Террористка иванова – это родина-мать
На Первом канале только что прошел повторный показ сериала «Террористка Иванова», позвавшего в свое время заинтересованную зрительскую реакцию. Напомним, по сюжету жизнь радостной семьи за одни сутки преобразовывается в целый кошмар: во дворе на сына героини Марии Шукшиной набрасывается собака, уродует ребенка. Супруг героини идет разбираться с хозяином озверевшего пса, но в итоге… оказывается в колонии, где и погибает.
За семью берется отомстить мама, которая из негромкой, милой дамы преобразовывается в Террористку Иванову. Около ТВ поболтал с режиссером – постановщиком фильма Владом Фурманом о том, как создавался проект.
— Влад, поведайте, прошу вас, как начиналась работа над сериалом. Кому пришла начальная мысль снять фильм о уничтоженной женской судьбе?
— Столичная компания «Фаворит-Фильм» во главе с главным продюсером Анатолием Чижиковым пригласили меня в качестве режиссера-постановщика. Мне было предложено снять 8-серийный фильм по сценарию Эдуарда Володарского «Террористка Иванова». У Эдуарда Яковлевича был изначально написан сценарий полнометражного фильма, что превратился в четырехсерийный фильм, а позднее трансформировался в восьмисерийную историю.
История разбита на две части: в первых четырех сериях основная героиня пробует отомстить. А в последующих четырех происходит перерождения Полины и процесс осмысления Ивановой.
Эта драматическая история о даме, которая решилась на отчаянный поступок, прикоснулась меня до глубины души! Я могу назвать данный фильм практически «социальным взрывом», что продиктован тотальной несправедливостью отечественного общества по отношению к честным и порядочным людям, привыкшие терпеть, каковые могут честно трудиться и жертвовать собой. Как супруг Полины, ветеран войны в Чечне.
Фильм заставляет задуматься… Об обществе, которое развращено легкими деньгами, коррупцией, полным несоблюдением и произволом властей ими же самими принятого закона. Ужасный итог этого процесса я вижу в том, что гражданин, плательщик налогов перестает верить стране. Отчаяние ведет к ужасным последствиям. Так как еще Н.В.
Гоголь писал в повести «Шинель»: « Не обижайте мелкого человека». Эти размышления в сценарии совпали с моей гражданской позицией. Исходя из этого я с наслаждением взялся за работу.
Данный фильм — моя бутыль с глицерином.
Я не оправдываю героиню в ее поступке. Мне более по душе вторая часть фильма — процесс перерождения героини через любовь. Возвращение к назначению дамы – материнству, любви, семье.
— Лежит ли в базе сюжета настоящая история, либо вся сюжетная линия – плод воображения?
— Я слышал, что на данный момент происходит большое количество ужасных историй самосуда. Пенсионер-ветеран стреляет в государственного служащего, насильников разрывают на куски родители их жертв и т. д.
Но эта обстановка — вымышленная. В Российской Федерации для того чтобы еще не случалось, действительно, в американской детективной литературе виделся похожий сюжет.
Отечественная история — полностью русский. Мотивы поведения русского человека и мотивация поступков, подобное развитие взаимоотношений храбрецов характерны лишь русскому характеру в его неповторимой самобытности.
Кастинг
Сценарий фильма «Терористка Иванова» не был написан под конкретных актеров. Более того, обсуждая кандидатуры на роль Полины Ивановой, создатели фильма руководствовались главным крайне важным критерием: актриса обязана не только воплотить на экране катастрофу овдовевшей дамы, а быть такой убедительной, дабы в следствии выйти на уровень обобщения.
Словно бы бы это не просто отчаившаяся дама в отыскивании метода мести, глобальнее, это — отечественная многострадальная Российская Федерация, Отчизна-мать, которая обижена и растоптана. Актриса должна была быть не просто гениальна, она должна быть сильной личностью.
Мария Шукшина идеально отвечает этим требованиям — самоотверженна в работе, ищет занимательные ответы сложных сценарных задумок. Мария внесла в картину ту «шукшинскую» ноту, которая связала фильм с произведениями Василия Шукшина — писателя совестливого, остро ощущавшего несправедливость в любом ее проявлении.
Влад Фурман говорит:
— Я благодарен судьбе за то, что мне удалось поработать с артистами, поклонником которых я являюсь. Алексей Серебряков — глубочайший актер, личность.
Николай Добрынин способен перевоплотиться в собственного персонажа и быть убедительным в нюансах. Юрий Назаров — классик советского кино. Нина Русланова дала согласие сыграть маленькую роль тетки Пилюгиных.
Она воистину очень способная актриса. И неповторимой была Лидия Федосеева-Шукшина. Не могу не упомянуть кроме этого Анатолия Журавлева – артиста, весьма трепетно относящегося к профессии, петербургского актера Сергея Русскина, что убедительно создал образ преуспевающего собаковода-подлеца. Отдельной похвалы заслуживает Женя Герасименко, мальчик, что от рождения без руки… Для него сняться в аналогичной роли – подвиг.
Благодарю его родителям!
Не обращая внимания на сложный ужасный сюжет, актерская команда сработалась, сдружилась, как это значительно чаще и не редкость на съемках сериалов. Душой компании была Мария Шукшина, которая в редкие моменты отдыха развлекала всю компанию, поддерживая «боевой дух команды». В остальные моменты актриса была легко одержима собственной ролью.
Мария Шукшина говорит:
— Я как бы присвоила себе данный образ! И репетировала и днем и ночью, за обедом и перед зеркалом
Влад Фурман вторит:
— Воздух на съемках была превосходная. Такая собралась компания порядочных людей! Разве могло быть в противном случае?
Истории со съемок.
1. История с мелким лабрадором, поведанная Владом Фурманом:
— В отечественном фильме имеется сцена, в которой щенка, что гуляет по палубе кораблика, смывает волной от проходящего катера. Мелкий лабрадорчик с большой уверенностью стоял на лапах и «волна из ведра» не имела возможности опрокинуть его в воду. Тогда мы решили вбросить его в кадр в один момент с волной. В следствии неудачного вбрасывания щенок ударился о борт кораблика и сломал лапку.
Вся актёры и съёмочная группа пожелали выходить этого щенка. Его приобрели продюсеры и сделали операцию. Щенок рос на площадке.
Но в этом эпизоде в различное время снялись три щенка-лабрадора. А мы с оператором, зачинщики этого безобразия, дали слово вырастить по лабрадору. И сейчас у нас в Питере растут белорусские лабрадоры Оливер и Мартин. А у директора картины — лабрадор-девочка…
2. История с горчицей
— В одном из эпизодов собака сбивает с ног Витьку (сына Полины Ивановой) и впивается ему в руку. Нужно снять большой замысел Витьки. Актер Женя Герасименко неимеетвозможности настроиться. Оператор Кирилл Мошкович приносит ему ложку горчицы. И за компанию съедает вместе с Женькой сам!
Оба покушали горчицы на голодный желудок. В итоге глаза Женьки налились кошмаром, рот распахнулся в крике, на языке желтели остатки горчицы — возможно снимать! В данный сутки обитатели двора обычной советской новостройки видели следующее: оператор с камерой в руках склонился над лежащим на земле Женькой, снимая его большой замысел.
Да и то и дело кричал, подталкивая его ногой. В лицо Женьки второй режиссер тыкала куклой ротвейлера, причем задней частью, которая на экране была похоже на голову.
Огромного роста второй оператор держал Женьку за ноги и тянул его: то к себе, то от себя, имитируя перемещения собаки, которая таскает ребенка по земле. А я кричал в мегафон и за собаку, и за Женьку. Мне позже заявили, что кто-то снял на телефон и выложил в сети эту съемку.
Кино и общество
По окончании просмотра для того чтобы рода телепродуктов появляется вопрос: может ли остросоциальная драма поменять отношения в обществе? Съемочная команда фильма ставила данный вопрос по-второму: может ли мастерство поменять мир? И сами себе горько отвечали: нет, по причине того, что если бы это было быть может, то мы жили бы на данный момент в раю. Человек не изменяется в течении всей истории, сохраняя в душе те же пороки и те же добродетели.
Зритель делается соучастником происходящего, он эмоционально реагирует на кадры фильма. У него трудится духовное начало, происходит гимнастика души.
Влад Фурман говорит:
— Мы должны не развлекать, а увлекать зрителя, пробудить в зрителе чувственную природу. Дабы душа зрителя трудилась. Принципиально важно сопереживание.
Премьерный показ фильма «Террористка Иванова» привлек интерес, вызвал общественный резонанс и интерес к проблеме. Страницы газет и интернет-сайтов пестрели дискуссиями кино и статьями на социальные темы. Вот из-за чего Первый канал решил повторить показ сериала.
Мы поинтересовались у Влада Фурмана:
— Стоит ли собственными руками мстить обидчикам? Либо лучше дать все в руки национального правосудия?
— Месть не наилучший метод восстановления справедливости. Нужно жить по закону и правильно. Хотелось бы, дабы в отечественном стране все граждане, независимо от занимаемых счёта и должностей в банке, жили по одним правилам и выполняли закон.
Но ленинско-сталинский геноцид стёр с лица земли броские личности, выжили те, кто пресмыкался.
В «Террористке Ивановой» как раз Пилюгин обозначает «царёва человека», олицетворяя собой правосудие и закон. Но Всевышний создал человека свободным. Любой сам делает собственный выбор. А вот делается он ближе к Всевышнему в следствии выбора либо ближе к сатане — вот вопрос.
Но имеется подсказка — десять заповедей и семь смертных грехов.
Не обращая внимания на всю актуальность сюжета, продолжения сериала не будет. Режиссер пояснил:
– Я пологаю, что мы сообщили в данной картине все, что планировали. Я с удовольствием сделал бы режиссерскую версию – не более четырех серий. Мне думается, серийность убивает художественность. Краткость — сестра сами понимаете чего…
Разговаривала Ирина Давиденко