Вернер херцог о фассбиндере, «джеке ричере» и своем голосе

В Каннах создатель фильмов «Агирре, бешенство божий» и «Войцек» взял почетную премию Carrosse d’or, присуждаемую в рамках программы «Двухнедельник режиссеров». В различные годы ее приобретали такие известный фигуры, как Клинт Иствуд и Дэвид Кроненберг. В честь этого события была продемонстрирована лента «Нехорошей лейтенант», а сам Вернер Херцог выступил с мастер-классом.

КиноПоиск публикует его избранные высказывания.

Никто не должен волноваться по причине того, что я не снимаю фильмы в Германии.

По причине того, что все те картины, каковые я сделал — не имеет значение, где они снимались, в Австралии либо Амазонии, — все это баварские фильмы. Я покинул собственную страну, но не собственную культуру. Кроме того та лента, которую тут показывали, «Нехороший лейтенант» — это баварское кино. В то время, когда я говорю «баварский», то имею в виду последнего баварского короля, так именуемого безумного Людвига II.

Он возвел такие сказочные замки, как Нойшвайнштайн, и другие сооружения, каковые я сам бы выстроил. Как мне думается, он единственный человек, что имел возможность бы снять таковой фильм, как «Фицкарральдо».

Вернер херцог о фассбиндере, «джеке ричере» и своем голосе

«Фицкарральдо»

Я рад, что не снимаю фильмы о современной Германии.

По причине того, что в противном случае возможно было бы поразмыслить, что я застрял где-то, к примеру, в 1970-х. Мне думается, что многие из моих сотрудников, чьи первые фильмы показывались тут, на набережной Круазетт — они именно застряли где-то в том времени, так и не сумев его преодолеть.

Единственным, у кого в те годы чувствовался потенциал прорваться куда-то дальше, чем остальные, на мой взор, был Фассбиндер.

Если вы посмотрите его последние фильмы, то заметите, что они ушли весьма и весьма на большом растоянии от узкого круга германского мышления и германской политической повестки. И в нем было что-то дикое. Он также был весьма баварским режиссером.

Кое-какие причудливые и дикие моменты в «Нехорошем лейтенанте» не были прописаны в сценарии.

К примеру, игуана либо танцующая душа. Я сам засунул их в том направлении, по причине того, что эти элементы, как я ощущал, будут весьма в духе моих фильмов.

У меня ни при каких обстоятельствах не было какой-то формулы чтобы снимать собственные фильмы.

У меня кроме того кинокарьеры как такой нет, кстати. Я неизменно в поиске. Большая часть моих фильмов пришли ко мне без приглашения, как взломщики среди ночи.

Необязательно для этого намеренно задаваться какими-то вопросами. Кино само по себе отвергает равновесие в людской состоянии. Это его необычный побочный эффект.

Я не делаю особенной отличия между документальными и игровыми фильмами.

Я постоянно пытаюсь посмотреть как возможно глубже и делать не просто документальные ленты, основанные на фактах. Они ответственны, но у них ограниченная сила, они не озаряют тебя светом. Я пробую найти более глубочайший уровень правды. В Манхэттенском телефонном справочнике четыре миллиона записей, все верные. Но он же не Библия.

Из него мы не определим, кто таковой Джонатан Смит и из-за чего он по ночам плачет в подушку.

«Нехороший лейтенант»

Частенько я слышу от сотрудников, что в случае если снимаешь документальное кино, то обязан превратиться в муху на стене.

Но тогда, дабы снять лучший фильм в таком жанре, вы должны превратиться в камеру наблюдения в банке, в котором, возможно, 15 лет не было ограблений. Это очевидно не те фильмы, каковые мы должны снимать. Вы же кинематографисты, а не муха на стене.

Вы шмель, что жалит.

Время от времени я снимаю весьма дикие и необузданные фильмы.

К примеру, «Уроки темноты». Он начинается с весьма прекрасной цитаты из Блеза Паскаля: «Смерть звездной вселенной будет подобна рождению — она будет грандиозной и величественной». В действительности эту фразу сообщил не он, а я. В любом случае он не имел возможность сообщить лучше. Перед тем как вы заметите первый кадр из фильма, вы заметите данный маленький текст.

Он сначала задает аудитории высокую планку, перед тем как она взглянет картину. Вот что я желаю сообщить: будьте необузданными, делайте то, что должны делать как режиссер. Не снимайте того, что и без того возможно заметить по телевизору любой вечер.

«Кроха Дитер обязан летать» и «Спасительный восход солнца» — это весьма занимательный случай.

Это документальный фильм и основанная на нем художественная картина. Сперва он должен был быть игровой лентой, но я продолжительно не имел возможности отыскать под проект финансирование. Никто не желал давать деньги на такое кино. Но позже я взял предложение сделать документальную ленту, которое срочно принял.

Другими словами в действительности это был документальный проект, что как бы был вдохновлен неполучившимся художественным фильмом, а позже на его базе было снято игровое кино.

У обоих фильмов необычная будущее. Документальная лента, которую я сделал для германского телевидения, должна была быть продемонстрирована в прайм-тайм, но глава сети поставил ее на время по окончании полуночи, по причине того, что он возненавидел фильм. Он взглянул его и задал вопрос: «Где туалет?» Я ответил, что до конца и направо.

Перед тем как уйти, он сообщил: «Ни при каких обстоятельствах не видел ничего так нехорошего. Мне прямо на данный момент необходимо проблеваться».

«Спасительный восход солнца»

Производство же художественного фильма было кошмаром, а финансирование осуществлялось с перебоями и какими-то криминальными дорогами. Причем занимался им человек — это мы узнали уже позже — с весьма долгой преступной историей. Три либо четыре года назад я приехал в Таиланд, дабы подыскать натуру для съемок.

По окончании приземления в аэропорту Бангкока не прошло и 60 секунд, как я был в наручниках. Я попал в местный перечень очень разыскиваемых преступников, по причине того, что тайцы приняли меня за одного из продюсеров «Спасительного восхода солнца». Было нужно израсходовать время, дабы растолковать им, что я не он.

Уверен, что стихи и мои книги проживут продолжительнее, чем мои фильмы.

Я не пробую заявить, что они лучше их, легко у книг более высокая длительность судьбы, чем у фильмов.

В «Нехорошем лейтенанте» возможно видеть прием, что ранее был в моих фильмах.

Ему я обучился у Клауса Кински. Я его так и назвал — «разворот Кински». Нога ставится у основания камеры, а позже при развороте к объективу лицо попадает прямо в кадр.

В «Нехорошем лейтенанте» я применял данный трюк, дабы продемонстрировать те моменты, в то время, когда храбрец дезориентирован. Кстати, если вы наблюдали «Нехорошего лейтенанта» и «Строшека», то, быть может, увидели, что в том месте одинаковая музыка в сценах с танцами души и цыплёнка.

Я многим вещам обучился у Кински, по большей части по части игры.

Я так как сам игрался в некоторых фильмах. К примеру, в «Джеке Ричере». Эта роль не копировала Кински, но была вдохновлена им. Я пробовал продемонстрировать, как возможно быть устрашающим без пистолетов и криков. Время от времени, дабы вывести Кински из себя, я намерено провоцировал его. Он взрывался и мог истерить битый час, как полный безумец.

А по окончании того, как он был опустошен, я просил его сыграть сцену негромко, по причине того, что так храбрец смотрелся страшнее.

«Джек Ричер»

Для того чтобы злодея, как в «Джеке Ричере», играться было весьма легко.

Мне сообщили: «Сделаешь?» Я ответил: «Само собой разумеется». Легко. К данной роли я по большому счету не подготавливался. Я перед камерами и сыграл собственного персонажа. Но, само собой разумеется, это стилизация, игра.

И мне за нее заплатили.

Аудитория верит, что главный герой обязан олицетворять собой режиссера, снимающего фильм.

Быть может, в каких-то моих персонажах отзывается то же далекое эхо, которое живет и во мне. Больше всего у меня пересечений с храбрецом документальной ленты «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера». Она о мировом рекордсмене в прыжках на лыжах с трамплина. Это была моя мечта. Я сам желал стать мировым чемпионом [в этом виде спорта] и без шуток тренировался. Но ничего не добился.

В то время, когда я наблюдаю данный фильм, то вижу на месте Штайнера себя.

Ненавижу оказаться перед камерой в фильмах.

Но это был тот метод, благодаря которому я открыл собственный голос. С того времени я сам записываю закадровые комментарии по своим текстам. Я знаю, что оптимален в озвучивании.

Для различных фильмов мой голос серьёзен по-различному.

Я обожаю все собственные фильмы.

(С иронией.) По причине того, что считаю, что они все прекрасные.

Создатель КиноПоиск

ВЕРНЕР ГОЛ! ЧЕХИЯ 0-1 ГЕРМАНИЯ 1.09.2017


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: