Твари из синей бездны
47 Meters Down, In the Deep, Ужас глубины, 47 метров — под какими лишь заглавиями не проходило это кино прежде, чем, наконец, добралось до проката сперва в Соединенных Штатах (как 47 Meters Down все-таки), а после этого и в Российской Федерации — как светло синий пропасть. Фильм был снят при участии трех компаний и трех государств еще в 2016 году, но Dimension Films одиозных продюсеров братьев Вайнштейн не торопились знакомить с ним зрителей.
С одной стороны, летом 2016-го в прокате уже побывал один фильм про акул, так что кинобизнесменов осознать возможно. Иначе, ставку на светло синий пропасть очевидно никто не делал. К тому времени, в то время, когда фильм все-таки попал в прокат, он уже вышел на DVD — тот случай, в то время, когда появление картины в кино помогает скорее рекламой для релиза на VOD и home video.
К общему удивлению, недорогой (бюджет всего 5 миллионов долларов) энимал-хоррор за десять дней проката успел пять раз окупить цена производства, став сейчас самым громадным хитом в карьере английского режиссера Йоханнеса Робертса.
Сюжет фильма несложен и не балует оригинальностью. В центре истории — сестры Кейт и Лиза (их сыграли Клер Холт и Мэнди Мур), отдыхающие в Мексике. Отношения между ними по-настоящему сестринские, не смотря на то, что по характеру девушки друг на друга совсем не похожи.
Одна — обычная юная повеса, в голове у которой приключения и мальчишки. Вторая впадает в депрессию на фоне кризиса в делах любовных. Дабы развеяться, Кейт уговаривает сестру на экстремальное погружение в воду в особой клетке — взглянуть на акул вживую, вблизи.
Конечно и предсказуемо на протяжении погружения начинается шторм, трос клетки обрывается, и девушки выясняются на глубине 47 метров под водой, в окружении всегда голодных хищниц, к тому же и с ограниченным запасом кислорода.
Без оглядки на кажущуюся примитивность, как раз сценарий есть, пожалуй, самой сильной стороной фильма. Как говорится, все очень способное легко. И не смотря на то, что светло синий пропасть язык не повернется назвать очень способным кино, в этом случае эта простота вправду идет на пользу.
Обрисованная обстановка способна напугать кого угодно сама по себе, и основное при таких раскладах — не снижать градус напряжения, удерживать саспенс и вовремя разбавлять его, предъявляя зрителю главных героев аттракциона — акул. С этим в фильме полный порядок, а потому уже простительны и не весьма хорошая игра не самых гениальных в мире актрис, и не балующие своеобычностью работа и режиссура оператора. Кроме того глупые поступки героинь (в этом случае обращение о персонажах Мур и Холт, а не о сворах подводных хищниц) не вызывают особенного раздражения — в итоге, они самые простые девочонки, а в их ситуации мало кто имел возможность не впасть в панику.
Не забывайте, как в Пятнице, 13-е?.. Их давали предупреждение.
Говоря о творчестве режиссера Робертса, нельзя не отыскать в памяти второй его узнаваемый ужастик (а Йоханнес по большому счету, так сообщить, акулу на хорроре съел, специализируясь как раз в отечественном любимом жанре). По ту сторону двери, вышедший на экраны в прошедшем сезоне, смотрелся дороже и прекраснее Синей пропасти, но был не состоятелен по части страха — и это без оглядки на занимательную концепцию (индийская мифология, возвращение из мира мертвых), экзотический сеттинг (в отличие от Мексики в Синей пропасти, Индия в По ту сторону двери была продемонстрирована по-настоящему, а не мельком для фона) и ужасного Хавьера Ботета в кастинге.
Пробуя сыграть на поле историй про демонов и призраков, где добились огромных удач Джеймс Ван и Ли Уоннелл, Робертс в По ту сторону двери проиграл более одаренным сотрудникам с разгромным счетом. Как ни необычно, мелкий фильм про акул англичанина реабилитирует, а карьеру его, по сути, перезапускает — не бесплатно как раз Робертса выбрали в режиссеры сиквела Незнакомцев.
светло синий пропасть неизбежно будут сравнивать с Отмелью, но стоит кроме этого отыскать в памяти и второй акулий хоррор, Открытое море, по причине того, что фильм Робертса представляет собой что-то среднее между двумя этими картинами. В случае если Отмель была, грубо говоря, сугубо развлекательным кино с огромными, доходящими до откровенной фантастики натяжками, то главным (в один момент) недостатком и достоинством Открытого моря являлась его нарочитая приближенность к действительности, вылившаяся в поразительно мрачный, безнадёжный финал. светло синий пропасть умело балансирует меж двух крайностей — не погружает вас в депрессию, как Открытое море, но и не вызывает саркастических смешков на протяжении просмотра.
Где-то тут и начинается ужас.
В этом акульем трио — Открытое море, Отмель, светло синий пропасть — показателен подход создателей к финалу. У первого, как уже было увидено, финал реалистический, безжалостный, тяжелый. У второго — нелепый. У Робертса, как рассказал о одном из интервью сам режиссер, было на выбор два варианта завершения поведанной им истории.
Один из них — близок тому, что мы видели в Открытом море, но именно от него и решено было отказаться из-за чрезмерной мрачности. Второй — тот, что попал в прокатную версию фильма — был ближе к фантастике Отмели, героине сопутствует немыслимая успех и все такое. Но создатели фильма оставляют зрителю возможность домыслить историю и самому выбрать версию событий.
Этого удается добиться за счет введения в сюжет мотива галлюцинаций, появляющихся у сестер (в полной мере обоснованно появляющихся, научно обоснованно). Именно поэтому часть происходящих событий возможно трактовать двояко на собственный усмотрение — как вправду происходящее с девушками либо же как абсурд одной из них. Мотив галлюцинаций введен в историю удачно и идет ей на пользу, чего не сообщишь о попытках заигрывания с набившими оскомину псевдо-документальными съемками — по счастью, Робертс не сделал целый фильм очередным фаунд футаджем.
Одна из сценарных находок связана с глюками героини.
В итоге светло синий пропасть выясняется работой крепкого ремесленника, которая не поражает воображение, но временами вправду захватывает дух и уж точно не позволяет скучать. Камерное воздействие в пространстве визуально ограниченном, атмосферно давящем на психику, с иногда врывающимися в кадр акулами, создаёт чувство, приводя к приятной дрожи. В также время не нужно ожидать, что вы заметите шедевр — тогда меньше шансов испытать разочарование.
Чего возможно и необходимо ожидать от Синей пропасти хоррор-фэну — хорошего времяпровождения за просмотром фильма, что вправду способен напугать.