Все на стрелку с белкой!
В середине марта в кинотеатрах прошла премьера первого русского мультипликационного фильма в формате 3 D «Стрелка и Белка. Звездные псы», снятого при помощи канала «Российская Федерация 1».
16 марта (за два дня до официальной премьеры!) первый отрывок мульфильма продемонстрировали в передаче для детей Спокойной ночи, малыши!, которая кроме этого выходит на канале «Российская Федерация 1». Зрители смогли взглянуть первые 20 мин. «Стрелки и Белки». Прокатчики растолковывают этот ход жаждой поднять интерес зрителя к русскому кинопродукту.
Вероятнее, такая практика сейчас войдет в обиход.
Режиссёр «Стрелки и Белки» Святослав Ушаков назвал жанр ленты – «анимационная фантастика с элементами пародии и комедии».
С одной стороны, совершенно верно – с другой, возможно сообщить несложнее: в фильме большое количество чего намешано! Причем так совершенно верно, с чувством юмора и чувством меры… меньше, молодцы. Аж гордость берет за родную мультипликацию.
Сюжет фильма – несложнее некуда.1960 г. Цирковую собачку Белку, бродячую дворняжку Стрелку вместе с их втором крысом (так, что ли, «крыса» в мужском роде?) Веней хватает ловец бродячих псов, сдаёт «тайным органам». Тройку отправляют на Байконур – проходить отбор в астронавты. В том месте их прессует пёс Казбек – важный за физическую подготовку кандидатов в полёт.
Белка, Веня и Стрелка проходят отбор, вместе с Казбеком летят в космос, удачно возвращаются. Всё!
Но какое количество около этого наверчено!Хоть хватайся за голову и задавай вопросы, откуда что взялось!
Взялось отовсюду понемногу.
Гнусный ловец псов, разъезжающий по городу на тёмном фургоне, хватающий псов, стоит им зазеваться, увозящий их невесть куда – он из детских страшилок. Про Тёмную машину, Тёмную перчатку… Не забывайте?
Артистка цирка зверей Белка трудится воздушный аттракцион, летит под куполом на ракете – что это, если не прямая цитата из комедии «Цирк»?
Зверушки космического отряда наблюдают на проводах астронавтов в полёт… что? Верно – «Белое солнце пустыни»! Зритель на просмотре аж взвыл от восхищения узнавания.
Клетка, в которой Белку, Стрелку и Веню везут из Москвы на Байконур, – вылитый арестантский вагон на Магадан. И сердце на секунду падает.
Обращение пса Казбека изобилует военными перлами («Лишь попытайтесь мне замарать мордой грязь!») и афоризмами («Что нас не убивает – то нас закаляет!). Туповатый служака, не более. И внезапно: «Упасть!
Отжаться!» – вылитый генерал Лебедь.
Уличные неприятели Белки, Вени и Стрелки, тройка псов-хулиганов, не просто гонит их со «собственной территории» – требует уплаты штрафа. Чисто рэкетиры.
Крыс Веня в стартовую секунду полёта кричит: «Отправились!»
В ленте раз за разом появляется ворона с сыром в клюве… привет дедушке Крылову? Нет. Это привет первому «Ледниковому периоду» – его белке, одержимой орехом.
Причём, в отличие от белки, отечественная ворона – неизменно к месту, неизменно встроена в сюжет, а в финале и вовсе «выстреливает». Ну как чеховское ружьё.
А какое чудо сотворили сценаристы «Стрелки и Белки» с храбрецом, вплывшим в кадр на 60 секунд, не более – с первым советским спутником! Выясняется, Стрелка и Белка были запущены в космос, дабы поменять ему батарейку. Дабы он и дальше пикал на целый космос…
Как отреагировал зал на эпизод «замены батарейки»… нет, это неописуемо. По окончании руки от аплодисментов болели.
В общем, вы уже осознали, что «Стрелка и Белка» — мульт совсем не голливудский. Он глубоко и сугубо отечественный – советско-российский. Родители, верьте слову, будут наблюдать его взахлёб, радуясь черточкам из собственного детства, в том месте и сям вкраплённым в фильм. А детям фильм понравится, по причине того, что он хороший и забавный. Никакой политики, никакой сатиры, никакого ура-партиотизма – лишь доброта и юмор.
И выходишь гордый за собственную страну.
Голливудского в фильме – лишь уровень качества работы. Плотный сценарий, идеальная режиссура. Работа живописцев – экстра-класс. Желаете верьте, желаете нет – мульт не теряет при просмотре его «без очков», в обычной, а не в 3D-версии. Легко вследствие того что персонажи нарисованы, оживлены и озвучены на уровне первой Pixar’овской «Истории игрушек».
Никак не хуже.
Отдельная похвала озвучке. Четверка главных героев фильма говорит голосами Елены Яковлевой (Стрелка), Анны Большовой (Белка), Евгения Миронова (Веня) и Сергея Гармаша (Казбек). Для всех четверых – это первый опыт озвучки мультика, первый блин.
Что вышел не комом, а хоть куда – хоть вставляй его в книжки по озвучке. Но, тут лучше дать слово тем, кто делал фильм.
Елена Яковлева (Стрелка):
– Перед озвучкой мне продемонстрировали картины – картинки со Стрелкой. Весьма живые, потешные. Ну я и начала кривляться голосом: попискивать, рычать… А мне режиссёр: «Стоп!
Не нужно! Скажи обычным голосом». Я пожала плечами, начала говорить, как говорю… выяснилось, как раз то, что нужно!
– Какие конкретно эпизоды фильма вам больше всего понравились?
– Где погони и драки, дворовый азарт. Кроме того хотелось, дабы их было побольше.
– А как по большому счету роль Стрелки?
– Стрелка – лучшая моя роль за всю жизнь. Говорю это полностью серьёзно. Я себя на экране прекраснее не видела. По окончании ролей в театре либо в кино как не редкость?
Начинаешь разбирать, осознаёшь: в том месте пережала, тут недоиграла. А со Стрелкой – ну так всё оказалось!
Святослав Ушаков, режиссер фильма:
– Кастинг на озвучку каким был?
– Прослушали записи голосов различных актёров. Около 40 голосов – женских и мужских. Фрагменты фильмов, где они игрались, куски интервью… Мы все это слушали и отбирали – по большей части по узнаваемости. Чем лучше актёр, тем более узнаваем его голос. Но главным в голове держали, что все четыре основных храбреца, все голоса этого квартета должны звучать по-различному. Не должно быть схожих тембров.
Исходя из этого было нужно отклонить пара известных имён – их голоса не вписывались в квартет.
– А с утвержденными актёрами как трудились?
– Давали кусок текста и просили его сказать. В импровизациях не ограничивали… Что вытворяли с текстом Миронов, Яковлев, Гармаш, куда их заносило! Всё это мы снимали на камеру. Позже, в случае если импровизация удавалась, поменяли текст. А снятые кадры с актёрской мимикой отдавали живописцам.
Дабы они перенесли мимику актёра на персонаж. Это не отечественное ноу-хау – так, к примеру, Pixar трудится: от актера, а не от рисунка.
– Последний вопрос: в эпизоде, где Стрелка и Белка меняют спутнику батарейку, – видно, что это батарейка GP. Это продакт-плейсмент таковой?
– Само собой разумеется. Компания дала деньги на фильм – мы её так отблагодарили.
Не считая GP на батарейке, зрительскому глазу имеется еще за что зацепиться.
В «Стрелке и Белке» имеется отступления от исторической правды, неточности в подробностях. Часть «ляпов» – из-за невнимательности консультантов фильма. К примеру, в телефоне-автомате рядом с прорезью, куда бросают монету, написано «15 коп.».
Так и было, но… на стене того же таксофона виден нацарапанный телефонный номер – семь цифр. Что неверно – в те годы номера в Москве были шестизначные и начинались с буквы (к примеру – И6-06-42).
Вторая часть неточностей – особая. Фильм – частично легенда, собирательный рассказ о «том времени». Исходя из этого в нём появляется «Белое солнце пустыни», а не «его команда и Тимур» – первые астронавты перед стартом наблюдали как раз «Тимура…», но кто об этом знает? Крыс Веня в ленте голосом Евгения Миронова напевает песню «Трус не играется в хоккей».
Поёт её в первой половине 60-ых годов двадцатого века – за 12 лет до написания песни. И т. д., и т. п. – ну и что?
А ничего: эти подробности (пускай неточные) трудятся на портрет времени? Да. Прекрасно трудятся? Да.
А песни Uma2rman, каковые звучат в фильме – как по поводу них? А так: песни хорошие, но неуместно. Выкинь их из фильма, он бы ничего не утратил.
А так всё славно. И к сообщённому нечего добавить.
Разве что: всем наблюдать «Стрелку и Белку»! И родителям и детям!
Фильм, поверьте, того стоит.
Дмитрий Сергеев
Фото Романа Щербенкова