Северная страна
В то время, когда отгремели последние “Оскары”, стало ясно, что “Северная страна” ничего не взяла. И поделом. В этом имеется какая-то верховная справедливость. В кои то веки она восторжествовала. Снимать такие фильмы с одной единственной целью – попасть под раздачу призов – занятие, на мой взор, неблагодарное.
А для чего, сообщите, ещё следует сделать такое кино? Из любви к мастерству? Дабы мало подзаработать? Вряд ли.
Либо им возможно кого-то переубедить, поставить на путь подлинный? Также нет.
Ну, помой-му с этим разобрались, сейчас слушайте.
Мать двоих детей Джози Эймс (Шарлиз Терон), расставшись с последним мужем, возвращается в родительский дом. А куда ей ещё идти без крыши и денег над головой, без опоры и работы в жизни? Будущее не была благосклонной к Джози. Ранний ребёнок вне брака, поставивший крест на профессиональной карьере и образовании и серьёзно подмочивший репутацию, второе замужество, не принесшее ей ровно никаких барышов, не считая второго дитя, побоев супруга и пьяных разборок.
Очередное избиение – и до свидания.
Джози устала, ей надоело зависеть от мужчин, быть им обязанной. Она уверен в том, что может самостоятельно о себе позаботиться. Исходя из этого – ноги в руки, и бегом в отчий дом. Кто же ещё приютит на первых порах, как не мать с отцом.
А уж позже она воспрянет духом.
Северная Миннесота – шахтёрский край. А на шахте постоянно требуются рабочие руки, и платят в том месте прекрасно. Но по большей части трудится в том месте народ неотёсанный, неотёсанный, отставший от веяний времени и привыкший к монопольному праву мужского населения на этот вид работ.
Присутствие в забоях не сильный пола приводит к жгучей ненависти шахтёров и желание насолить, показательно наказать и унизить выскочек иначе… Кого тревожит, что женщин в том месте – одна из сотни. Основное, что они – тут, в месте, предназначенном для мужчин, в месте, где им не место.
Закон уровнял дам в правах, но не сделал их существами иного толка. А раз такое дело, то из-за чего бы не вернуть справедливость тем, кого больше, и кто посильнее. Потому и слышат работницы в собственный адрес оскорбления, просматривают на собственных шкафчиках непотребные фразы, находят в личных сумочках фаллоиммитаторы, а на чистой одежде – мужские гормональные выделения. И это ещё что!
Бывают вещи и похуже.
Сносить подобное поведение способны немногие, ответить на него – и того меньше. Лишь посмей, и тебя смешают с грязью – не отмоешься. Джози Эймс испытала в собственной жизни очень многое, натерпелась, закалилась. И в ответ на откровенные провокации подала в суд иск за сексуальные преследования со стороны мужской части коллектива шахты.
Одна против целого мира. Думаете, проиграет?
Надеюсь, вы не так наивны, дабы это предположить. “Северная страна” – пафосная производственно-политическая драма. Обрыдлая до почечных коликов тема с легко прогнозируемой концовкой, искусственно поплохевшая Шарлиз Терон в бесплодной попытке прибрать к рукам второй собственный “Оскар”, мрачная панорама жёсткого горнодобывающего края – компоненты, сливающиеся воедино в вязкую судебно-романтическую канитель.
Искусственно приплетённые ко мне детства и темы материнства, отцов и их потомков, верности и чести, корпоративного братства и женской дружбы… Куда ни копни – все при деле, всё до кучи. Собственного рода шведский стол – любой отыщет тут что-нибудь по душе. Вот лишь для чего?
Нас уже обучили (благодаря Джону Гришэму), что в Штатах все завоевания и гражданские свободы были достигнуты при помощи судебных прецедентов. Мы неоднократно видели (“Золотой ливень”, “Собственный человек”, “Вердикт за деньги” и т.д.), как тот либо другой шустрый юрист либо представитель масс-медиа облапошивал группу высококвалифицированных, но полностью беспринципных звёзд юриспруденции и выторговывал для собственного клиента либо себя солидную компенсацию, а для остального потерпевшего народа – законодательную базу, мешающую повторению аналогичных нарушений.
Исходя из этого полностью ничего нового по данной части мы в “Северной стране” не заметим. Когда Джози обращается в судебные органы, всё делается светло.
Не знаю, кто такая Клара Бингхэм (написавшая книгу, по которой сняли ленту), и какое она имеет отношение к разглядываемому в фильме делу, но юридическая подоплёка увиденного меня не убедила. Быть может, дело в нехорошем переводе, либо сценарист начудил в переработке исходного материала, но суд продемонстрирован очень коряво. То, что несёт на нём юрист Билл Уайт, представляется мне отборной ересью. А игравшийся его Вуди Харрельсон выглядит инородным телом.
Все остальные актёры пришлись ко двору.
Шарлиз Терон, по всей видимости, понравилось играться изгоев, и у неё это хорошо получается. Восхищений по поводу игры Фрэнсис Макдорманд я, в принципе, не разделяю. Персонаж у неё, само собой разумеется, необыкновенный, но роль то – в полной мере рядовая.
Сюжет также далеко не блестящий. Но, по нему я уже прошёлся. Многовато ответственности решили взять на себя сценарист Майкл Зейцман и режиссёр Ники Каро, и чуть не надорвались.
“Северная страна” идёт 126 мин., а думается, что намного больше. Утомиться от этого не успеваешь, но и эйфории от столь долгого просмотра достаточно среднего фильма не испытываешь. Страдания дам-шахтёров зрителя практически не трогают, а вот действия их сотрудников-мужчин легко озлобляют.
В этом видится обострённый феминизм, палка в колёса твоего велосипеда.
Картина Ники Каро не собрала внушительной аудитории, да и призов (любого масштаба) не досчиталась. Обстоятельства? Не от души всё это и не от сердца.
А издали до умов не достучаться.