Здравствуйте, я ваша няня!
Победа, которую не ожидали
Всего за пара месяцев, прошедших по окончании запуска сериала «Моя красивая няня» на канале СТС, уроженка Мариуполя Вика Прутковская стала на русских просторах популярнейшим персонажем. «Няню» наблюдают зрители всех возрастов, причем в равной степени и мужчины, и дамы. В Москве часть сериала на протяжении утреннего показа доходит до 38 процентов, в семь вечера, другими словами в ранний прайм-тайм, — до 15 процентов, и ночью, в ноль часов, — до 20 процентов.
А 31 декабря, в то время, когда соревнование между каналами близится к апогею, «Няня» заняла в битве с тяжеловесами почетное третье место в этом тайм-слоте по окончании двух «Кривых зеркал» Первого и «России». Успех сериала признали кроме того соперники.
По этому поводу высказывался председатель совета директоров Первого канала Константин Эрнст, а вот что сообщил «Итогам» генеральный директор канала «Российская Федерация» Антон Златопольский: «В силу изюминок национального юмора считалось, что ситком ни при каких обстоятельствах в Российской Федерации не будет популярным жанром. „Моя красивая няня“ — первая победа российского хорошего ситкома на отечественном ТВ. Пологаю, что это лишь начало».
В чем же секрет успеха незатейливой истории о девушке из украинской глубинки, попавшей в богатую столичную семью, перевернувшей привычный уклад дома и ставшей в том месте благодаря жизнелюбию и своему оптимизму неспециализированной любимицей? Так как что-то в этом роде мы сто раз видели что в кино, что по ТВ в тех же ситкомах (от британского situation comedy — «комедия положений»), где действуют персонажи, попадающие из одной дурной переделки в другую. Но до сих пор жанр ситкома особенного энтузиазма в Российской Федерации не вызывал.
Кроме того таковой зарубежный хит, как «Приятели», собрал рейтинг, несопоставимо меньший, чем на Западе. Отечественные опыты, начатые еще во второй половине 90-ых годов XX века («Дела забавные, дела домашние», «Клубничка»), и вовсе лавров не снискали. Социолог Даниил Дондурей растолковывает это тем, что тогда у нас существовала традиция относиться к массовой культуре как к третьесортной, а западные традиции мы изучать не желали.
Развлечение — дело важное
Канал СТС, с того времени как в 2002 году его возглавил Александр Роднянский, руководствовался прямо противоположным подходом и к масскульту, и к западному опыту. «К развлекательному телевидению мы относимся как к полноценному методу моделировать окружающую судьбу и рефлексировать по поводу действительности, но в особых жанровых формах, — растолковал „Итогам“ собственную позицию Роднянский. — Цель СТС — построение собственного образа мира, которого, возможно, не существует, но в котором хотелось бы существовать. Это такое оптимистичное и вечно милое пространство, в которого возможно и иронизировать над собой, над событиями сегодняшней судьбе, и говорить увлекательные истории, и играться.
Мы уверены, что возможно добиться успеха, не нажимая на кнопки, не в полной мере разрешённые в приличном обществе. СТС — это такое развлекательное телевидение, которое возможно наблюдать без жалости и изжоги к самому себе».
В эту концепцию идеально вписывается и ситком — жанр, рассчитанный на домашний просмотр, утверждающий классические моральные сокровища, принципиально хороший по собственному посылу. На Западе это в далеком прошлом неотъемлемый элемент массовой культуры. В Америке, к примеру, ситкомы делают уже лет пятьдесят. Среди них были чемпионы, каковые шли с неизменным успехом по десять лет кряду.
Логично, что, замахнувшись на ситком, СТС и создающая компания «АМЕДИА» решили применять американский опыт. «Мы, хоть и владеем огромными опытными ресурсами, в этом жанре фактически не трудились, — говорит Роднянский. — А это отдельная важная профессия. Нереально сейчас без шуток заниматься фундаментальной наукой, если ты не в курсе того, что происходит в приоритетных лабораториях мира. То же самое и в телеиндустрии.
Исторически она бурно начинается как рыночная и конкурентоспособная как раз в Соединенных Штатах. Мы воспользовались технологической, я бы сообщил, консультативной экспертизой, но все другое — это отечественное производство: отечественные авторы адаптируют и пишут тексты, отечественные режиссеры снимают и монтируют и без того потом».
Чип энд Дейл торопятся на помощь
Потому, что «Моя красивая няня» — адаптированная версия популярного американского ситкома The Nanny, сделанная совместно с Сони Pictures, заокеанские консультанты внимательно следят, дабы русский «родственница» соответствовала их стандартам качества.
К развлекательному ТВ в Америке относятся без шуток, и сериалы кроме того для того чтобы легкого жанра за три копейки, то бишь цента, не делаются. Исходя из этого и «Няня» — проект достаточно дорогой: по отечественной информации, серия обходится приблизительно в 50 тысяч долларов. Нагрузки у всей команды те еще: снимают блоками по 25 серий, каждую за два дня, а одна смена продолжается по 12-14 часов. Главный сюжетный конфликт всегда берется из американской версии и адаптируется к нашим реалиям.
Из 130 серий The Nanny лишь 20 были отброшены как не поддающиеся изменения, так что у российского зрителя имеется шанс заметить в итоге целых 110.
Хороший сценарий, как говорит глава «АМЕДИА» Александр Акопов, — это добрая половина успеха. Но, по его же словам, одной из самых громадных неприятностей было собрать команду сценаристов. на данный момент их 12 человек, большая часть — бывшие кавээнщики. Особенно продолжительно искали подходящий гражданам России образ героини. И, кстати, не сходу остановились на украинке — к примеру, была мысль сделать ее грузинкой. Первые 40 сценариев переписывались раз по пять. «Трудностей перевода» была масса.
Скажем, у нас и у американцев, мягко говоря, различное отношение к налогам. Либо к милицейским. Значит, сохраняя канву, нужно обнаружить другие сюжетные повороты, родные отечественному зрителю.
Отдельная история — кастинг. Перед тем как утвердить кого-то на роль, говорит Александр Акопов, американцы требуют: докажите, что в этом государстве нет другого актера, что имел возможность бы сыграть лучше. В итоге на поиск исполнительницы ключевой роли отвели… девять месяцев! И не смотря на то, что Настя Заворотнюк показывалась в первых последовательностях, ее выбрали лишь по окончании того, как отсмотрели более 500 претенденток. Более того, кроме того участвующие в проекте звезды прошли через кастинг.
Исключение составила Любовь Полищук. «Для нас сходу было разумеется, что мама няни — ее персонаж», — говорит Акопов. Результатами кастинга консультанты весьма довольны: они уверены в том, что отечественные не уступают их актерам, а иногда кроме того и превосходят. Чтобы отыскать подходящих режиссеров, американцы проводили особый семинар, в котором принимали участие 20 человек.
Отобрали, как и положено по их технологии, двоих: один отвечает за работу с актерами, второй — за саму съемку, но все это под контролем чужестранцев.
Одна из основных фишек сериала — участие в нем звезд в роли самих себя — это также элемент формата. Зная, каковы в наше время платы известных артистов, конечно высказать предположение, что это наслаждение дорогое. Но Александр Акопов заверяет, что и Наташа Королева, и Федор Сергеевич Бондарчук, и Николай Басков, и Геннадий Хазанов, и несколько «Глава правительства» снимались безвозмездно, притом с громадной охотой: для них это был занимательный опыт.
Но что любопытно: появление знаменитостей повышает рейтинг, но не так уж очень сильно. А большим успехом пользуются серии, где воздействие замкнуто в пределах семьи.
Жизнь красива
А из-за чего про семью зрителю наблюдать увлекательнее всего? Да по причине того, что домашние сокровища, возможно, единственное, что у нас осталось неспециализированного. В «Няне» домашние неприятности полностью узнаваемы, потому, что предельно обычны, а это сильный манок для включения зрительского интереса.
Человек как бы видит на экране собственную жизнь, но лишь очищенную от скучной обыдённости и тягостных переживаний. Узнаваемость плюс хороший посыл — это то, чего ожидает сегодняшняя аудитория, как неоднократно отмечали социологи. Увидим: другие сериальные жанры, кроме того сколь угодно развлекательные, таковой возможности ей пока не дают.
И дабы хоть на полчаса поверить, что жизнь красива, зритель будет с радостью садиться к телевизору.
Забавно, что появление у нас первого успешного ситкома совпало с падением интереса к этому жанру в Соединенных Штатах: молодежь вычисляет его несовременным. В этом сезоне четверка ведущих американских каналов свернула производство ситкомов с 35 до 26. В Российской Федерации — к гадалке не ходи — в ближайщее время все будет наоборот.
Вот уж тут американцы нам не указ.
Галина Черменская