Поэтом можешь ты не быть…
Роланд Эммерих
Незадолго до выхода в прокат картины «Аноним», говорящей о том, что пьесы Шекспира писал вовсе не Шекспир, а граф Оксфорд Эдуард де Вер, Москву посетили его создатели – режиссер Роланд Эммерих и исполнитель ключевой роли Рис Иванс. Они поделились с журналистами своим мнением об авторстве известных произведений, и поведали о том, из-за чего поменяли амплуа.
Сценарий «Анонима» попал вам в руки десять лет назад. Из-за чего вы лишь на данный момент сняли фильм?
Два-три года занял процесс переписывания сценария. В исходном варианте Джона Орлоффа в центре всей истории был треугольник взаимоотношений – Бена Джонсона, Шекспира и графа Оксфорда. Но мне казалось, что фильм не может быть посвящен одной теме.
Я думал, что для фильма не хватает истории непризнанного авторства. Я задавал себе вопрос: в случае если граф Оксфорд вправду был автором всех пьес, то из-за чего он не имел возможности поставить под ними собственный имя? Я обсудил это с Джоном, и мы заключили, что основной вопрос – вопрос престолонаследия: кто будет следующим королем Англии? И эта интрига стала главной движущей силой сюжета, а треугольник взаимоотношений отошел на второй план.
По окончании того как сценарий был закончен, мы обратились к компании Сони, и нам скоро дали зеленый свет на эту постановку. Мы отправились в Лондон с целью снять данный фильм, но тут стало известно, что отечественного бюджета не достаточно на все, что мы задумали. Помимо этого, не все актеры, выполняющие главные роли, были дешёвы в то время, исходя из этого проект был приостановлен.
Я начал снимать «2012» и, пока трудился над ним, отыскал ответ, как дешево снять елизаветинскую эру в «Анониме». И лишь затем мы приступили к съемкам.
На съемочной площадке фильма
Существует пара точек зрения на авторство пьес Шекспира. Из-за чего вы выбрали как раз версию с авторством графа Оксфорда, а не Бэкона или других?
Я услышал эту историю от сценариста Орлоффа. До этого я ничего не знал о полемике. Я приобрел сценарий десять лет назад. на данный момент я на сто процентов уверен, что Шекспир неимеетвозможности являться автором. А вот граф Оксфорд писал пьесы либо кто-то второй – это вопрос.
Человек, написавший данный текст, жил тем, о чем писал. Он был ювелиром слова, Картье собственного времени, он был гением. А наряду с этим не осталось ни одного документа, написанного рукой Шекспира.
Верите ли вы сами в поведанную вами историю? Либо часть сюжетных ходов, как, к примеру, инцест, необходимы для сильной истории?
История с инцестом – это теория, которой придерживается маленькая несколько исследователей, но я все равно решил применять эту историю в фильме, по причине того, что она именно в духе Шекспира.
Из-за чего, по-вашему, пьесы Шекспира до сих пор актуальны? Быть может, средние века к нам ближе, чем мы думаем?
Это занимательный вопрос. С одной стороны, храбрецы Шекспира полностью современны; иначе, нравы в шестанадцатом веке были более дикими и безжалостными. И в предвосхищении и этой двойственности именно обстоятельство актуальности Шекспира и такой популярности Сейчас.
Что вынудило вас присмотреться к Рису Ивансу и забрать его на такую важную роль, какая из его работ?
Я проводил кастинг с открытым сердцем, не имея представления, кто будет играться графа Оксфорда. Я отсмотрел довольно много актеров в Лондоне и просил моих кастинг-директоров не сказать актерам, на какую роль они пробуются. И позже я заметил Риса, которого предполагал взять на роль Шекспира, по причине того, что это комедийная роль, именно по части Риса. Я был удивлен, в то время, когда Рис попросил дать ему роль графа Оксфорда.
Возможно, по причине того, что их отличает внутреннее родство, к примеру, эксцентричность. Как бы то ни было, с того момента эта мысль засела в моей голове: Рис Иванс – граф Оксфорд, это храбрый движение. И пробы были фантастические. Я пологаю, что он весьма желал сыграть эту роль.
Рис как я: я нахожусь в колонии фильмов-трагедий, Рис – в колонии комедийный ролей, и он с наслаждением сыграл совсем второй темперамент.
Из-за чего вы не дали Рису сыграть хоть мало иронии?
У Риса имеется пара моментов в фильме, в то время, когда он демонстрирует собственные комедийные таланты. Но он принес что-то более ответственное в фильм – собственные эмоции, собственные эмоции. По-моему, вынудить человека плакать серьёзнее, чем рассмешить, тем более что комедийные сцены в фильме имеется – это эпизоды с Шекспиром. А Рис у нас нёс ответственность за слезы.
И мне думается, что для отечественного фильма это более ответственная задача.
На съемочной площадке фильма
Елизавету играются дочь и мать Джоэли Ричардсон и Ванесса Редгрэйв. Какую актрису вы пригласили первой в фильм?
Я трудился с Джоэли Ричардсон в «Патриоте». Она мне весьма понравилась. Она была единственной претенденткой на роль Елизаветы.
Я задавал вопросы Джоэли, как мне лучше пригласить ее маму в фильм, по причине того, что опасался просто так подойти к Ванессе. Джоэли ответила: «Удачи! Мама сыграет, лишь если она согласится с твоей трактовкой Елизаветы».
Ванессе не все понравилось, она очень многое добавила от себя в темперамент Елизаветы. Таковой Елизаветы вы раньше не видели.
Как вам помогал бывший худрук театра «Глобус» Марк Райлэнс?
Марк сильно помог нам. Он кладезь знаний о Елизаветинской эре, костюмах, обычаях, театре. Его супруга сочинила музыку для эпизодов на сцене театра «Глобус».
Нам помогали и мастера сцены.
Назовите десять обстоятельств, по которым вы вычисляете, что Шекспир не есть автором пьес.
Масса обстоятельств, я могу отвечать 2-3 часа. К примеру:
Не осталось писем или других документов, написанных рукой Шекспира из Страдфорда.
Две его дочери были неграмотными.
В завещании не упоминается ни одной книги.
Человек, написавший пьесы, великолепно знал жизнь высшего сословия. Взоры автора пьес аристократичны. Будучи простолюдином, Шекспир через чур навязчиво интересовался придворной судьбой.
Зять Шекпира был доктором, и он ни при каких обстоятельствах не упоминал в собственных записках, что его тесть был писателем.
Вся история с первым изданием произведений Шекспира выглядит так, словно бы издатель искал подходящий псевдоним, не смотря на то, что все в то время знали, что он не есть автором этих пьес.
Рис Иванс
Рис, что у вас и Роланда неспециализированного с вашим персонажем графом Оксфордом?
У меня мало неспециализированного с графом Оксфордом. В социальном замысле он аристократ, а я из рабочего сословия. Я пологаю, что именно большое количество Роланда в графе Оксфорде – непонятый гений. Люди не понимают его, всегда обвиняют в том, что он разрушает мир. А он не разрушает, он формирует новый мир. Он очень способен в понимании природы человека. Роланд – кладезь идей. Его преследуют глупые ярлыки – король хаоса и без того потом, а он очень чувствительный человек.
Исходя из этого Роланд довольно часто оказывается в ситуации непонимания, и я, да и все мы, довольно часто бываем непонятыми. Это имело возможность привлечь нас обоих в судьбе графа Оксфорда.
Как вы подготавливались к данной роли, какие конкретно источники применяли?
Само собой, у меня была книга с красивыми пьесами. В этом случае ключевую роль сыграл костюм. Вы двигаетесь по-второму, вторая осанка, танцуете, имитируете перемещение планет. Это была вторая эра, костюм вправду поменял меня. В то время, когда вы смотрите на картины того времени, вам думается, что люди на них позируют, но в действительности – нет.
Это костюм задает перемещение и позу – ваша голова на тарелке. И вы двигаетесь по-второму.
Кадр из фильма
Как вы с Роландом трудились над вашим персонажем? Кто какой вклад внес, кто придумал подробности, к примеру, пальцы в чернилах?
Да, это было сотрудничество. Мой вклад – смоуки-айз. Мой храбрец окружен персонажами и своими пьесами, он не думает, он видит собственные мысли и позже говорит. Что касается внешнего вида, то Роланд твердил мне одно – Карл Лагерфельд. Я сообщил: «Ок, я сделаю Лагерфельда для тебя и Дэвида Боуи для себя».
Так что Оксфорд – это альянс Лагерфельда и Боуи.
Роберт Дауни младший сказал, что на съемках «Шерлока Холмса» ему нравилась расслабленность англичан на площадке – все всегда пили чай. Господин Эммерих немец, но в далеком прошлом трудится в Голливуде и, возможно, без шуток относится к процессу. У вас оставалось право на файв-о-клок?
Нет, никакого чаепития, по причине того, что Роланд обожает трудиться. И Роланд расслаблен, учитывая все вопросы, о которых ему приходится думать: создание нового мира либо в то время, когда он говорит с актером – это микрокосмос чувств и отношений. И это трудится, в то время, когда вы видите настоящих людей в феноменальной обстановке. Так что Роланд нормально и расслабленно чувствует себя на площадке, если бы я был на его месте, то я бы уже был в смирительной рубахе.
Мы трудились с германской командой. Немцы действенны, но наряду с этим и весьма креативны. Работа в эйфорию.
Я не пологаю, что мы имели возможность закончить фильм в второй стране, лишь в Германии.
Убедил ли вас Роланд, что ваш храбрец, граф Оксфорд – подлинный создатель пьес, подписанных Шекспиром?
Кто бы ни был автором – он был гением в любом случае. Язык, мысли… В фильме рассказывается красивая история о вызовах, битвах. Я надеюсь, что фильм вдохновит вас на перечитывание Шекспира.
Я видел, как людей впечатлил отечественный фильм. на данный момент это уникальность. В сценарии мне понравилась история про анонимность автора, и идея столь верная в Российской Федерации – перо посильнее меча.
Роланд также говорит, что основная мысль фильма – перо посильнее меча. Вы согласны с этим утверждением, кроме того не обращая внимания на то, что в финале фильма замыслы вашего храбреца проваливаются?
Перо определенно могущественней меча. Клинок может остановить какие-то вещи, перо может их поменять. Неизменно. Особенно, в случае если воткнешь перо в чей-нибудь зад.
Двойной эффект (смеется).
Что вам говорили в школе о Шекспире? Имеется ли классическая точка зрения на преподавание Шекспира в школе?
Вопрос авторства открыт. Шанс, что именно Шекспир написал пьесы, мал. По-моему принципиально важно, что сценарий Орлоффа показывает историю в политическом ключе, мы видим структуру общества того времени – это новый взор. Шекспир в школе – это было весьма скучно, как ежедневное чтение Библии.
Лишь в драматической школе я полюбил Шекспира, в то время, когда произносил его тексты, сказал его словами. Лишь тогда ты вправду дышишь воздухом Елизаветинского времени.
Кадр из фильма
Как, по-вашему, отреагируют британцы на версию германского режиссера об авторстве пьес Шекспира?
взглянуть на мою ухмылку. Я надеюсь, что в отвлечённых кругах фильм вызовет хаос и анархию. А для людей, каковые обожают истории, обожают пьесы Шекспира, это будет глоток свежего воздуха. Это как дотянуться полное собрание сочинений Шекспира в ветхой оксфордской библиотеке, открыть книгу и сдуть пыль с нее. Что Роланд и сделал.
Я уверен, люди взглянут кино и захотят пойти в театр.
Какой из шекспировских персонажей вам ближе всего и из-за чего?
Их большое количество. Время от времени я ощущаю себя Ромео, время от времени Гамлетом, в то время, когда я стану отцом, правильнее, в случае если я стану отцом, я желаю быть королем Лиром… Я Макбет, в то время, когда я пьян.
Каких еще исторических персонажей вам хотелось бы сыграть?
Играться графа Оксфорда – это роскошь для актера. В большинстве случаев я играюсь рабочий класс. Я игрался ранее князя Мышкина и желаю сыграть его еще раз. И еще Распутина.
И это я говорю не вследствие того что мы на данный момент в Российской Федерации (смеется).
Если бы вы были режиссером, то какой фильм вы бы сняли?
Моя тема – это детство. Один из моих любимых фильмов – «Моя собачья судьба» Лассе Халльстрема. В 6-7 лет сложился мой взор на мир, мое чувство юмора.
Я бы снял фильм о том, как дети принимают взрослых.
У вас уже имеется четкий замысел этого фильма?
Нет. Это вслух. Если вы бы задали вопрос меня десять мин. назад, то я ответил бы совсем по-второму.
Какое, по-вашему, место в массовой индустрии может занять «Аноним»?
Я пологаю, что данный фильм сделает для театра то же, что «Рокки» сделал для бокса.