Статский советник
Статский советник (2005)
триллер
Режиссер: Филипп ЯнковскийВ ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Эмилия Спивак
Вот уж третий Эраст Фандорин, и снова никакой. По всей видимости, в связи с тем, что и на бумаге он не создавал особенно живого впечатления, да забудут обиду меня поклонники литературы Бориса Акунина. Но у читателя все равно нет столь правильных отсылок к действительности, как у зрителя кино, в котором в далеком прошлом создан и популярен жанр ужастиков про зомби.
Те, кто уже взглянул творение Филиппа Янковского «Статский советник», в этом жанре очень сильно продвинулись.
Кадр из фильма
Едет поезд, лишь рельсы не кончаются. В тот момент, в то время, когда в салон-вагон генерала Храпова (Ростислав Янковский) забирается террорист Гринберг (Константин Хабенский), кончается жизнь, причем вовсе не генеральская. Кончается кино как жизнь, как тень и свет, как настроение. Зомби Хабенский движется, как «В движении» (2002), закалывает генерала, как в сериале «Кармен», исчезает на дрезине, как в мультике про Незнайку. Но он съел до тех пор пока мало отечественных сил.
Значительно больше отъест зомби Меньшиков, в то время, когда покажется следом и начнёт делать позы. Вот я в позе Аполлона Бельведерского, вот я – Давид Донателло, вот – по большому счету Венера в мехах. И без того два часа будет собой наслаждаться ветхий мальчик с несмываемыми следами когда-то остроумных, не смотря на то, что и театральных «Покровских ворот». Его роль Фандорина столь же декоративна, как роль ведущего на НТВ в Новогоднюю ночь, в то время, когда в том месте на пианинке наиграл, тут с Башметом покурил.
Он будет разносчиком смерти в поездах, во дворцах, в меблирашках, на заснеженных столичных улицах, сообщит несколько японских фраз с нижегородским прононсом а также окажется в женских объятиях. Действительно, дама позже куда-то денется без объяснения обстоятельств, как Золушка на балу. Но, в общем, имеется такие зомби, на которых любой кадр заикается.
Кадр из фильма
Никита Михалков, хоть и в бобровой шубе, а все равно проводник из «Вокзала для двоих». Кроме того не Паратов из «Ожесточённого романса», не смотря на то, что местами пританцовывает точь-в-точь. Но чарджуйских дынь значительно больше.
Наряду с этим сам князь Пожарский воплощает собой тот закон жанра ужастика, в то время, когда зомби делается один из хороших храбрецов. Именно он позже будет кусаться посильнее всех и выпьет максимум крови. Покойнички, в «Восходе солнца мертвецов» /Dawn of the Dead/ (2004) либо «Обители зла» /Resident Evil/ (2002), к примеру, сжимающие кольцо, лезущие отовсюду и под конец заполоняющие кадр, выполнены в «Статском советнике» Олегом Табаковым, Владимиром Машковым, Федором Сергеевичем Бондарчуком, Михаилом Ефремовым.
Последние двое притащили с собой все телесериалы последних лет, Машков опять изобразил Рогожина, Пугачева, Вора, Подмосковные вечера и без того потом со всеми остановками, Табаков – снова капризный кот Матроскин, перекушавший «Вискаса».
Кадр из фильма
Все они наслаждаются собой при золотых погонах либо при лошадях, но в столь же мертвенном, безвоздушном пространстве кукольной «ветхой Москвы». Совсем не имеет значение, кто из них будет кричать, кто – шептать, кто – глаза пучить, кто – прятать. Так как зомби в действительности не видят друг друга, не слышат а также не говорят – они в собственном жанре только медлительно передвигаются на запах чужой судьбы, дабы ее съесть. Эту самую «медленность» «Статский советник» обеспечил полностью.
До какой бы Дианы, Эсфири либо Жюли ни докатилось воздействие, оно неизменно на них останавливается, хоть в бане, хоть в борделе. В действительности оно – вовсе не воздействие, а территория: выбранные места массового скопления мертвечины с одним естественным жестом – уходом во тьму, в «зтм». Он повторяется точно на каждой территории.
Кадр из фильма
Вышесказанное, само собой разумеется, делает просмотр фильма пара специфичным, по причине того, что, не смотря на то, что жанр его очевиден, на афишах он не указан. Но нам не привыкать не верить глазам своим, в то время, когда на кукольном театре написано «Мавзолей». Если вы доживете до самого финиша, такая жажда судьбы во враждебном окружении будет кроме того вознаграждена. В конце «Статского советника», вестимо, все раскрылось, и покойнички наконец-то стали сами собой.
А загробная судьба, выясняется – также жизнь, в то время, когда знает собственный место, в то время, когда не занимает чужое. В ней просто не может быть эйфории ни при каких обстоятельствах и ни за что, но перестает быть страшно. Перестает быть страшно каждую 60 секунд, и бледной тенью возвращается память, а в ней столько всего… судейкины и Дегаевы, каляевы и великие княжны елизаветы федоровны, веры засулич и генералы треповы, любимый Герман Лопатин.
Пускай до Лопатина зомби Фандорину – как до нечаянной эйфории, но он больше этого не скрывает, он мучительно сознает: «Я, пожалуй, промолчу».
Кадр из фильма
Последних 15 мин. с фильмом возможно трудиться. Тут наконец-то и на Никиту Михалкова приятно взглянуть со стороны – недаром он столько съел. Подкрепился за несколько часов хронометража и стал фактически совершенным образчиком живого трупа. Идеал – это неизменно сокровище.
Так что, в случае если на будущий год дорогой отечественный Никита Сергеевич сам себя наградит «Золотым орлом», начнет честную судьбу собственной Российской Киноакадемии.