«Повелитель стихий»: интервью с м. найтом шьямаланом
М. Найт Шьямалан — режиссер неоднозначный, и его работы вызывают, возможно, больше споров и различных точек зрения (довольно часто полярных), чем чьи бы то ни было. Успех его триллера «Шестое чувство» превзошел все самые храбрые ожидания и поднял режиссера на необычайную для новичка высоту. Не смотря на то, что до этого были «Яростная молитва», снятая им в студенческие годы, и душевная картина и замечательная духовная «Пробуждение»
, вышедшая на экраны через три года по окончании создания и почему-то оставшаяся совсем неоцененной и незамеченной, не обращая внимания на то, что стоила внимания, вне всяких сомнений.
За «Шестым эмоцией», принесшим Шьямалану пара номинаций на «Оскар» и репутацию возможно кассового постановщика, вышел «Неуязвимый» с тем же Брюсом Уиллисом в ключевой роли, что должен был бы стать приманкой для широкого зрителя и принести успех картине, но однако фильм при всех его несомненных преимуществах в Штатах чуть оправдал затраты на маркетинг и производство, не смотря на то, что всемирный прокат помог избежать полного провала.
Через два года режиссер выпустил еще один очень ожидаемый фильм — «Символы», — реакция на что была очень неоднозначной, но, это уже никого не удивляло. Но лента собрала положенную выручку, и Шьямалан так же, как и прежде остался в фаворе у студийных боссов, приобретая деньги на проекты и работаяу себя в Пенсильвании.
Его довольно часто именуют голливудским аутсайдером, что, но, не мешает ему с завидной регулярностью снимать студийные картины, и новый проект из трех фильмов, «Повелитель стихий», — тому подтверждение.
Я встретила режиссера на съемочной площадке предполагаемого летнего блокбастера о юном Аватаре, пребывав в Филадельфии с группой зарубежных журналистов, которых студия Paramount любезно пригласила для обзорного визита, но запретила сказать о фильме фактически до дня его выхода.
Поведай мало о сцене, которую ты только что снимал. Что тебя не устраивало, из-за чего переснимал ее пара раз?
Данный персонаж (Машет рукой неизвестно в сторону площадки, где мы видим нескольких актеров — Прим. авт.) — светло синий дух. Зритель видит его в первый раз как раз в данной сцене.
Другими словами это его самое первое появление в фильме. Мне хотелось продемонстрировать его так, дабы зритель не смог сходу осознать, кто перед ним: человек, животное либо что-то еще. Исходя из этого у нас ушло какое-то время на согласие с актером, на определение кадра, позицию его в нем — простые вещи.
В течение нескольких дублей стал ясен рисунок его перемещения, его пластика, и последние три, возможно, были самыми лучшими, один из них войдет в окончательный вариант. Я пологаю, что мы достигли желаемого результата (Шьямалан мягко радуется поразительно яркой, белозубой ухмылкой, которая выглядит, пожалуй, бросче, чем в действительности, из-за полумрака, в котором мы все находимся, и контраста с его весьма смуглым прекрасным лицом — Прим. авт.).
Фильм включает в себя столько различных элементов. В чем заключался твой подход к материалу? Для меня это связь всех элементов, трудящихся самым лучшим образом на поставленную задачу, их баланс. База фильма, его философия содержится в ценности семьи, как базы культуры любого народа.
У нас культура, которую воображает храбрец, как таковая уже не существует, он — последний и единственный ее представитель. По сути, любой поворот событий в фильме так или иначе связан с традициями и семьёй, он о людях, осознающих в ходе необходимость и важность семьи, и о тех, кто противостоит этому, полагая, что они не нуждаются в таковой нагрузке. Философия, как видите, несложная, но вопрос в том, как это воплотить в таком грандиозном масштабе, в каком вспоминал фильм.
В большинстве случаев в собственных фильмах я мыслю сходу конкретной, весьма интенсивной эмоционально и физически сценой, которая продолжается, возможно, пять мин., но стоит всех пятидесяти. Тут же всё происходит куда сложней. Это всё ново для меня и плохо утомительно. Я не снимал таких фильмов.
Приходится учиться в ходе, но именно это меня и прельстило прежде всего. Это так как первый фильм, что ты снимаешь не по собственному сценарию…
Да-да. Мы слышали, что твоя дочь дала совет тебе обратиться к данной теме. А как это было в действительности?
Мне постоянно хотелось поведать какую-то громадную историю, эпическую кроме того, дабы воздействие разворачивалось медлительно, но целенаправленно, распределяясь по нескольким фильмам. Но я не имел возможности позволить себе писать всё это, тратить пара лет на сценарий, а позже на фильм. Так что я сохранял надежду отыскать сценарий, готовый к работе. Я искал таковой материал какое-то время.
Те варианты, что мне предлагались либо были мной самим отысканы, не вдохновляли. Мне хотелось отыскать что-то такое, куда я имел возможность положить мои личные эмоции, что-то, что имело возможность привести к ощущению естественной внутренней связи с материалом. В противном случае просто не имеет смысла с этим связываться.
И в то время, когда данный проект показался у меня на столе, я сходу почувствовал, что могу положить в него мою философию, мое видение мира. Материал включал в себя буддистско-индуистскую философию. Фактически, слово «аватара» из санскрита, означающее проявление божественной силы на земле, все составные элементы истории: боевые искусства, семья, культура — всё это ощущалось как верный выбор, исходя из этого я и взялся за эту работу.
Но данный проект — как будто бы поворот на 180 градусов от того, что ты делал прежде. Тебя не тревожит то, как к этому отнесется зритель? Перемены неизменно хороши. В случае если в баскетболе ты постоянно движешься направо, защитник соперника знает это, стараясь нейтрализовать тебя, то ты в итоге идешь налево, дабы его одурачить, верно? А позже через какое-то время ты поменяешь собственную тактику и снова отправишься направо.
В переменах неизменно имеется удовлетворение и радость. Я привык снимать триллеры, и мое сознание трудится в этом направлении как бы по привычке. В случае если я снимаю триллер, я знаю совершенно верно, что и как необходимо сделать, мой мозг привык решать неприятности в этом направлении. А проект другого жанра заставляет мое сознание трудиться в другом направлении. Другими словами тренировать другие мускулы, в случае если снова сравнивать со спортом.
Я думаю, это разрешает мне расти профессионально. Как это чувствуется — тренировка вторых «мышц»?
Превосходно. Мы трудимся над этим фильмом уже полтора года, и всё, что должно быть на экране, планируется задолго до фактически съемок, учитывается огромное количество подробностей, это только непростая и занимательная работа.
Мы заканчиваем съемки через 14 дней и планируем заниматься эффектами, монтажом и другими нужными вещами еще год до выхода фильма.
Будет большое количество эффектов? Кроме того не знаю, как сообщить. Я бы желал минимум эффектов и CGI так, как по большому счету это быть может, и однако все равно их должно быть довольно много.
Особенно для меня. Это «не моя чашка чая» — компьютерное изображение не соответствует моим эстетическим правилам. В то время, когда я снимаю, я обязан видеть то, что в кадре, и это должно быть в определенном освещении. Это нереально сделать, зная, что очень многое будет добавлено по окончании съемок.
В то время, когда я наблюдаю в объектив и не вижу настоящей картины, какой она мне представляется, всё, что я ощущаю сейчас, — это боль. Большое количество сил уходит на то, дабы избавиться от данной боли и фиксировать все будущие доработки. Для меня это, само собой разумеется, весьма непривычно.
Мало из того, что мы снимаем, я могу установить так, как мне хочется, дабы это смотрелось на экране, но далеко не всё вероятно сделать на данный момент, в ходе. К примеру, левой части моста, что вы видите на данный момент, нет: она будет добавлена позднее компьютерной графикой. Так же как и часть храма, что виден с данной точки. Всё это новый вид мастерства для меня.
Сначала мне это было плохо некомфортно, но неспешно я обучаюсь видеть кадр таким, каким он будет смотреться позже, а не в тот момент, в то время, когда я это снимаю. Ты собираешься снимать подряд все три фильма? Я пологаю, что нет. Я сохраняю надежду делать что-то в промежутках между фильмами. Всё, что ты делаешь в этом фильме, выглядит достаточно необычно, кроме того актерский состав: пара более либо менее привычных лиц, но по большей части ты занял малоизвестных актеров. Было ли это так задумано? Да, это была отечественная цель.
Потому, что отечественные храбрецы весьма неповторимы, в чем-то кроме того символичны, мы желали привлечь актеров, чья наружность в данной форме будет ассоциироваться с храбрецами истории. какое количество ребятишек ты просмотрел в отыскивании Аанга? Какого именно храбреца ты искал, какими качествами должен был владеть тот самый лучший претендент на роль? О, тысячи, тысячи…
Ноа (Рингер) был тем самым мальчишкой, что был нам нужен. Это было сходу видно. Оказалось, что имеется таковой юноша, что бреет голову лишь вследствие того что ему это нравится. Что занимается боевыми искусствами с раннего возраста, обучается всем наукам дома, а не в школе. Весьма скромный и естественный во всем, живет, фактически как монах.
Легко идеальный по всем параметрам кандидат. И он был снаружи весьма похож на того Аанга, которого все видели в мультипликационном фильме. Он был успешной находкой.
В случае если сказать о франчайзах, ты применял какой-то опыт самых успешных из них? Властелина колец,
к примеру, либо Гарри Поттера?
Очевидно, мы сохраняем надежду, что отечественный фильм будет уникальным, займет собственный собственное место в последовательности известных киносаг. Крайне важно иметь такую захватывающую главную линию, дабы все препятствия и приключения на пути отечественного храбреца смотрелись естественными и приводили к ответной сочувственной реакции зрителя. В случае если храбрец станет любим зрителем, то у него имеется шанс на предстоящую судьбу.
Что мне особенно нравится в отечественном фильме, так это шекспировская предыстория принца Зуко, храбреца Дева (Патель), и всей его семьи. Она лишь начинает развиваться в первом фильме, а во втором возьмёт собственный полное развитие. Это потрясающая предыстория вправду глубины и шекспировского размаха. Боевые искусства становятся базой многих фильмов. Как ты собираешься показать их по-новому, возможно, демонстрируя их более маленькими кадрами, в чем содержится твой подход к этому?
У меня в офисе имеется статуэтка Брюса Ли, я один из тех парней, что влюблен в боевые искусства, изучал их, это в традициях моей семьи. Я постоянно хотел сделать фильм с боевыми искусствами. В то время, когда я наблюдал «Матрицу», я был легко в восхищении от того, как боевые искусства были включены в фантастический фильм, что, казалось бы, совсем этого не предполагает.
В отечественном фильме главное отличие содержится в том, что главный герой не есть действующим борцом, он не применяет боевые искусства для боя, он применяет это для манипуляций с формами, с элементами внешней среды: водой, огнем и без того потом… И в то время, когда все сделано верно, то это выглядит скорее как танец, а не борьба, это есть идеальным воплощением эмоционального
состояния, говорит о степени фокусирования храбреца. Я снимаю весьма долгие дубли, концентрируя внимание на том, как люди [каскадеры] разбрасываются в различные стороны силой тех элементов, каковые Аанг вызывает своим «танцем». И все это отнимает огромное время.
В случае если учесть то, что с нами трудится 12-летний актер, у которого собственные привилегии на площадке, определенное время на перерывы и работу, да и то, что нужно собрать всех каскадеров, которых он швыряет во все стороны, это сложно, не легко. Вот этим утром, к примеру, кто-то дал совет снимать все это мини-короткими фрагментами и камерами, и я!
Я был так утомившимся, что не осуществлял контроль собственные эмоции. «Да, мы можем снимать мини-камерами и сделать маленький монтаж, но это любой желающий сможет! В этом нет никакой индивидуальности! Так как мы пробуем продемонстрировать, что данный мальчишка в центре всего, речь заходит об его концентрации сейчас и его возможности сфокусироваться, а тут мы со собственными маленькими дублями путаемся под ногами!» Я выдал им целую обращение о том, что входит в отечественные главные задачи.
Я не забываю, какое наслаждение получил от работы в «Неуязвимом», в то время, когда делал все сцены борьбы. Сцена в спальне, где храбрец Брюса (Уиллиса) душит парня, была сделана с высоты, но начата снизу, и это смотрелось так, как будто бы дама, которую он пробует спасти, уже мертва, и ее душа наблюдает на него сверху. Другими словами, это та эстетика, которую я предпочитаю применять, в то время, когда в сцене борьбы имеется и второй суть, не считая самой борьбы.
Сейчас показалась тенденция делать громадные фильмы, основываясь не на драматургическом материале, как в прошлые годы, а на играх, комиксах, мультипликационных фильмах, как в твоем случае. Как ты находишь таковой подход к материалу, что разрешит сделать тебе сложный и многоплановый фильм? Так как ты не снимаешь кино лишь для целевой аудитории, скажем, подростков от 10 до 18 лет.
(Отрицательно качает головой, подтверждая последнее предположение задающего вопросы.) Тут основное — осознать, на чем основывается источник. Вся мифология мультипликационного фильма, по которому мы снимаем, основывается на буддистской и индуистской философии. Аанг делает всё то, что делает и далай-лама, он был выбран для таковой роли, как далай-лама, всё это основано на тех самых традициях.
Тот факт, что база картины мультфильм, может смутить неосведомленного зрителя. База этого мультипликационного фильма — классика во многих проявлениях. Путешествия храбреца с жертвами и препятствиями к основной цели — восстановлению справедливости. Все главные моменты истории, которую придумали Майкл Димартино и Брайан Кониецко, основаны на их любви и знании восточной философии, боевых искусств, религии. Для меня отправной точкой всегда было отношение храбреца либо храбрецов к семье.
Другими словами мой личный подход к материалу учитывал и это. Снимая тот либо другой эпизод, я постоянно исхожу из того, какое отношение у храбрецов на любой этот момент к базе баз: семье, их месту в ней либо по отношению к ней. Я надеюсь, что именно таковой подход предоставит шанс зрителю ощутить собственную сообщение с действующие лица фильма.
Как много времени ушло на то, дабы написать сценарий? Дюжина черновых вариантов? Хороший вопрос. Нет, не так много.
Я создал структуру сценария, полностью опираясь на мультфильм, на первые 20 серий. Первый вариант краткого содержания, схемы включал в себя ленту где-то примерно на пять часов. И я исходил из этого, уменьшая и выбирая главные моменты.
В большинстве случаев я мучаю себя существенно продолжительнее, трудясь над сценариями для собственных фильмов, Майк (Димартино) и Брайан (Кониецко) включили в их проект огромное количество аллегорий, метафор, так что я могу поблагодарить их за большое облегчение моей работы. Как именно ты собираешься показать сцены схваток, будет ли это так же, как в «Доме летающих кинжалов», к примеру, либо выйдет что-то более реалистичное?
Нет, мы не применяли полеты на страховке, как это сделано в упомянутом тобой фильме, где актеры совершают замедленные, плавные и фиксированные перемещения в воздухе, каковые делаются при помощи лонжи. В случае если Аанг и поднимается над почвой, то лишь вследствие того что он может летать, а это будет CGI-эффект, вне всяких сомнений. Мы старались обойти необходимость работы с лонжей, по причине того, что это постоянно выглядит самую малость неестественно.
В случае если я вижу такую работу в фильме, я постоянно чувствую лонжу, на которой актер трудится. Это совсем вторая эстетика и вторая работа. CGI-эффект даст то же самое чувство полета, но с другим ощущением его величия. Дэнни Бойл упомянул в одном интервью, что в мастерстве наступает эра влияния Азии,
и в твоем фильме особенно заметно такое влияние. Как ты наблюдаешь на это?
Весьма увлекательный вопрос и сложный, кратко не ответить. Я не могу заявить, что мы находимся на переломе времен в мастерстве, но в случае если необходимо выяснить правильный момент, в то время, когда сделать «храмовый» франчайз — блокбастер, основанный на культуре Азии и популярной психологии, то лучшего времени, чем на данный момент, не отыскать.
Не имел возможности бы ты мало порассуждать на тему собственного творчества в целом, о работах последних лет, каковые взяли, быть может, не ту реакцию, которую ты ожидал? (Смеётся.) Я сейчас приобретаю очень неоднозначную реакцию на свои работы, в какой-то степени это стало ожидаемым. Если бы вы пошли моей дорогой, вы также были бы озадачены реакцией на всё, что делаете. Кто-то говорит, что ваши работы — безотносительная чушь, одновременно с этим другие подмечают: «Нет, это что-то потрясающее».
Третьи уверяют : «Да это же шедевр!» Вы не понимаете, кому верить. И в какой-то момент, в то время, когда вы приобретаете около сотни различных точек зрения и точек зрения на собственный творчество, вы перестаете тревожиться о том, нравитесь ли вы кому-то либо нет, вы привыкаете к данной разноголосице. Единственное, что вам остается, это лишь быть верным собственному пути. Я не ищу оправданий, я обожаю все собственные фильмы и могу лишь сохранять надежду на то, что кто-то разделяет мои эмоции по окончании их просмотра.
Я не стремлюсь понравиться всем. Я уверен, что будут и разгромные ревью на данный фильм. Само собой разумеется, если бы этого не произошло, я был бы рад, но вряд ли так будет. Я решил делать эти фильмы два с половиной года назад и не могу покинуть проект из-за уязвленного самолюбия, я могу лишь продолжать начатое с тем же эмоцией собственного преимущества, честно.
Мне думается, что всё пытается к центру, к точке, где находится истина, и моя обязанность содержится в том, дабы противостоять мнениям и просто делать собственный дело. Ты сделал все собственные фильмы в Пенсильвании и в первый раз вывез группу на натурные съемки в Гренландию. Что побудило тебя к этому, из-за чего ты предпочитаешь данный штат всем остальным?
Я вправду стараюсь трудиться лишь в Пенсильвании, в моем родном штате, где мой дом и моя семья. И я безмерно рад, что мне удалось привести ко мне фильм для того чтобы масштаба, как «Повелитель стихий», что благоприятно отразилось на экономике штата, на занятости отечественных местных компаний кинематографистов и многих вторых.
Я пологаю, что это самый громадный фильм, по большому счету когда-либо снимавшийся в восточной части прибрежной полосы. Так как у нас имеется довольно много вправду гениальных живописцев, редко занятых в громадных голливудских проектах. Гренландия стала для нас потрясающим опытом, рисковым, но волнующим неординарно.
Мы совершили в том месте 14 дней в ужасном холоде, не занятое на съемках время коротая в отеле, поскольку ни у кого не было жажды отморозить что бы то ни было. Мы выстроили площадку на леднике, которая на данный момент уже точно провалилась сквозь землю совсем — ледник меняет собственные очертания. Но видеть энтузиазм актеров, выходящих на работу в таких условиях, было легко страно и вдохновляюще, мы все желали совершить данный опыт, проверить себя на выносливость.
Съемки в Гренландии стали незабываемыми для всех нас.
Значит, сейчас ты чаще будешь вывозить собственные фильмы на натурные съемки? Да, пожалуй, мои дети подросли, возможно начать путешествовать. (Смеется.) На площадке нежданно затихли все шумы, и помощник режиссера, без звучно находившаяся в стороне и бросающая взоры на часы последние десять мин. практически за одну секунду, шепотом сообщила что-то Шьямалану, он кивнул и сообщил всем нам, что ему пора — площадка готова к съемке.
Чувство от беседы с таким увлекательным и прекрасным человеком осталось весьма приятное. Сходу захотелось, дабы фильм был успешным. Найт Шьямалан определенно энтузиаст собственного дела, работу собственную обожает и отдает ей все силы.
На площадке трудятся многие члены его семьи — это часть его философии, нужно полагать. Кто, не считая семьи, обеспечит тыл и помощь в сложном ходе создания фильма и не меньше сложном периоде его выхода на громадный экран, в то время, когда любой вычисляет своим долгом продемонстрировать абсолютное знание и собственный профессионализм кинематографического дела?
Создатель Наталья Хиггинсон