Сияние
“Сияние” – фильм для меня не новый. Лет 20 назад я уже имел возможность с ним ознакомиться. Но какого-либо яркого впечатления он не произвёл.
И ничем особым не запомнился.
Бурное то было время. Информации море, а данных никаких. Да и что смогут сообщить тинейджеру времён перестройки имена каких-то в том месте Кингов и Кубриков?
на данный момент – дело второе. Кинг входит в пятёрку моих любимых писателей, а его ранее творчество я. “Сияние” было одним из немногих неохваченных мною романов мастера кошмаров выпуска середины семидесятых – финиша девяностых. Одной из обстоятельств данной обстановке стали именно не через чур благоприятные воспоминания о фильме. Со временем информация подверглась ревизии, и пробел был восполнен. А раз такое дело, то и киношный вердикт подлежал пересмотру.
Не напрасно же картина столько лет находится на верхних этажах всевозможных рейтингов и не сдаёт позиции. Да и Кубрик – не безлюдное место.
Я не опасался несоответствий. Осознавал, что воссоздать Кинга, учитывая задача и технический 70-уровень – конца очень трудная. Что касается психологии – шансы были.
Посмотрим, во что воплотились.
Горный отель “Обзор” (“Overlook”) в Колорадо был популярным местом отдыха. Сезон продолжался с мая по октябрь, а на зиму “Обзор” закрывался. Природа не жаловала любителей зимнего туризма.
Ветра, снегопады, заносы, оползни – какие конкретно уж тут лыжные прогулки?
Бывший учитель Джек Торранс был нанят смотреть за отелем на период его консервации. Супруга Венди и пятилетний сын Дэнни составили ему компанию.
Гостиница поражала убранством и размерами. Не напрасно тут останавливались главы и президенты больших концернов. Джек был в восхищении: тишина, величие, масса и покой свободного времени.
Он писал книгу и думал, что финиш прейдет скоро. Предостережение менеджера о последнем инциденте в “Обзоре” он проигнорировал. Ну сошёл в один раз смотритель с ума, зарубил топором дочек и жену – не повезло, не редкость. Торранс был уверен – ничего для того чтобы ему угрожает. Выпивать он в далеком прошлом кинул, душевное равновесие получил.
Всё будет прекрасно!
И оно было. Месяц прошёл без происшествий. Они наслаждались роскошью, погодой и свободой. Которая до тех пор пока помогала. Неприятности начались позднее. Писанина Джека не шла, он занервничал.
Дэнни и до этого видел в гостинице каких-то духов (у мальчика свойства, в случае если кто не знал), сейчас привидения стали навязчивей и агрессивней. Скопившееся в “Обзоре” зло поднимало голову. Противостоять ему становилось всё тяжелее.
То, что книга неизменно лучше поставленного по ней фильма – истина в последней инстанции. Всем, кто просматривал “Сияние” совет – не затрудняйте себя поисками экранизации. Вероятнее, она вам не понравится.
Как не понравилась мне и самому Стивену Кингу.
Не по причине того, что это нехорошее кино. Легко оно дискредитирует идею писателя, не предлагая ничего вместо. Дар, названный сиянием, задвигается куда-то на второй, в противном случае и на третий замысел. Отель, как носитель и генератор отрицательной энергетики и вовсе не фигурирует. гостиничные призраки и Помешательство Джека выступают как независимые, весьма слабо связанные между собой единицы. Их цели, не смотря на то, что и проговариваются, совсем не так очевидны.
И действия в большинстве собственном поверхностны и неубедительны.
Концовка так и вовсе подкачала. Что заблудившийся в лабиринте из кустов Джек с ТОПОРОМ (уж на что инструмент, как не для рубки древесины), что фотография, которая совсем сбивает с толку.
Джек Николсон великолепно демонстрирует сумасшествие на разных этапах за исключением нулевой. Не напрасно же Кинг предлагал на его место другие кандидатуры, в частности Джона Войта. Джек изначально с чертовщинкой в глазах, а автор желал продемонстрировать деградацию совсем обычного человека.
Но это самое меньшее из зол, в случае если вести разбор по персоналиям.
Мальчика изображает Дэнни Ллойд, чья единственная заслуга в способности “сохранять концентрацию в течение громадных промежутков времени” (обстоятельство выбора режиссёром этой кандидатуры), то бишь в невозмутимости. В основном ничего другого Дэнни делать не приходится, разве что самую малость опасаться в концовке.
Дэнни не пасует. В противном случае, как велик его потенциал, показывает предстоящая кинокарьера Ллойда, закончившаяся так толком и не начавшись (кроме “Сияния” в его послужном перечне значится лишь одна эпизодическая роль в неизвестном телефильме два года спустя). Дэнни увлёкся наукой и отыскал себя в преподавательском деле.
Раздельно хотелось бы сообщить о характере Дика Хэллорана. Нет, ничего нехорошего. Тут о нём и писать то, фактически, нечего.
Так принижена Кубриком роль этого персонажа. На протяжении чтения я светло воображал в этом образе Моргана Фримена. Стопроцентно его роль. Но и замечательно отдавал себе отчёт в том, что в силу возраста (в то время молодого) он просто не мог принимать участие в съёмках. А жаль. В случае если и имеется у какого-либо актёра “сияние”, то как раз у Фримена.
Без него всё весьма “мрачно”.
Да и самого феномена в картине нет. Страно, но фильм с заглавием “Сияние” легко обходится без этого броского и необычного явления. О фактически сиянии мы выясняем лишь из маленького беседы Хэллорана с Дэнни в этот самый момент же забываем.
Так как не находит эта тема предстоящего продолжения. Да и сам диалог выдержан совсем не в тех интонациях. Необычно, что он по большому счету имел какие-то последствия (имею ввиду последующий приезд Хэллорана в “Обзор”).
Венди Торранс играется Шелли Дювалл. Я и кошмарном сне не имел возможности представить такую Венди. Не знаю, чем руководствовался Кубрик, вверяя один из главных характеров в руки данной безликой расфуфыренной куклы. Этому ходячему недоразумению, посмешищу в юбке.
Налицо явный и ужасный мискастинг.
В принципе всего вышеописанного достаточно, чтобы выяснить, что не в порядке с “Сиянием”. А чем же оно прекрасно? Да понимаете, многим. Всё-таки Стэнли Кубрик – профи. Он создаёт нужную воздух, выстраивает качественные декорации, лепит забавные эффекты, ставит приличный звук.
И превосходно снимает.
Не смотря на то, что, не все его трюки уникальны. В частности, гоняющий на велосипеде по коридорам кроха очевидно заимствован из “Омена” Ричарда Доннера. Имеется и другие элементы узнавания. Но в целом визуальная сторона выглядит весьма пристойно.
Так, что в фильм возможно влюбиться.
Действительно, лишь тем, кто не просматривал Кинга. Вторым же примириться с киноадаптацией не представляется вероятным. Книга полнее, насыщенней, занимательнее. Что может фильм ей противопоставить?
Да ничего!
И мне ясно негодование Стивена. Подобные экранизации отпугивают потенциальных читателей. В таких фильмах, как “Сияние”, имеется очень многое и очень хорошего качества.
Не считая главного: Кингом тут кроме того и не пахнет.