Второе пришествие пеплума
Сейчас жанр пеплум, показавшийся в Голливуде еще на заре кинематографа, переживает новое восстановление. К древним и библейским сюжетам обращаются самые маститые режиссеры, а в фильмах по мотивам известных практически всем историй стремятся сняться самые броские звезды современного экрана. У нынешних постановщиков имеется крайне важное преимущество перед их сотрудниками из Золотой эры Голливуда.
Вместо строительства дорогостоящих декораций они создают внешнюю среду, не выходя из-за компьютерного стола, а вместо многотысячной массовки с ее атрибутами и костюмами — CGI-модели на базе образов двух-трех актеров. Станут ли эти опыты вехой в истории кино, продемонстрирует время. А до тех пор пока в канун выхода очередного пеплума Финал: боги и Цари отыщем в памяти самые узнаваемые фильмы, сюжеты которых тесно переплетаются с библейскими.
Саломея (1918 год)
К образу Саломеи, падчерицы Ирода Антипы, которая, по версии синоптических Евангелий, "настойчиво попросила" голову Иоанна Крестителя в приз за впечатляющий танец, всемирный кинематограф обращался много раз. Одной из первых попыток стал немой фильм 1918 года, в котором ключевую роль сыграла актриса Теда Бара. Картина привела к неоднозначной реакции зрителей.
С одной стороны она пользовалась таковой популярностью, что многие кинотеатры поднял цену билетов, с другой — лента стала причиной протестов со стороны религиозных организаций, которых не устраивало искажение библейских текстов и тот факт, что на сеансы допускались дети. К сожалению, картина считается потерянной, ее копии были стёрты с лица земли на протяжении грандиозного пожара в павильонах студии Fox.
Десять заповедей (1923 год)
Один из первых фильмов, посвященных финалу иудеев из Египта и обретению ими Скрижалей Завета. Постановщиком картины, давшей начало трилогии, в которую вошли кроме этого фильмы Крестное знамение и Царь царей был Сесил Б. ДеМилль, а главные роли в ней выполнили Ричард Дикс, Теодор Робертс, Шарль де Рошфор, Эстель Тейлор и другие актеры. Картину отличали невиданные по тем временам количество и масштабность статистов.
Но история Моисея занимала только треть картины, воздействие большей ее части происходило в современности. Съемки эпизода с расступившимися водами моря "настойчиво попросили" от авторов картины недюжинной изобретательности. Разверзшуюся пучину изображало снятое крупным планом желе, изображение которого было совмещено со снятой с многочисленного расстояния группой статистов.
Впечатляющие декорации, включающие 10-метровые статуи фараонов два десятка сфинксов и ворота высотой около 30 метров, возведенные на песчаных дюнах в округе Санта-Барбара по окончании окончания съемок были занесены песком, и снова были на поверхности уже в наши дни в следствии интенсивных раскопок. Десять заповедей стал первым полноценным блокбастером студии Paramount. Его рекорд был превзойден только спустя 25 лет.
Десять заповедей (1956 год)
Римейк фильма 1923 года, что снял постановщик уникальной картины Сесил Б. ДеМилль. В этом случае постановщику удалось собрать внушительный актерский состав, в который вошли Ричард Фарнсуорт, Юл Бриннер, Чарлтон Хестон, Роберт Вон, Нина Фох, Энн Бэкстер, Марта Скотт, Джудит Андерсон и другие. Он кроме этого отказался от всей современной части, сконцентрировавшись только на библейской истории Финала.
Фильм был номинирован на семь премий Оскар, но в итоге взял только одну в категории лучшие эффекты. Взял совсем заслужено, поскольку по сложности оптических их реалистичности и спецэффектов картина намного превосходила все кинопроекты собственного времени. Так, создание одной сцены с расступившимися водами Красного моря заняло шесть месяцев.
Комбинированные съемки сочетали в себе кадры, запечатленные на морском берегу в Египте, сделанные в студийных павильонах Paramount с применением огромных резервуаров с водой. Десять заповедей стал одним из самых кассовых фильмов в истории кино. С поправкой на инфляцию на сегодня он получил чуть более двух млд дол.
Камо грядеши? (1951 год)
Первая попытка перенести на экран события одноименного произведения польского писателя Генрика Сенкевича была предпринята еще в 1912 году итальянским режиссером Энрико Гуаццони. К сожалению, данный немой фильм малоизвестен широкому кругу зрителей, в отличие от версии 1951 года, постановщиком которой стал американский режиссер Мервин ЛеРой.
Картина, воздействие которой происходит в годы правления римского императора Нерона, говорит драматическую историю любви патриция Марка Виниция и юный христианки Лигии. Сюжетная линия главных героев пересекается с сюжетной линией последователей учения Христа, среди них и проповедующего в Риме апостола Петра. Картина, в которой главные роли сыграли Роберт Тейлор, Дебора Керр, Лео Генн, Питер Устинов, Софи Лорен, Уолтер Пиджон, Бад другие актёры и Спенсер, снималась в основном на основанной еще Муссолини итальянской студии Чинечитта, в то время очень популярной у голливудских создателей пеплумов.
Разбойник Варавва (1961 год)
Картина, посвященная упоминавшемуся в Новом Завете разбойнику Варавве, которого римский префект Понтий Пилат помиловал по требованию толпы вместо Иисуса Христа. Постановкой управлял американский режиссер Ричард Флайшер, трудившийся в Вероне и Риме под патронажем итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Ключевую роль сыграл Энтони Куинн.
В картине кроме этого снимались Джек Пэланс, Валентина Кортезе, Сильвана Мангано, Артур Кеннеди и другие актеры. Любопытно, что сцена распятия Христа снималась на фоне настоящего настоящего солнечного затмения, что разрешило существенно сократить затраты на создание эффектов и обеспечить эпизоду полную реалистичность. Картина осталась без внимания Американской Киноакадемии, но взяла множество призов в Италии.
Бен-Гур (1959 год)
Один из самых масштабных и титулованных фильмов в истории кинематографа. Снят американским режиссером Уильямом Уайлером по роману писателя Лью Уоллеса. Эпическая история о дружбе и предательстве, о любви и мести, об обретении всевышнего. в течении всего фильма сюжетная линия Иуды Бен-Гура пара раз переплетается с сюжетной линией проповедующего в Иудее Христа, наряду с этим до эпизода распятия зрители не видят лица Спасителя.
Главные роли сыгралиХью Гриффит, Джек Хоукинс, Чарлтон Хестон, Стивен Бойд, Марта другие актёры и Скотт. Бен-Гур стал наиболее ценным проектом собственного времени с бюджетом в 15 миллионов долларов. В общем итоге в массовке были задействованы более 50 тысяч людей, а для съемок сцен водных сражений студия MGM была вынуждена выстроить пара римских галер в натуральную величину.
До выхода фильма Титаник Бен-Гуру принадлежал безотносительный рекорд по количеству премий Оскар — 11 золотых статуэток. По непонятной причине картина проиграла в категории лучший адаптированный сценарий, в неприятном же случае, ее рекорд был бы до сих пор не побит. В 2016 году выйдет новая версия Бен-Гура, которую снимет русский режиссер Тимур Бекмамбетов.
Иисус из Назарета (1977 год)
Список фильмов на библейскую тему был бы не полным без упоминания этого многосерийного телевизионного фильма, что был снят известным итальянским режиссером Франко Дзеффирелли по заказу Ватикана. Проект внес предложение зрителям самый канонический пересказ Нового Завета, все события излагаются в хронологической последовательности с минимальным числом эффектов в кадре.
Изначально продюсеры картины предполагали доверить роль Христа Дастину Хоффману, но после этого было решено отказаться от привлечения звезд для того чтобы масштаба, и роль Спасителя досталась неизвестному обладателю очень ясных голубых глаз Роберту Пауэллу. По просьбе режиссера, актер фактически не моргал на протяжении съемок, что еще больше усилило эффект проникновенности взора Спасителя.
Любопытно, что сразу после того, как стало известно о его утверждении на роль, актер подвергся нападкам со стороны разных религиозных организаций за то, что жил во грехе со своей возлюбленной Барбарой Лорд, что заставило его узаконить отношения перед съёмками . Фильм был удостоен множества опытных призов, а также премий Английской Киноакадемии.
Конечно, любой из почитателей жанра сможет добавить к этому перечню и собственные любимые киноленты. Что же касается выходящего в декабре 2014 года фильма Финал: боги и Цари, то залогом его успеха возможно не только участие Ридли Скотта, что уже доказал собственный умение снимать пеплумы, выпустив в свое время выдающуюся, без всякого сомнения, картину Гладиатор, но и внушительный актерский составпод руководством Кристианом Бейлом. Для последнего роль пророка Моисея представляет собой очевидно меньший вызов, чем роль самого Христа, которого Бейл сыграл в картине 1999 года, известной в Российской Федерации называющиеся Иисус.
Создатель: Andrew