Пересматривая классику. охота на роботов (1984)
Точно с каждым более-менее взрослым киноманом бывало такое: в юные годы вы видели какой-то фильм либо отрывок из фильма, либо трейлер, из которого вам запомнились какие-то отельные сцены, и вот с того времени вы гадаете, что же это за кино было, и было ли оно по большому счету либо же вам легко думается, вы что-то путаете… И вы годами рыскаете, пробуя найти ТОТ САМЫЙ фильм, не смотря на то, что не помните ни его заглавия, ни кто в нем снимался, ни, тем паче, кто был режиссером. Знакомая обстановка, правда же?..
И имеется какое-то совсем особое чувство, которое испытываешь, в то время, когда на глаза тебе попадается описание некоего кино, кадры либо что-то еще, в чем ты угадываешь ТО САМЫЙ фильм. Как будто бы заново ступаешь босой ногой в собственную молодость, и она, молодость эта, щекочет тебе пятки ностальгическими воспоминаниями…
Так произошло со мной в отношении фантастического боевика Охота на роботов (Runaway, 1984). Готовя для редакторского блога ЗУ материал видоизменение творца про писателей, снявших фильмы по собственным произведениям, я присмотрелся к одной из картин Майкла Крайтона — и внезапно, совсем нежданно для себя, определил в ней кино, которое мне довелось наблюдать когда-то в раннем детстве (и, быть может, в другом переводе а также не полностью).
Смутные образы, сохранившиеся с тех далеких уже времен (начало 90-тых, быть может и финиш 80-х еще), были хрупки и малоинформативны, так что отыскать данный фильм самостоятельно было фактически нереально. не забывал я всего лишь, что был в том месте в кино некоторый злодей, убивавший людей посредством умных мелких устройств-роботов, одно из которых напоминало паука, а второе — скользило по дороге, преследуя какую-то машину на оживленной автостраде.
Итак, приятное узнавание свершилось, но что остается с нами по окончании того, как схлынет волна ностальгии? Или иначе — что возьмёт зритель, что будет наблюдать данный фильм в первый раз?
Возьмёт он ядреное кино примера 1980-х, со всеми преимуществами-недочётами, характерными голливудским фильмам того периода. С обычным храбрецом-крутышом и столь же обычным, кроме того хуже того, злодеем, с лица которого не сходит злодейская ухмылка. Шарма главному персонажу в исполнении Тома Селлека, копу из недалекого (с позиций 1980-х годов) будущего, придает полоса сталинских усов и явное внешнее сходство с певцом Фредди Меркьюри.
Еще один серьёзный нюанс — у храбреца (а это уже достаточно умелый милицейский, отец и вдовец-одиночка), традиционно суперменистого как Рэмбо, имеется собственная ахиллесова пята: паническая боязнь высоты. Конечно же, эту фобию ему нужно будет побороть в финале в последней схватке с антагонистом.
Оный антагонист нынешнего зрителя, вероятнее, разочарует — в этом замысле Крайтону вкус очевидно поменял, поскольку кроме того для 80-х злодей ведет себя чрезмерно по-злодейски, принимать к окончанию картины действительно его очень не легко, не смотря на то, что по ходу фильма пара сцен с участием злыдня порадуют и искушенного киномана. Уж по крайней мере убийство дамы (а преступник-маньяк проделывает оный фокус не единожды) — это то, чего вы вряд ли имели возможность бы ожидать в фильме 1984 года выпуска с рейтингом PG-13.
Кстати, в роли злодея Крайтон снял Джина Симмонса, участника группы KISS. И забрал, как вспоминал сам Симмонс в собственной автобиографической книге, за то, что Джин сумел в течение 60 секунд не мигая зловеще наблюдать в глаза режиссеру.
К слову о красивых женщинах — пассия главного храбреца, его напарница и из взаимоотношения, не без неприятностей, но все-таки развивающиеся на втором замысле главной сюжетной линии, кроме этого оставляют приятные впечатления. К тому же они разбавлены хорошим, совсем не похабным юмором, что идет на пользу всему фильму в целом.
Понимаете, в этих блокбастерах персонажи так неинтересны, так картонны, а их индивидуальные переживания так подвержены сценарным шаблонам, что никакого интереса не вызывают, лишь зевоту. И в этом хорошие ленты 80-х очень сильно побеждают у современного кино — тут героини и герои приводят к искренней симпатии.
Но все-таки основной плюс этого ветхого и сейчас уже подзабытого фильма — это машинки, роботы. Крайтон не был бы Крайтоном, если бы не коснулся в собственном кино темы разработок будущего — этому во многом была посвящена и его самая узнаваемая режиссерская работа (Западный мир), и самые известные экранизации его романов — Штамм Андромеда, Разоблачение, Конго и, очевидно, Парк Юрского периода.
Крайтон-режиссер по большому счету интересовался робототехникой и был чуть ли не первопроходцем данной тематики в Голливуде, а уж середина 1980-х — собственного рода золотая эра фильмов про роботов, андроидов и киборгов: тут вам и первый Терминатор, и Бегущий по лезвию бритвы, и Замыкание, и Класс 1984… Возможно отыскать в памяти и Робокопа, и Киборга, и Андроида, и Черри 2000, большое количество их было тогда, роботизированных фильмов, и выходили они, в большинстве случаев, в широкий прокат, тогда как в 90-тые и сейчас удел аналогичного кино — видеорынок.
Не смотря ни на что, а техническая подкованность сценариста и режиссёра сказалась, так что многие хитроумные устройства, придуманные Крайтоном для Охоты на роботов, и по сей день выглядят достаточно уникально. Да, кое-какие из них, наподобие спятившего робота-охранника, очень сильно смахивающего на простой ксерокс, приводят к улыбке… но понимаете, вряд ли их назначением было пугать зрителей и тогда, в 80-тые.
Местами чересчур простой кроме того для той эры, фильм Крайтона, однако, будет занимателен для просмотра и по сей день всем, кто обожает хороший экшен, обаятельных героев-героинь и харизматичных мужчин-девушек, противостояние персонифицированных Добра и Зла и прекрасные ночные пейзажи мегаполисов.