Виды парижа
К выходу «Шери» Стивена Фрирза, воздействие которого происходит в Париже «красивой эры», мы отыскали в памяти еще 11 киновидов Парижа на любой вкус.
В новом фильме Стивена Фрирза «Шери» /Cheri/ (2009) мы видим самый красивый Париж из всех вероятных – Париж начала ХХ века, город «красивой эры», зеленого абсента, проклятых поэтов, любовников в богатых и фиалках куртизанок. С некоторыми модификациями эти расхожие представления о Париже, увековеченные в романах Колетт, один из которых лег в базу фильма, деятельно эксплуатировались в кино на всем протяжении прошлого столетия. Была ли им альтернатива?
Вот 11 видов незнакомого Парижа, на каковые стоит обратить внимание.
1. «Зази в метро» /Zazie dans le metro/ (1960), реж. Луи Маль
Город как вздор: дадаистский бурлеск Луи Маля про девочку, грезившую заметить парижский метрополитен. Думается, нет ничего несложнее, но данный лишь думается. Самый хармсовский французский фильм и самая необычная в истории кино точка зрения на Эйфелеву башню.
на данный момент такие съемки неосуществимы: городской и страховка налог слопают половину бюджета фильма.
2. «Ренессанс» /Renaissance/ (2006), реж. Кристиан Волькман
А таким будет Париж, перестроенный поклонниками Александра Родченко. До тех пор пока это самый успешный пример применения разработки захвата изображения motion capture. В отличие от авторов «Аватара», увлекшихся копированием новозеландских джунглей, режиссер Волькман показал больше фантазии, трудясь с данной штукой.
3. «Подземка» /Subway/ (1985), реж. Люк Бессон
В отличие от «Зази в метро», где нет никакого метро, воздействие лучшего фильма Люка Бессона полностью происходит под Парижем. Неон, нескончаемые туннели, необычные типы с пергидролем, увлекательные гонки на роликах: 80-е в самом разгаре. Еще не испортившийся режиссер.
Еще не замыленный Кристофер Ламберт. Красивый фильм.
4. «Любовники с нового моста» /Amants du Pont-Neuf, Les/ (1991), реж. Лео Каракс
А это уже начало совсем второй эры – 90-х. Каракс, предчувствуя наступление глобальной деревни на родной город, дарит Парижу, что преобразовывался в громадную туристическую табакерку, феерию четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли.
5. «Видок» /Vidocq/ (2001), реж. Питоф (Жан Кристоф Комар)
Видок
Чёрные парижские 90-е закончились «Видоком» – увлекательной готической фантасмагорией про чудовище с ртутным лицом. Алхимия, запрещенные ритуалы, недобрый, тайный городишко – для того чтобы Парижа мы еще не видели.
6. «Дива» /Diva/ (1981), реж. Жан-Жак Бенекс
«Подземка» – вправду ответственный фильм 80-х, но первой парижской историей в жанре киберпанк была «Дива» Бенекса, которой Бессон, как кое-какие вычисляют, очень сильно вдохновлялся. В «Диве», снятой за пять лет до «Подземки», тезис «80-е поменяли все» формулируется еще более выпукло.
7. «13-й район» /Banlieue 13/ (2004), реж. Пьер Моррель
Неоновую психоделию 80-х поменяли тайные практики 90-х, манипулирующие с образами (бессмертный ртутный алхимик «Видока» – это, непременно, одна из ипостасей Терминатора), им же на смену пришли апокалиптические нулевые и «13 район»: туристическая табакерка обросла городами-призраками ишумно коллапсирует.Праиж делается городом в огне. Как и всю землю.
8. «Время развлечений» /Playtime/ (1968), реж. Жак Тати
Но возвратимся в happy sixties с их футуристическим оптимизмом и вечным солнцем. Для «Playtime» – главного визионерского шедевра 60-х – великий Жак Тати выстроил собственный Париж, приобретя под городом надел земли под известные декорации геометрического города, подозрительно напоминающего Дефанс – парижский Сити с небоскребами. Мелкое замечание – Дефанс к моменту съемок существовал лишь на бумаге.
9. «Альфавиль» /Alphaville/ (1964), реж. Жан Люк Годар
Альфавилль – еще один геометрический город, но на противоположном финише Галактики – Годар также снимал в Париже. Хрестоматийный пример создания внеземной среды несложными средствами – в фильме нет ни одного особого результата. И трехметровых светло синий человечков также.
10. «Париж уснул» /Paris qui dort/ (1923), реж. Рене Клер
Сумасшедший ученый изобретает луч, что погружает Париж в состояние кататонии: люди замирают на ходу. Парижский прекурсор «Матрицы» от французского киноклассика Рене Клера.
11. «Один против всех» /Seul contre tous/ (1999), реж. Гаспар Ноэ
Отчужденный, безлюдный и бессердечный – снова не те определения, с которыми привыкли ассоциировать столицу Франции. Два тотальных одиночества – город и человек – видятся в полнометражном дебюте автора «Необратимости». Храбрец вечно говорит, город вечно слушает.
Первый – от отчаяния. И второй также. Две пустоты, поддерживать друг-друга выжить. Любите ли вы Париж?