Жмурки
Соглашусь честно и сходу: я Балабанова великим режиссёром не считаю. От “Братьев” я по большому счету не в восхищении, а “Война” – достаточно хороший фильм, не более того. Да и по большому счету, российские комедии постперестроечного периода не обожаю.
Для меня, что “Особенности…”, что “Не валяй дурака”, что “ДМБ” либо “Кроме того не думай” – одна фигня, низкопробный ширпотреб.
Исходя из этого “Жмурки” брал с некоей опаской. И с неохотой. Прекрасно, хоть безвозмездно. А перед тем, как взглянуть, посмотрел отзывы, официальную пропаганду. Заинтересованные люди расхваливают, среди вторых – шатания и разброд. Желающие почитать всякого рода интервью и рекламные проспекты к фильму легко смогут отыскать их на бескрайних просторах Интернета.
Я же желаю поболтать конкретно о работе Алексея Балабанова.
Значит, так. Сумасшедшие девяностые. Распад одного страны, рождение другого, передел собственности, перераспределение капитала.
Разнообразные передряги, инфляции, дефолты, доллары США… И как постоянно бывает на обломках великих империй – пышным цветом процветает преступность. Бандитские группировки, продажные менты, шустрые юристы, безбашенные рэкетиры.
Вот в таковой среде где-то в провинции (бывалые путешественники определят в ней Нижний Новгород) и обитают две небольшие зубастые рыбёшки криминального склада Серёга и Саймон. Трудятся на местного авторитета Михалыча, делают индивидуальные поручения: типа прижать отбившихся от рук “сотрудников”, собрать дань, принести, передать, обменять. Серёга ещё ничего, малость соображает и сказать может, а вот Саймон – дуб дубом, но стреляет метко и ударной силой владеет завидной.
Их последнее, “плёвое” по понятиям шефа, дело с треском провалилось. Вместо того, дабы припугнуть и вынудить платить “налоги” некоего “доктора”, специализирующегося на производстве наркотиков, юноши делают из него жмурика (жмурки на ихнем жаргоне – убийство либо близкое по смыслу слово). Михалыч твёрд и скор на расправу, но умён и в достаточной мере уравновешен, а посему даёт ребятам шанс исправиться.
Они должны отвезти одному юристу дипломат с деньгами и возвратиться от него с партией героина.
Снова же, что сложного, прийти – уйти. Но в этот самый момент находятся желающие обогатиться за чужой счёт. Коррумпированный мент Степан даёт наводку на данный чемоданчик сходу двум бригадам опытных налётчиков.
И будет маленькая война, будет месть, будут криминальные разборки. И прольётся кровь…
Фильм делался как пародия на русского реальность последнего десятилетия уходящего века и, по словам создателей, на ленты, отображавшие то время, те нравы. Он вышел с эпиграфом: “Для тех, кто выжил в девяностые”. Резковато звучит.
Пародия по моим понятиям – это, во-первых, комедия и лишь позже – критиканство и обличительность.
От первого тут – мизер. Ну не смешно, что тут сделаешь. Местами забавно, в особенности компашка из Баклажана, Корона и Балы с вечными наездами на эфиопа и его гордым ответом: “Я – русский”. Хорошо в плане юмора и у двух главных героев.
Возможно, по плану авторов, зрители должны ухахатываться от грима, вставных челюстей, забавных прикидов любимых актёров, от дуэта Михалыча с сынишкой. Мысль с последними мне не понравилась вовсе, другое – на любителя. Я отношусь к этому более чем нормально.
В проекте занято полтора десятка звёзд российского кино. Они создали последовательность запоминающихся образов, но ничего для того чтобы, чего бы мы от них не ожидали. Только один актёр меня приятно поразил. Тот, которого я недолюбливал, и что меня частенько злил.
Обращение – о Сергее Маковецком. Из-за чего то неизменно мне попадались фильмы, где его храбрец есть голубым (явным либо скрытым), подлецом либо моральным уродом (что в неспециализированном-то практически одно да и то же) либо косит под оных. Тут – совсем второе, и просто блестящая игра!
Со звёздами у Балабанова явный перебор. Не было потребности ни в Андрее Панине (плотник “Церетели”), ни в Ренате Литвиновой (официантка), ни в Дмитрии Певцове (юрист). Похоже режиссёр решил щегольнуть, задействовав таких актёров только в эпизодах. Либо над этим также нужно смеяться? Я бы выяснил таковой юмор как очень сдержанный и весьма своеобразный.
Где уж тут до братьев Цукеров.
Не знаю (не смотря на то, что, само собой разумеется, могу, сделать последовательность догадок) кому занимательна сама выдумка со “Жмурками”. Я также жил в прошлое десятилетие, действительно, не в том мире, что продемонстрирован в картине, выжил без особенного труда и что-либо подобное видел лишь по телевизору либо из материалов прессы. Никакой ностальгии по тем годам не испытываю и в первую очередь по той стороне судьбы, что продемонстрировал в собственном фильме Балабанов.
В случае если же покинуть в стороне историю, то возможно констатировать, что сюжет очень средненький. Он простоват и не так лихо закручен, как в зарубежных стёбовых гансгстерских боевиках последних лет (возможно забрать для сравнения “Карты, деньги и два ствола”). Российский колорит не есть в этом случае плюсом, поздняя осень лишь подчёркивает одну из характерных национальных линия русского народа – медлительность.
Медлительность во всём: перемещениях, манерах, мозгах, делаемых действиях. Да ещё провинция! Всё время думается, что тебя притормаживают.
В общем, со зрелищностью имеется неприятности.
За кадром звучит музыка Вячеслава Бутусова. Помой-му к месту, но погоды не делает. Снова же – на любителя.
Как и целый фильм в целом.
В нём много занимательных диалогов, замечательно сыгранных сцен, мелких неожиданностей, но нет эмоциональной притягательности. Наподобие имеется на что взглянуть, а не хочется. Наблюдаешь – так как кроме того нравится, а по окончании чувствуешь на душе какую-то тяжесть, как по окончании общения с энергетическим вампиром.
Но, по части “Жмурок” у меня нет чёткого мнения. Я не могу со всей серьезностью продекларировать на всю землю: не хорошо это либо прекрасно. У меня собственный взор на вещи, у вас – собственный. Но усреднённый критерий выработать возможно.
Вряд ли фильм заслуживает оценки “не хорошо”, ещё меньше тянет на “превосходно”.
Одно знаю совсем совершенно верно, “Жмурки” будут цитировать, его храбрецам будут подражать (что совсем не здорово), и что… данный фильм не для меня.