Призраки гойи
Фильмы о живописцах – неизменно монографии. Основной и главный вопрос в которых – сам художник, его творчество и жизнь. Всё другое в полной мере вписывается в эту стратегию. Отыщем в памяти хотя бы “Фриду”, “Поллока” и “Модильяни”. “Привидения Гойи” – не исключение.
Не смотря на то, что, как раз тут имеются персонажи, по крайней мере равнозначные заглавному, и события, затмившие храбрецов, если не сообщить – обезличившие.
Всё это совместно делает новый фильм Милоша Формана очень увлекательным. Ну, так что, приступим к изложению?
То, что произошло на излёте 18-го века в Испании, в некоей степени случилось от Гойи. По крайней мере, он выступил катализатором процессов, перевернувших мироощущение рядовых граждан и сподвигших Святую Инквизицию возвратиться к кровавым способам средневековья. Да-да, так всё и было.
Бездействовавшая многие годы Святая Палата листала картины живописца и хмурилась. Мрачный мир уродцев, демонов и злобных карликов наблюдал на них с картинок и заставлял поёживаться. Как такое вероятно?
Работы этого идолопоклонника распространяются в мире, а мы молчим?
Но свалить Франциско Гойю пришлось нелегко. Влиятельные приверженцы в той же Инквизиции (в частности, папа Лоренцо, чей портрет он рисовал на заказ) и королевская семья, так же пользующаяся его одолжениями – далеко не полный список вероятных защитником художника. А, но – не весьма то и хотелось.
Наличие Неприкасаемых подтолкнуло Палату к поискам более лёгких жертв. Одной из первых стала дочь мадридского толстосума Томаса Бильбатуа и личная муза Франциско Гойи (в одном лице) Инес. Нелепое обвинение в иудействе стало причиной заточению в темнице и выпытанному признанию.
Томас не смирился с утратой и устроил самосуд на отцом Лоренцо, что было в те времена неслыханной наглостью и смертельно рискованным предприятием. Собственного он добился: доказал, что под пыткой из человека возможно вытянуть каждые, кроме того самые немыслимые сведения. Но дочери не помог – уж весьма крепки были тогда позиции Церкви.
Прошли годы, поменялось правительство, совокупность. Ушли одни люди, на их смену заступили другие. Во Франции победил Наполеон.
И отправился войной на соседние государства. Среди первых пала Испания. На завоеванных почвах возводились эшафоты, раскрывались колонии. Свобода для одних и заточение для других…
Среди многих амнистированных была Инес. Та жа самая, и вторая…
Перед тем, как поделиться с вами мыслями о “Призраках Гойи”, напомню о его создателе. Великий, прекрасный, потрясающий 75-летний Милош Форман. Двукратный обладатель “других” призов 40 и Оскара.
Создатель “Полёта над гнездом кукушки”, “Рэгтайма”, “Амадеуса”, “Вальмонта”, “Человека на Луне”, “Народа против Ларри Флинта”.
Форман молчал 7 лет. И выдал “Призраков…”.
Мне неудобно делать выводы о его прошлом и брать на себя смелость проецировать на настоящее. То было весьма в далеком прошлом. Несомненно только то, что сняты “Привидения Гойи” превосходно. Безукоризнен Мадрид 18-го века, ситуация, костюмы, кастинг. Мэтр не ослабил хватку.
Люди на съёмочной площадке чётко делают собственную работу.
Актёрский интернационал играется в унисон. Над всеми возвышается Хавьер Бардем (папа Лоренцо). Колоритнейший персонаж, сильный образ. Ему вторит Натали Портман. Актриса практически изображает троих. Как это сложно, видишь лишь тогда, в то время, когда из темницы выбирается Вторая. И осознаёшь, какое огромное мужество требуется на то, дабы решиться на такую перемену. В сравнении с Бардемом заметно проигрывает Стеллан Скарсгаард.
Его Франциско Гойя пара простоват и обыден. Нет в нём той “малости”, что зажигает в небе звёзды. Чем по идее обязан владеть любой гений (в том, что Гойя очень способен, сомнений нет), созидатель. Скарсгаард добросовестно “носит рояль”, подыгрывает, а не играется на нём.
Вычисляете это обычным? Я – нет.
Запрещено кроме этого не отметить королевскую семью. Рэнди Куэйд и Бланка Портильо блестяще выполняют собственные миниатюры. Да, фактически, не одни они.
Фильм радует как в целом, так и в показе отдельных подробностей. Он высоко держит планку. И запоминается.
На долгое время, как всё хорошее.