Рецензия к фильму «космополис». водопад
20010,0,3500,
Думаю, всем известно, как древние египтяне извлекали мозг во время мумификации?Если не всем, то наверняка большинству. Пересказывать подробно сам процесс,пожалуй, здесь не стоит – в любом случае его без труда можно нагуглить и самому– но не упомянуть его просто не возможно. Так к чему все это?
Вкратце:мумифицируемый – это вы, добрый древний патологоанатом – Кронненберг, ну ажелезный крючок или что там был за инструмент изъятия серого вещества изорганизма – это, собственно, и есть Космополис. В двух словах.
АвторСканнеров, Мухи, Экзистенции и прочих средств выноса разума через ушныеотверстия, похоже, решил не просто себя самого переплюнуть на этом, безсомнения, веселом поприще, но и обскакать одного из своих главных конкурентов –Дэвида Линча, чьи фильмы, как известно, развлечение (если их так вообще можноохарактеризовать) отнюдь не простое и далеко не для каждого.
Может быть,ему стало скучно после опыта Опасного метода – удачного, но, тем не менее,слишком, по меркам Кронненберга, приближенного к общепринятым канонам. Но,скорее всего, старику просто захотелось в очередной раз повеселиться, и винитьего за это, разумеется, нельзя. Даром, что веселье получилось в общем, терминспецифический и сотой доли всей картины отразить не в состоянии.
Прежде всего, нормы построения сюжета, структуры, диалогов и вообщевсего, чего только можно было, были благополучно, всерьез и, в данном случае,навсегда посланы на все четыре к чертям собачьим. Нет, это пока что не означает,что Космополис – экранизированный трип незакаленного фантаста, хотя нечтотакое приходит на ум после первых пятнадцати минут. Просто у режиссера свое,особое видение изнанки роскошного лимузина, напичканного электроникой,комфортом, посетителями и прочими сравнительно юными миллиардерами.
Иглавным образом это видение выражается через разговоры последних двух категорий,коими сценарий, написанный Кронненбергом на основе одноименного романа ДонаДелилло всего за шесть дней, набит под завязку и еще немного. Они – тот самыйматериал, из которого и созданы вышеупомянутые железные крючки. И ониабсолютно, капитально, прости Господи, ультимативно беспощадны – иначе и нескажешь.
Речь персонажей здесь – главная движущая сила одновременнофильма и зрителей, уходящих из зала в первые двадцать минут в отчаянных попыткахсохранить остатки гипофиза и левого полушария для хоть какой-либо осмысленнойработы в будущем. Сходу и просто так даже характерную особенность оной иназвать-то нелегко – определение растворяется в неясных воспоминаниях, которыевоспринимаешь то ли как сон, то ли как несбывшуюся мечту о поездке вАмстердам.
Даже если, оправившись от первого удара, начать ее, речь,кое-как воспринимать, вдумываясь в слова героев и осознавая ими сказанное, тоэто совсем не гарантирует дальнейшего понимания ее смысла. И даже обсуждениевроде бы злободневных и доступных более-менее широким кругам населения тем,вроде пороков рыночной экономики или последствий технологической эволюции, непроникнет в ваше сознание просто так. Только и исключительно в сопровожденииинтонационных казусов (то ли спасибо, то ли нет локализаторам), либовыносящих остатки мозжечка своей непосредственностью действий участников беседы,либо просто взбесившимися декорациями, а иногда и всеми сразу.
А когда впоток необузданной информации, извергаемой устами участников процесса, начинаютв количествах разной степени неумеренности вклиниваться совсем уж небожительскиесловечки (то есть, даже суровее, чем вот сейчас) и различные аллюзии, тоостается лишь тихонько вжиматься в кресло, моля любого Бога на выбор о силе духаи умственном здравии. В противном случае вы рискуете быть забанены содержимымвашей собственной черепной коробки как минимум до следующего творения маэстро.
И лишь иногда, в особо удачные моменты, удается из всей этой речевойлавины выхватить остатками ушной раковины отдельные, словно случайно вылетевшиеиз глотки персонажей реплики, которые не только дают хоть какие-то каплипредставления о предстоящих событиях, но и позволяют взглянуть на всепроисходящее с несколько иного ракурса – философского, если хотите.
Вконце концов, кто сказал, что резвый как каток и легкий как сумоист речитатив –это плохо? Отнюдь. Это специфично до одури, это малопонятно большинству людей,это за гранью много, может даже здравого смысла.
Но опыт-то интересный! Пусть ине совсем безопасный, особенно если учесть, что одним просмотром для хотьсколько-нибудь полного понимания происходящего на экране здесь все ни за что необойдется.
В свете всего вышеописанного к актерской игре такжебесполезно применять стандартные, классические критерии оценки – толькоКронненберговские, другие просто не работают, или работают, но быстро ломаются ивыходят из строя.
Поведение героев просто выжигает адским пламенем какуюбы то ни было реалистичность, после чего, со спокойствием арктических льдов,воздвигает на ее дымящихся останках свой скромный храм безбожного кутежа.Поэтому говорить об игре тех или иных актеров сложно: половина из них невыражает практически никаких эмоций, вторая половина с троекратным усердиемотыгрывает свои роли, а сам Роберт Паттинсон то ли халтурит, то ли выступает с полнойотдачей. Задумано ли было так, или это такая импровизация коллективная – Богиего разберут.
И все потому, что чувственная сторона картины суть пародияна нашу систему ценностей и взаимоотношений. Или ее зеркало. Или она сама, носвоеобразно препарированная.
Или интерпретированная. Или
В общем, илиу вас здесь может быть сколько душе угодно. Кронненберг заботится о своихзрителях, просто делает это немного по-своему. Вот вам, кстати, и демократия,также затрагиваемая в Космополисе, наверное, между похоронами суфийскогорэпера и вторым сексом.
Или первым. Или
Словом, будьте осторожны – и этоуже вполне серьезное предупреждение. Во-первых, идите на Космополис неотдыхать, а напрягать извилины. Во-вторых, будьте морально готовы к недовольномуропоту, неуместному и уместному хохоту, обязательному подразделению девочек,пришедших на Паттинсона поглазеть и бунту собственного организма.
И, наконец,в-третьих, подготовьтесь и пересмотрите что-нибудь из репертуара, допустим,Гиллиама или того же Линча. Или тяжелую артиллерию в виде Триера или Гринуэя.Или другие фильмы Кронненберга. В общем, артхаусной разминкой не брезгуйте, а томы вас предупреждали.
Автор: Роман Волохов