Шпион, выйди вон!
Джона Ле Карре я, думается, не просматривал, но был наслышан. А потому и это кино сюрпризом для меня не стало. Чего-то похожего я ожидал, но не считал, что будет так мрачно и нудно. Не смотря на то, что, чему удивляться: британское кино плюс стиль автора.
Следующие два с маленьким часа я изнывал и мучился.
За что практически 13 тысяч пользователей выставили высокие 7,6 (из 10) балла на IMDB, мне невдомёк. Это легко выше моего понимания. И популярность Ле Карре… Я думал с годами привыкну, смирюсь.
Но нет, пока не получается.
Ле Карре берёт реализмом. Он сам служил в английских разведках (МИ-5 и МИ-6) и всю эту кухню знает не понаслышке. Причём собственные знания не трансформирует во что-то удобоваримое.
Наоборот, шепетильно взращивает и культивирует имеющееся.
Неторопливая, вязкая, камерная ситуация, храбрецы, трудящиеся головой, а не руками либо ногами, огромная нависающая масса подробностей в одежде, обстановке, характерах. И густая, плотная, иногда усыпляющая воздух.
Ле Карре не обожает Флеминга, считая фальшивым его храбреца. В праве… И сооружает на базе этого права коридорный мир “антибондианы”. Мир статичный, серый и неинтересный.
Пребывать в котором сложно, вытерпеть до конца – фактически невозможно.
В его сюжетах – металлическая канва, достоверность и логика. Но как же от всего этого ломит зубы!
В “Шпион, выйди вон!” диспозиция следующая. В управлении английской разведки завёлся “крот”. Задача находящегося в отставке Джорджа Смайли, бывшего помощника шефа, и его маленькой группы обнаружить и изобличить шпиона.
Задачка ещё та.
Да, фактически, говорить больше и нечего. Другое – рутина. В ней, как рыба в воде, с уверенностью лавирует шведский режиссёр Томас Альфредсон, узнаваемый по мировому хиту “Разреши войти меня”.
Он делает то, для чего пришёл – экранизирует Ле Карре и, нужно сообщить – очень удачно.
В плюс фильму – актёры. Хорошие, нет – превосходные английские актёры. Лишь вчитайтесь – Гэри Олдман, Колин Фёрт, Джон Хёрт, Марк Стронг, Циаран Хиндс, Тоби Джонс.
Они замечательно взаимодействуют, показывая игру, соответствующую статусу.
В картине по большому счету всё слаженно и подогнано. Характерный штришок – музыка. Заунывная, протяжная, обволакивающая музыка Альберто Иглесиаса. Практически толкающая в объятия Морфея. Сопротивляться которым не весьма то и хочется. Более того, в картине столько остановок камеры и сюжетных пауз, что создаётся полное чувство того, что возможно расслабиться и отвлечься без каких-либо утрат для восприятия.
И вряд ли это фальшивое чувство.
Каково мне было наблюдать кино с “радостным заглавием” “Шпион, выйди вон!”, я вам поведал. И помой-му обязан призвать к его игнорированию, но не буду. Быть может, аллергия к Ле Карре – моя и лишь моя “заболевание”.
Не складывается у меня с ним, достаточно забрать того же “Преданного садовника”.
Однако, фильм Альфредсона котируется не только на imdb. Он в фаворе у критиков (английских свободных, чикагских, английских, лос-анжелесских, сан-францискинских и других-других) а также… забрал кассу, собрав в кинотеатрах практически на 7 миллионов долларов больше положенных тридцати.
А мои ощущения – это лишь мои ощущения. И ничего больше.