Школа рока
Джек Блэк не принадлежит к актерской элите Голливуда, но кое-чего на Фабрике Мечт уже добился. Засветившись на заднем замысле в таких коммерческих хитах девяностых как ” Кабельщик”, “Фанат”, “Шакал”, “Враг государства” и “Водный мир”, он привлек интерес режиссеров средней руки и начал приглашаться на главные роли в низкобюджетных лентах, получая по паре миллионов за фильм. Они нашли у Джека комедийный талант и с успехом стали его эксплуатировать (см. “Спасение Сильвермана”).
Второй его талант – музыкальный – продолжительное время оставался невостребованным. Не знаю, как популярна в Штатах несколько “Tenacious D”, гитаристом которой есть Блэк (лично мне она малоизвестна), но юноша постоянно мечтал о сольном проекте, о выходе на новый уровень, о музыкальном кино со своим участием.
И в один раз ему преставилась такая возможность: режиссер Ричард Линклейтер пригласил Джека Блэка на ключевую роль в музкомедии “Школа рока”, взяв на все – про все от спонсоров 20 миллионов долларов.
В фильме актер сыграл практически самого себя. Имя его храбреца – Дьюи Финн. Он – гитарист и бэк-вокалист любительской рок-группы (наименование запамятовал), трудящейся за гроши в недорогом ночном клубе. Дьюи стесняют узкие рамки творческого процесса, ориентированного на невзыскательную публику заведения, и он пробует импровизировать, чем приводит к недовольству партнеров. По окончании очередного неудачного броска рыбкой в зал, несколько увольняет собственного гитариста. Тот не очень сильно от этого расстраивается.
Денег и без того нет ни фига, да и морального удовлетворения нынешняя музыка не приносит. У Дьюи имеется мечта. Он желает создать собственную рок-группу, талантливую воплотить в музыке его идеи.
Он желает играться настоящий рок, от которого дрожат стенки, веет одновременно и холодом и жаром, а душа мчится ввысь.
Но как воплотить ее в судьбу, в случае если плата за квартиру в далеком прошлом просрочена, и крыша над головой имеется лишь благодаря великодушию и доброте ветхого приятеля Неда Шнибли – хозяина его жилища. Нед – преподаватель, а тут такое дело, что одной из лучших в штате школ Хорас-Грин безотлагательно потребовался педагог на замену взявшему травму учителю. Дьюи решил подработать и выдал себя за мистера Шнибли.
А чему может научить детей фанатичный рокер? Лишь рок-музыке! И он проводит в судьбу собственный замысел ликвидации музыкальной безграмотности 10-летних учеников, прививая им семена единственно верной в его понимании культуры. Культуры, ставшей культом для многих поколений, частично уже потерянной…
Джек Блэк и Майк Уайт (сыгравший Неда и написавший сценарий к фильму) положили в картину частичку собственной души. Их соседство и дружба по дому списаны из настоящей судьбы, лишь в отличие от кино с подругой живет Джек, а не Майк.
“Школа рока” – четвертый фильм, в котором друзья трудились на несколько. Похоже, они довольны сотрудничеством. Стоит ли сказать, что Джек Блэк оторвался тут по полной программе: игрался, писал песни, пел. Желающие смогут сами оценить его работу. Актер желал заразить рок-музыкой не только собственных подопечных по сценарию, но и зрителей по другую сторону экрана.
Решать, оказалось либо нет, снова же – не моя задача.
На меня его энтузиазм особенного впечатления не произвел, я пришел наблюдать фильм, а не слушать музыку. Одно дело, если бы она органично сочеталась с другими составляющими ленты, не подавляя сюжет, а, дополняя его и украшая, как было, к примеру, в фильме “Практически известен”. Тут Блэк навязывает нам собственную музыку, возвышая ее над всем остальным.
А что имеется в “Школе рока” не считая нее?
Да, в неспециализированном-то, ничего. Сюжет подчинен одной и той же цели – протолкнуть плоды собственного творческого труда на ниве рока. Забавного в том месте нет совсем ничего, забавного – чуть-чуть.
Сама история легко нелепа. Для того чтобы не бывает и не может быть в принципе, дабы преподаватель в течение недель столь искусно скрывал плоды собственной работы: тайно проносил такое количество громоздких инструментов, так очень тихо играл на них, что никто не слышал, и добился понимания и полного единства среди детей. В первой половине картины довольно много откровенной скуки и занудства, к концу делается поживее, но ненамного.
Создается чувство, что “Школа рока” – детский фильм, по причине того, что все тут про детей, для детей и через чур по-детски.
Актерская игра не впечатляет, запоминающихся ролей нет, что страно – кроме того у детей. Радует глаз Джоан Кьюсак ( появляющаяся в кадре достаточно редко) и, с громадными оговорками, Джэк Блэк. Вообще-то данный актер мне несимпатичен.
В “Спасении Сильвермана” он меня, по окончании “Школы рока” я проникся к нему некоторым уважением, но больше за верность и самоотверженный труд правилам, чем за талант.
Мое вывод таково – фильм не заслуживает внимания, но факты говорят об обратном. Джек Блэк взял приз MTV Movie Award 2004 за лучшую комедийную роль в фильме и еще парочку номинаций тех же соучредителей и IPA Satellite Award 2004.
“Школа рока” имеет большой средний балл по оценкам зрителей (7,2) и собрала хорошую кассу (более 90 млн. долларов) при ограниченном бюджете (20 млн.). Так что, думайте сами, чью сторону принять.