Прорыв
Необычное у нас Отечество, господа. Выясняется, мы все ему должны по гроб судьбы. За то, что показались на свет (не благодаря, а вопреки), защищали его границы и интересы в рядах армии, теряя лучшие два года собственной и без того недолгой молодости, вкалывали 40 лет от звонка до звонка, исправно платя налоги и другие сопутствующие отчисления, снабжая хорошую старость президенту, другим олигархам и депутатам.
Но ему (Отечеству), видите ли, этого мало. Оно жаждет отечественной смерти, наслаждается последними часами собственных сыновей с маниакальной, ненасытной жаждой вампира. А мы преданными глазами наблюдаем на экраны телевизоров и ловим каждое слово, любой намёк. И почему-то кроме того желаем “до конца выполнить собственный долг” перед ним…
Всему этому имеется одно ёмкое определение – патриотизм. А также будучи в чём-то не согласные с Отечеством, мы все (за редким исключением) последовательно делаем его распоряжения, идём, так сообщить, на зов. Для чего? Так воспитаны.
Плюс пропаганда.
Фильм Вячеслава Давыдова (так декларируется в титрах, не смотря на то, что Давыдов – всего лишь один из продюсеров и соавтор сценария, режиссёром же тут выступает Виталий Лукин) “Прорыв” – ответственный винтик этого механизма, замечательная, не смотря на то, что и не весьма складная, агитационная машина. Как она трудится, вы определите чуть позднее, а до тех пор пока разглядим поближе её фасад, другими словами сюжет.
Чеченская Республика, 2000-ый год. Регулярные части Псковской дивизии ВДВ, расквартированные на Кавказе, в числе Южной группы армий русском армии воюютс группировкой чеченских боевиков. О сути конфликта знает любой, исходя из этого повторяться не буду. Сообщу только, что многочисленный отряд из двух с лишним тысяч террористов направляется в Дагестан.
Снова… Их цель – захватить ещё больше заложников, дабы метрополия выполнила, наконец, все условия одиозных чеченских фаворитов.
Но разведка доложила совершенно верно. В штабе посчитали, прикинули маршрут, и оказалось, что на пути следования боевиков нет важных формирований русском армии. И нет никакой возможности оперативно подтянуть силы противодействия. Вражеский караван на подходе к ущелью, через которое ведёт лишь одна дорога.
Стоит его пройти, и пиши.
Руководство решает перекинуть на стратегическую высоту 7850 роту 104-го гвардейского парашютно-десантного полка, которая будет удерживать позицию до подхода главных сил. 100 человек против двух с половиной тысяч. Верная погибель.
Но на то они и храбрецы, дабы умирать. За Отчизну, за семью, за товарищей.
По солидному счёту “Прорыв” – это “Вторая 9 рота”. Тематическое сходство столь явное, что попахивает плагиатом. Не так принципиально важно, где это произошло (Афган либо Чеченская Республика) и в то время, когда (в советские либо российские времена). Значительно только то, что воинское подразделение подставили в интересах дела, кинули, вынудили умирать.
Людьми пожертвовали во имя вторых людей, и линия знает чего ещё. Знакомая обстановка обыгрывается в том же ключе. Само собой разумеется, у Лукина с Давыдовым собственное её видение, и однако – вторичность по мозгам. От этого ощущения тяжело отделаться. Но насыщенность военными действиями берёт вверх над сомнениями, и ты втягиваешься в процесс.
Тем более что война продемонстрирована с сознанием дела и большим уровнем профессионализма.
“Прорыв” – зрелищное кино, этого не забрать. Все тонкости военном судьбе и атмосферы тех лет соблюдены (благодаря живому участию кадровых офицеров и ярких участников операции), как я могу об этом делать выводы.
Фильм поставлен по настоящим событиям. Но от этого не холодно, ни жарко. Что такое не редкость – ни для кого не новость. Да и то, что будут гибнуть люди – светло как божий сутки.
Так и происходит. Сражение продемонстрировано со всеми натуралистическими подробностями. Мы видим, куда попадает пуля, и откуда сочится кровь, как взрывается граната, и разлетаются тела.
Практически как у Спилберга в “Спасении рядового Райана”, лишь без оторванных конечностей и вываливающихся из распоротого живота кишок.
А что же тут имеется не считая войны? Обрывочная и очевидно лишняя амурная линейка, направленная только на то, дабы выжать из зрителя дополнительную слезу и придать трагедии личностный темперамент. Лубочное изображение семьи генерала Селиванова, идеализированные отношения, безоблачные возможности. Да и по большому счету, идеальная, бесконфликтная армия, славы государства и предмет гордости.
Как словно бы нет ни пьянства, ни дедовщины, ни всего того, что с покон веков ассоциируется с отечественными вооружёнными силами.
Чеченские боевики тут – не просто серая масса пособников зла. Оказывается, среди них имеется и хорошие люди, приверженцы мирного урегулирования споров, умные “аксакалы”, имеется обиженные и оскорблённые. Неприятель с людской лицом? Соответственно – возможно договориться?
Но как-то уж всё натянуто, выдернуто, приглажено. Целая номенклатура. Не от души.
Каких-то превосходных актёрских работ я не заметил. Разве что Александр Клюквин (полковник Шевкунов) и Виктор Низовой (если не ошибаюсь, сержант Черемшанов) чем-то выделяются из неспециализированной толпы. А так – целые понты. Перед лицом смерти воины говорят как генсеки и думают о Отчизне, хватают за грудки и сотрясают воздушное пространство.
Ни разрешить ни взять – роботы.
В “Прорыве” всё легко и легко предсказуемо. Время от времени кроме того доходит до забавного. Так незамысловато и остроугольно выстроено это кино.
А для того чтобы грандиозного пафоса я не встречал нигде, кроме того в американских военных драмах. В случае если б его возможно было измерить, Гиннесс схватился бы за голову.
В концовке же режиссёр превзошёл сам себя. Монументальности сцены “Солдаты на закате” позавидовал бы и сам Церетели.