Рецензия к фильму «12 лет рабства». последние несколько лет были для меня трудными
Английский режиссер Стив МакКуин по первому собственному призванию живописец, как Тони Дэвид и Скотт Линч, выпускник дизайна и колледжа искусств в Челси. Создатель последовательности фотографических проектов и нескольких короткометражек; одна из них — Бесстрастное лицо (Deadpan) памяти Бастера Китона в стиле его невозмутимости в самых абсурдных обстановках — снискала премию Тернера, одну из самых респектабельных в мире в области современного мастерства. С 2008 МакКуин переносит собственные художественные поиски в громадное кино.
На его счетусегодня три ленты в полном метре, каковые уже собрали три десятка респектабельных кинематографических призов и обеспечили ему статус основной надежы национального кинематографа: Голод, лёт и 12 Стыд рабства.
Последний фильм о рабстве в буквальном смысле. Но и первые два имеют к теме несвободы необычное отношение. Голод посвящен активисту ИРА Бобби Сэндсу, положившему жизнь на алтарь политическй борьбы, и его известной тюремной ирландской голодовке 1981, закончившейся смертью. А Стыд — о наркотической сексуальной анти-сублимации современного нью-йоркского интеллигента.
МакКуин берется за острые темы, на первый взгляд рисуя портрет обычных представителей эры, но в действительности разбирает не эры, а внутренние империи человека и в каком то смысле пределы людских возможностей.
Кредо МакКуина как режиссера — опробование зрителя на прочность, шоковая терапия, которая остается под кожей продолжительно по окончании просмотра фильма, большое количество твёрдых натуралистичных сцен. А сам режиссерв замысле методики собственного творчества как бесстрастный ученый, ставящий опыты на собственных зрителях и актёрах, заставляя первых обнажаться физически и духовно, а вторых не прятать глаза. ВDeadpan он не просто и не просто так отыскал в памяти о невозмутимости в стиле Китона, он сам исповедует эту твёрдую бесстрастие художественного взора, она стала его фирменной фишкой.
Тема рабства у МакКуина действительно настоящая, основанная на книге воспоминаний Соломона Нортопа, свободного негра американского севера, которого цинично реализовывают в рабство на юг Штатов. Но все же это не фильм о рабстве, а, как и прошлые творения Стива, изучение возможностей и пределов человеческого духа на фоне темы рабства.Соломон Нортоп, выясняясь в положении раба, претерпевает неспешно всю сложную эволюцию душевных умонастроений и состояний от крайнего недоуменния, неприятия обстановки, отчаяния, злости, судорожного поиска выхода, веры в скорое разрешение недоразумения до постепенного смирения, покорности, выживания инстинкта и обострения самосохранения, сознательной заморозки чувств, наконец, утраты надежды.
Неоджиданно свалившиеся на голову простого человека 12 лет тяжелых опробований и твёрдая проверка на прочность имели возможность бы появляться роковыми и смертельными для натуры агрессивной и непокорной, лишь крайний гуманизм и доброта Нортопа помогли ему выжить и приспособиться. На эту роль МакКуин пригласил для того чтобы же хорошего и эмоционального актера, англичанина нигерийского происхождения Чиветеля Эджиофора, это стопроцентное попадание в образ и прекрасная узкая психотерапевтическая игра. Для прорисовки его внутреннего состояния фильм насыщен многими «говорящими» и броскими визуальными подробностями, каковые не буду приводить чтобы не было спойлеров.
В роли главного монстра-рабовладельца Майкл Фассбендер. Постоянный актер МакКуина, им же и открытый. Его соратник, что не сходу поддался на провокации Стива с полным эмоциональным обнажением, но вышел из строя на его веском доводе: мы все когда-нибудь погибнем. Фассбендер один из лучших актеров собственного поколения, его именуют новым Мики Рурком либо Гари Олдманом, концентрация его таланта и энергичность натуры особенным образом реагируют с камерой, оставляя замечательную ауру.
Он не играется, но постоянно живёт в роли.Майкл в роли плантатора Эдвина Эппса злое гневливое бесконтрольное чудовище, оставляющее на большом растоянии сзади персонаж Лео ДиКаприо в Джанго высвобожденном.
Но в некоем смысле онвызывает симпатию своим безаппеляционным неистребимым догматическим прагматизмом — в негров положены мои деньги, это моя собственность, я их хозяин, они задолжали мне помогать, делать любой каприз. И трогает неисправимой страстью к рабыне Петси (Люпита Нионго), редкой красивой женщине, с которой далеко не сравнится его жена мистресс Эппс (Сара Полсон).
МакКуин ненадолго сводит в кадре Фассбендера и Брэда Питта как главных оппонентов в вопросахидеологии рабства. Напомню, что совсем сравнительно не так давно они были бизнес-партнерами у Ридли Скотта в фильме Советник. Рядом они смотрятся вправду альтернативно, один концентрация вызова и агрессии, мудрости и другой доброжелательности.
У Питта маленькая роль, которая дополняет участие в проекте его студии Plan B Entertainment. Во второстепенных ролях хорошо выглядят Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти, Пол Дано.
В собственной основной части — исполнители и режиссёр основных ролей — проект английский, что стало причиной дискуссию критики о том, что американцам больше пристало разглядывать тему рабства, чем англичанам. Напомню, что в 2012 она всплыла в двух занимательных американских проектах — байопике Стивена Спилберга Линкольн, чья деятельность на должности президента Америки неотделима от неприятности рабовладения, и рабовладельческом вестерне от Квентино Тарантино Джанго высвобожденный. Анесколько ранее были сняты Джефферсон в Париже об американском политике, известном кроме национальных заслуг собственной долгой связью с рабыней квартеронкой, и английский Необычная легкость о английском политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, посвятившем жизнь борьбе с бесчеловечной практикой работорговли.
Фильм неординарно красиво снят. МакКуин уже 13 лет сотрудничает с оператором Шоном Боббитом, фирменным гаджетом которогоявляются долгие целостные сцены безмонтажных склеек, снабжающие полный эффект присутствия. Неординарно хороши как красивые полотна — восходы, закаты, сумерки, вода, деревья, небо,и портретная живопись — большие планыактеров, таки динамичный экшн. Визуальный последовательность фильмов МакКуина сравнивают с полотнами Босха.
В случае если иметь в виду что Босху «хватало мужества изобразить людей такими, как они имеется изнутри« (испанский монах Jose de Siguenza), тогда как другие изображают их такими, как они выглядят снаружи, то аналогия с творчеством МакКуина полная. Наконец, кратко напомню, что музыку к фильму писал один из лучших композиторов кино Ханс Циммер.
Фильм непременно одно из основных событий года, высокое мастерство и большое искусство всех участников проекта, гуманистический памфлет вне времени.
Создатель: Татьяна Федотова