Спуск
Спуск (2005) / The Descent
приключения / триллер / кошмары
Режиссер: Нил МаршаллВ ролях: Шона МакДоналд, Натали Мендоса, Алекс Рид, Саския Малдер, МайАнна Бёринг
Несколько лет назад «Псы-солдаты» /Dog Soldiers/ (2002) Нила Маршалла при всей собственной кровавости произвели столь приятное чувство в целом, что кроме того у соперников жанра «великого и страшного» показалась зарубка в памяти: взглянуть его следующее кино. Вот пришел «Спуск» /Descent, The/ (2005) и вернул соперников на место. Поклонники кошмара смогут еще раз совершить паломничество, но остальные со «Спуска» выйдут без прежних чувств от «стильности», «крепости» и «металлической логики кино».
Кадр из фильма
Сравнение могло быть интересным. Вместо шести зеленых спецназовцев сейчас шесть несложных девушек с тяжёлой судьбой, вместо лесов Шотландии – подлески Аппалачей, вместо избушки в три окна – глубокая пещера, вместо оборотней (см. вервольф) – некие тролли. Развернись, плечо, раззудись, рука автора, и данный вечный орнамент кошмара станет аккуратной и остроумной, законченной и глубокой метафорой современности.
В случае если отыскать в памяти платоновскую пещеру, метафорой окончательно. Увы, Маршалл, по всей видимости, побоялся так обширно шагать и ограничился перепевом прошлого успеха, не смотря на то, что знает так как, что без животворных вливаний перепев неизменно хуже первого выполнения.
Лишь начинаеться намечен заскок «в живую современность». Какая-то команда экстремалов сплавлялась по бурной речке, мужья там-дети – в общем, все, как у нас. Позже покушали и отправились к себе. В машине так нормально говорят, что у ребенка не так долго осталось ждать сутки рождения, ребенок-девочка благополучно дрыхнет позади, и они кроме того собрались поцеловаться. Но тут (в противном случае, чем в хорошем финале «Почтальон постоянно звонит два раза» /Postman Always Rings Twice, The/, не смотря на то, что не отыскать в памяти запрещено) произошло то самое «ужасное».
Пол-секунды, и столкновение, и труба с крыши встречной автомобили со свистом прорубает лобовое, и все. Косточки хрустнули, кровушка брызнула, мать семейства пришла в сознание в реанимации. Семейства больше нет.
Кадр из фильма
Как ни безрадосно, данный мгновенный намек на судьбу в кошмаре тут же уходит в мистику – матери кое-что видится – и дальше не начинается. Год спустя эта мать из прострации опять идет в поход с экстремалами. Они ее в том месте так лечат.
Без мужиков, но в полном снаряжении команда привычных женщин съезжается в сторожку, откуда с утра они спустятся в заповедную достопримечательность – ветхие местные катакомбы. Вот ночь перед спуском и жизнь на свету также еще полны киношного воздуха – северного лесного немногословного стиля с маленькой и понятной психологией с возможностями развития. Но это всего мин. десять.
Позже часа на полтора все кино ограничено избитыми штампами чисто жанрового «интереса».
Само собой разумеется, весьма интересно, еще не зная событий, додуматься, кто из девушек навернется первой, кто – последней, и дабы в конце предположения подтвердились. Само собой разумеется, весьма интересно, как Маршалл развернет пещерное существование, не пропустив ни пункта. Сперва – легко экстрим со спуском, позже – опаска и первый облом, позже – еще весьма настоящие проползания по сырым узким дырам, в то время, когда неизвестно, кто скрывается в жиже и что будет в конце тоннеля.
Позже – первая сломанная нога, первая кровь, потерянный фонарик, позже – постепенный (что ценится – малозаметный) переход в безотносительную, ирреальную тьму с возникновением ужасной нечисти и рек крови с костлявыми берегами. «Как он это сделает?» – не риторический, а законный интерес к автору.
Кадр из фильма
Но из тьмы Маршалл не извлек больше ничего. Снято красиво, современно, недешево и т.п., но мы все это уже видели, а также «двойной финал» видели много раз. «Финальный» спойлер я только что вычеркнула, но середину возможно пропускать. Так что рассуждения всецело заскучавших сотрудников мужского пола о том, что суть всего, происходящего в пещерах – «война полов» и «кредо феминизма», какие-то кроме того жалкие.
Нет в том месте никакого смысла, так же как нет у нечисти никаких половых показателей. Этим она, кстати, хороша. Вид джексоновского Голлума Маршалл воссоздал не в компьютере, а посредством света и грима, наряду с этим – никак не хуже. Нечисть смотрится. Но, и отношения неспешно выясняются.
И кровь льется в дозах немеряных. В общем, страшно.
Однако, мужские потребности хоть в каких-то неинтересных рассуждениях «о смысле» неслучайны. Они спровоцированы большое количество меньшей укорененностью «Спуска» в культуре, чем это было в «Псах-солдатах». Все же прежние вервольфы (см. оборотень) – тысячелетний фольклорный образ, вопросов не вызывающий, а нынешняя прекрасно сделанная пещерная нечисть как-то всецело непродуманна.
Не тролли это никакие, к скандинавской мифологии их по типу не отнесешь. В индейскую мифологию из Аппалачей им также хода нет – у индейцев не было монстров, а лишь величины (Громадной Бык, Ветхая Корова). Исходя из этого вся нечисть вышла в фильме совсем беспочвенной.
В случае если культурки хватит, сам додумаешь основания, как мужик, если не хватит – чувство, словно бы съел таракана.