Пианист
Если вы снимаете кино и наряду с этим достаточно гениальны и удачливы, грезите об “Оскаре”, то смело обращайтесь к теме геноцида иудейского народа во время второй мировой. Это уже 50 процентов успеха.
Необычное дело, Роман Полански сделал фильм во многом напоминающий и повторяющий известный шедевр Стивена Спилберга “Перечень Шиндлера”. И взял 3 “Вручения Оскара” из семи вероятных, а также за лучшую режиссуру. Нужно признать – совсем справедливо.
Воздействие картины происходит в столице Польши в годы с 1939-го по 1945-ый. Владислав Шпильман (Эдриен Броди) – блистательный пианист. Он трудится на Варшавском радио, каждый день излучая в прямой эфир чудесные мелодии современников и классиков.
Владека обожают и уважают, так же как и всю его бессчётную иудейскую семью.
Война застает пианиста на его рабочем месте.
В то время, когда за окном загрохотала канонада германской артиллерии, он еще не поверил до конца, что настал главной момент в его судьбе, и играл . Только в то время, когда обрушилась крыша у него над головой, Владислав Шпильман понял целый кошмар происходящего.
Но это было лишь начало. Начало истребления целой нации, гениального, трудолюбивого и умного народа. Как это все происходило, большая часть из нас имело возможность заметить в вышеупомянутой ленте Спилберга.
хронология и Механизм одного из самых ужасных правонарушений в историипереданы и в том месте в этот самый момент с требуемой точностью, драматизмом и достоверностью. Отличаются только место действия: Краков и Варшава (в “Перечне Шиндлера”), численность иудейской диаспоры и люди – яркие участники процесса, линиями судеб которых была написана эта ужасная страница летописи Второй мировой.
Мы снова видим массовое переселение иудеев в гетто, их притеснение, неспешно переходящее в преследование, фильтрацию по физиологическим показателям, выдачу “карточек работника”, голод, побои, расстрелы…
В центре этого сумасшествия находится Владислав Шпильман, его глазами продемонстрирована история, потом положенная на бумагу. Она есть автобиографичной, соответственно – правдивой, что придает фильму особенную красоту. Труд Роналда Харвуда, приспособившего литературный источник к экрану, был по преимуществу оценен участниками Академии Киноискусств, давшими сценаристу “Оскар”.
В фокусе камеры практически все время находится храбрец Эдриена Броди. Мы слушаем рассказ от лица жертвы, каким он есть. Таковой подход не нов, но тут он уместен.
Сам актер не остался без приза – на его счету третий “Оскар”, появлявшийся в арсенале “Пианиста”. Не сообщу, что он меня чем-то поразил. Но столь колоритный образ воссоздал весьма бережно.
Эта достаточно уверенная актерская работа сделала мистеру Броди имя в Голливуде и поставила в один последовательность с признанными суперзвездами киноэкрана.
“Пианист” – европейское кино со средним бюджетом (35 млн. долларов), израсходованным очевидно не на платы, исходя из этого имена остальных исполнителей ведущих ролей вряд ли сообщат очень многое кроме того эксперту. Но все они отыграли достойно.
Да и по большому счету, съемочная несколько поработала на славу, сотворив качественный и достаточно ясный фильм. Два с половиной часа, каковые он идет, пролетают незаметно, не смотря на то, что никакой суеты на экране нет и в помине. Воздействие начинается размеренно и проходит без сколь-нибудь больших всплесков активности, но ты наблюдаешь в телевизор, не в силах отвести взор.
Казалось бы, в отдельные моменты ничего особого в том месте не происходит, и в полной мере возможно подняться и заварить чашечку кофе без ущерба для восприятия сюжета. Тогда этого не осознаёшь, по причине того, что выясняешься полностью втянутым в ритмичное и увлекательное повествование, прервать которое представляется кощунством. Не только из-за почтения к оператору и режиссёру, создавшим верную воздух, а скорее из сочувствия и симпатии к главному храбрецу, что, не являясь везунчиком и суперменом, ассоциируется с каждым из нас: с тобой, со мной, с ним.
Ты в мыслях ставишь себя на его место, прикидываешь варианты и собственные вероятные действия, осуждаешь, в мыслях не соглашаешься – другими словами принимаешь живое, яркое участие в картине. Еще и исходя из этого, быть может – как раз исходя из этого, так хочется наблюдать “Пианиста” и болеть за Владека Шпильмана как за родного.
Индивидуальные пристрастия не отодвигают глобальные проблемы, затронутые в ленте, на второй план. Мы видим их иначе, как бы изнутри, с позиции простого человека, а не всего человечества. Зверства фашистских солдат, само собой разумеется, шокируют всех обычных людей, но запоминается в этом фильме совсем второе: мнимая игра соскучившегося по инструменту музыканта в тишине безлюдной помещения и лицо германского капитана, потрясенного мастерством пианиста, звуками его музыки, вынудившими забыть обо всем, среди них и о войне.
Объединяющая и очищающая сила музыки – тема, хорошая внимания и Сейчас. Не смотря на то, что лозунги типа “Рок против наркотиков (СПИДа, насилия и т.д.)” так же, как и прежде выглядят утопией.