Проклятие аннабель. рецензия зу
В случае если пристально изучить фильмографию Джеймса Вана (а это обязан сделать каждый уважающий себя мистики жанра и поклонник ужасов), то возможно заключить, что за всю собственную карьеру он снял только одну по-настоящему уникальную картину — Выпивала. Все же остальные являются, по сути, вариациями на достаточно распространенные темы.
Среди них и основной хоррор-хит последних лет — Заклятие, в действительности совмещающее в себе мотивы хороших фильмов кошмаров прошлого века Изгоняющий Ужас и дьявола Амитивиля. Но гений Вана таков, что не несущие ничего принципиально нового фильмы в его режиссуре смотрятся как что-то свежее, самобытное и по-настоящему пугающее.
Джону Р. Леонетти в плане мастерства до Вана, само собой разумеется, на большом растоянии. Как режиссер он начинал в 2006 году, поставив сиквел триллера-драмы Эффект бабочки, но многие ли из нас отыщут в памяти хорошим словом данный фильм (в отличие от культовой первой части)? Леонетти недурно показал себя как оператор, благо опыта в этом деле ему не занимать — тут возможно отыскать в памяти и Детские игры 3 1991 года выпуска, и спин-офф Мумии примера 2002 года Царь скорпионов, и мистику Я знаю, кто убил меня.
Но, все это не столь уж великие фильмы. Однако все тот же Леонетти поработал с Ваном на съемках Астрала 2 и заклятие. И стажировка эта, непременно, отправилась оператору на пользу, Проклятие Аннабель выглядит занимательнее Результата бабочки 2. И по большому счету, не будь Заклятия, имела возможность бы претендовать на высокий балл.
Такая вот странность: без Заклятия это был бы, вероятнее, куда более не сильный фильм, но без него же это кино и оценивалось бы выше.
Кукла по имени Аннабель в первый раз засветилась именно в Заклятии, где являлась дополнительным источником страха. С ней была связана второстепенная сюжетная линия, придававшая главной истории глубину, а храбрецам Веры Фармиги и Патрика Уилсона — предысторию. За что нужно сообщить благодарю и Вану, и сценаристам Кэри и Чэд Хэйесам. В итоге студийные боссы решили посвятить ужасной кукле отдельное кино, которое нужно было снять в том же духе, что и Заклятие.
Бюджет картины составил скромные шесть с половиной миллионов американских долларов, в режиссеры наняли Леонетти, а сценарий доверили средней руки профи Гари Доберману (Паутина зла, Погреб, Болотный сатана). В мировом прокате таковой подход себя оправдал целиком и полностью — лента собрала порядка 170 миллионов долларов кассы, так что сейчас обращение уже идет о создании на данный момент Проклятия Аннабель. И все же — только временами на протяжении просмотра было страшно.
И все же — частенько на протяжении просмотра было скучно.
Как и Заклятие, данный фильм не претендует на самобытность и какое-то новое слово в жанре. В случае если фильм Вана обыгрывал мотивы Изгоняющего Ужаса и дьявола Амитивиля, то Проклятие Аннабель паразитирует все на том же Изгоняющем…, открыто отсылая наряду с этим зрителя еще и к Ребенку Розмари Романа Полански. В центре сюжета — юная пара, ожидающая ребенка.
Супруг дарит беременной супруге куклу, а ночью в их дом врываются двое наркоманов-сектантов. Еще одна отсылка к Ребенку Розмари, причем уже не к фильму, а к связанной с ним ужасной настоящей истории — беременную жену Романа Полански актрису Шарон Тейт убили члены секты Чарльза Мэнсона. Отечественным храбрецам выжить по окончании встречи с маньяками-оккультистами удалось, но те успели совершить некоторый ритуал вызова демона.
А демон, очевидно, вселился в куклу Аннабель (тут уже, само собой разумеется, вспоминаются история перевоплощения и Детские игры убийцы Чарльза Ли Рэя). Потом сюжет еще неоднократно напомнит нам о тех либо иных хороших хоррорах (а также кроме того и о Кладбище домашних животных). Местами — это нужно признать — очень недурно попугает, причем не только посредством примитивного бу-из-за-угла.
Повторюсь, картину возможно было бы назвать очень неплохой… если бы не пара-тройка но.
Во-первых — и это основное — храбрецам открыто не достаточно судьбе. То бишь в том же Заклятии семейству Перронов, как и чете Уоррен зрители по-настоящему сопереживали, поскольку это были живые, объемные персонажи, милые и занимательные. Новобрачные из Проклятия Аннабель скорее приводят к раздражению — они глупы, их образы словно бы вырезаны из трафарета. Равно как и немногочисленные храбрецы второго замысла, миссия которых сводится к тому, дабы погибнуть (либо пострадать) поэффектнее.
В каком-то смысле в совершившей целый фильм без перемещения (как минимум в кадре и по собственной воле) одержимой кукле судьбы чувствуется больше, чем в якобы живых людях, ее окружающих. Оттого и одолевает зрителя меж броскими эпизодами, реально присутствующими в фильме, зевота.
Во-вторых, финал авторы, грубо говоря, слили. Кроме того, что он открыто заимствован у Изгоняющего дьявола и предугадывается чуть ли еще не до начала просмотра фильма. Финал данный при всей собственной ожидаемости, выглядит, мягко говоря, натянуто (быть может, вследствие того что все подряд храбрецы в данной сцене ведут себя примерно-глупо).
К тому же кое-какие сомнения вызывает сюжетная линия, которая связана с подругой основной героини, темнокожей владелице книжной лавки. Линия, быть может, такие и виделись в Соединенных Штатах в те времена (время действия — 60-70-тые годы прошлого века), но все-таки… Вряд ли люди были так толерантны, в то время, когда в автобусах еще существовали места для тёмных, а в уборных отдельные раковины для цветных.
Ну и наконец, в-третьих, Леонетти все-таки не Джеймс Ван. Крепкий ремесленник — но не гений. Так что и фильм у него вышел небезнадежный, смотрибельный, но до отметки работ Вана — не дотягивающий.