Восставший из ада (1987). рецензия

Восставший из ада (1987). рецензия

«Я видел будущее жанра хоррор.

Его имя – Клайв Баркер»

Стивен Кинг

Кто из поклонников «хоррора» не слышал данной известной цитаты? Какой любитель кошмаров не помнит издевательски-безлюдного взора Пинхеда? Кто не замирал от сообщённых его каменным голосом слов «We will tear your soul apart!» и не пробовал разгадать тайну дьявольской головоломки?

«Восставший из Ада» — культовый ужастик, поставленный во второй половине 80-ых годов XX века легендарным писателем, художником и режиссёром Клайвом Баркером по собственной повести (либо маленькому роману). В русском переводе фильм и книга оказались одноименными, но в оригинале повесть именуется «Hellbound Heart» (т.е. «Плененное Адом сердце»), а фильм – как раз «Hellraiser».

Сюжетный стержень в экранизации остался фактически неизменным. Фрэнк Коттон, любитель чувственных наслаждений, берёт на восточном рынке древнюю шкатулку-головоломку, известную как «шкатулка Лемаршана» либо «Конфигурация Плача», полагая, что она откроет ему путь к величайшим удовольствиям вселенной.

В некоем роде, так оно и имеется: шкатулка являет собой врата в некое параллельное измерение, условно названное Адом, и жители этого измерения, сенобиты (либо кенобиты – англ. сenobites), забирают в том направлении всех разгадавших головоломку. Забирают, дабы всегда дарить им удовольствие – через страшную физическую боль.

Фрэнку удается раскрыть тайну шкатулки, и сенобиты («Демоны для одних, ангелы для других», как говорит потом Пинхед) являются за ним…

Через некое время по окончании исчезновения Фрэнка в дом, где все это случилось, переезжает его брат, скромный банковский клерк Ларри Коттон, со своей женой Джулией. У Ларри имеется дочь отпервого брака, Кирсти, но она отказывается жить вместе с мачехой и отцом и решает снимать помещение. Джулия, которую Фрэнк соблазнил перед самой свадьбой, втайне все еще обожает его и в душе ненавидит собственного мягкотелого и занудного мужа, так не похожего на брата.

Занося мебель в дом, Ларри глубоко ранит руку о торчащий из стенки гвоздь. Ему постоянно становилось не хорошо при виде крови – вот и сейчас он в кошмаре ищет Джулию, дабы она помогла ему, и находит ее наверху, в той самой комнате, где Фрэнк встретился лицом к лицу с сенобитами. Пара капель крови падают на пол.

Не обратив на это никакого внимания, жены спускаются вниз и уезжают в поликлинику.

В это же время, кровь дает Фрэнку возможность вырваться из Ада и возвратиться к судьбе – некрасивым, искалеченным существом, больше похожим на скелет, чем на человека.

Через некое время Джулия снова входит в ту помещение и находит Фрэнка. Сначала его ужасная наружность безумно пугает ее, но позже она все-таки определит любовника и соглашается оказать помощь ему – чтобы снова стать полноценным человеком, Фрэнкунужна кровь. И вот на протяжении отсутствия ничего не подозревающего Ларри Джулия начинает заманивать в дом мужчин и убивать их.

Неспешно Фрэнк восстанавливается, обрастает мясом, и сейчас ему не достаточно только кожи. Но на протяжении последнего «рейда» Джулия попадается на глаза падчерице. Кирсти, возмущенная тем, что мачеха ведет в дом незнакомого мужчину, решает проследить за ними – и встречает Фрэнка.

Охваченная диким кошмаром она бежит прочь, на улице теряет сознание – и приходит в себя уже в поликлинике. Шкатулка Лемаршана у нее (она выбросила ее в окно, дабы отвлечь Фрэнка, а позже подобрала на подъездной дорожке к дому). Кирсти начинает сосредоточенно разгадывать головоломку.

Тем временем Джулия и Фрэнк знают, что медлить больше запрещено и решают воспользоваться кожей бедного Ларри.

А сенобиты ожидают собственного часа. Они еще никому не прощали побега…

Непременно, «Восставший из Ада» — это шедевр. Шедевр во всех смыслах и со всех сторон. У фильма нет не сильный мест. Полагаю, это обусловлено тем, что «Восставший» — кино авторское.

Это детище Клайва Баркера от начала и до конца. Маэстро занимался всем: сам писал сценарий, сам подбирал актеров, сам режиссировал и руководил монтажом. Фильм смотрится неординарно цельно и стильно. Реплики всех персонажей выстроены весьма грамотно, а уж про Пинхеда и сказать нечего – что ни слово, то афоризм. Эффекты кроме того на данный момент, по прошествии более чем двадцати лет, выглядят достойно и внушительно, создавая неповторимую мрачную воздух.

К особенным техническим сложностям Баркер не прибегал, сделав ставку на ветхую хорошую театральность. Пробивающиеся из-под пола кости Фрэнка, раздвигающиеся стенки, за которыми оказываются нескончаемые лабиринты Ада, льющийся через щели призрачный свет, свисающие с потолка и чуть позвякивающие в тишине цепи с крюками на финишах (любимое оружие сенобитов) – все это весьма впечатляет и оставляет неизгладимое чувство гротескной потусторонности. Лишь в самом финише создатели не удержались и добавили мало графических эффектов, каковые современному искушенному зрителю покажутся, конечно, чересчур наивными.

Ну и само собой, основная сила фильма, центральный, завораживающий образ, принесший «Восставшему» признание и славу – это Пинхед (англ. Pinhead – букв. «Булавкоголовый»). Формально, Пинхед не есть главным храбрецом, да и экранного времени ему отведено немного, но данный «ужасный, но красивый» юноша с головой, равномерно усеянной десятками булавок (удовольствие через боль!), созданный воображением Клайва Баркера и блестяще сыгранный его ветхим втором Дагом Брэдли, стал настоящим любимцем публики и одним из самых известных монстров за всю историю кино.

Необходимо заметить, что в литературном источнике никакого Пинхеда не было и в помине, а его функции делало существо, именуемое «Инженером» — необычный субъект с сгустком света и телом человека вместо головы. Но в начале повести видится описание нескольких сенобитов, и один из них – женщина – выглядит следующим образом:«Любой дюйм головы был татуирован сложнейшим узором, на каждом пересечении горизонтальных и вертикальных линий блистала булавка с драгоценным камнем, полностью прокалывавшая кость».

Эволюция налицо.

«Восставший из Ада» сходу завоевал себе широкое признание публики, как широкой, так и элитной – а во второй половине 80-ых годов двадцатого века, на Интернациональном Фестивале Фантастического Кино «Fantasporto» забрал приз критики. Помимо этого, он был очень успешен и в коммерческом отношении – недаром с него началась целая серия фильмов, последний из которых, «Восставший из Ада-8: Мир Ада», вышел на экраны в 2005 году.

Восставший из ада 1987


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться