей, каковые просят о помощи отца Анатолия, несчастного персонажа Петра Мамонова.

Он живет не в ладу с собой и не в ладу с другими монахами, через чур земными, через чур советскими, каковые несут с собой дух мирской интриг и суеты. Отшельник папа Анатолий то смеется над ними, то их жалеет и утрирует собственный сумасшествие, которое якобы дает ему чудодейственную целительную силу. Люди верят в его святость и принимают его чудеса, каждое из которых связано для них с тяжелым моральным опробованием.

С таким же опробованием связано и его последнее чудо, в то время, когда Всевышний вызывает его самого на очную ставку с его прошлым – и дает прощение.

Кадр из фильма

«Сотрудников» храбреца, нежного вредного отца завхоза и игумена «Филарета» отца Иова, играются Виктор Дмитрий и Сухоруков Дюжев – артисты сильные, культовые, но страно мирские рядом с Петром Мамоновым, в чем возможно заметить кроме того людскую точность режиссерского выбора. Сценарий написан молодым драматургом Дмитрием Соболевым.

И снова же ясно, что привлекло тут Павла Лунгина независимо от спроса на тему: это парадоксальная история – где-то немыслимая, где-то конспективно прописанная, иногда на грани китча и фола, но пронизанная игровой стихией и нервной энергией, поскольку юродивый также собственного рода артист. Так что «Остров» – тот же «Такси-блюз» минус иллюзии перестройки плюс молитва и религия, «житие святого разбойника» как метафора нового времени. Лишь тот бескрайний всемирный океан кипящих актуальных столиц, музыка мировых сфер, к которой прислушивались храбрецы «Такси-блюза», сменился мелким «Островом», окруженным со всех сторон ледяной водой, на котором один-единственный человек может заслужить себе право на спасение, правильнее, на смерть без суеты и страха.

Остров. Фильм Павла Лунгина, 2006.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: