Алиса\сон аленки. рецензия
Мало кому как мы знаем, что многие сказки первоначально не были умными и хорошими. В уникальной версии сказки про Красную Шапочку, основная героиня «пробовала» кусочек собственной бабушки и затем ложилась в постель с Волком. В будущем сюжет сказки был заметно смягчен сперва братьями Грим, а веком позднее Г.Х. Андерсеном.
Но, не обращая внимания на это, в жанре хоррора существует много переложений известных сказок.
Великий живописец Ян Шванкмаер (прежде всего живописец, режиссер — во вторую) солидную часть собственной продолжительной и плодотворной карьеры занимался короткометражной анимацией. Благодаря собственному многогранному гению, режиссер успевает поэкспериментировать во всевозможных видах анимации, начиная от мультипликации и заканчивая кукольной анимацией. В его портфолио имеются много хороших работ оказавших важное влияние на развитие современной анимации.
Кроме того более того, таковой узнаваемый визионер, как Тим Бертон именует Шванкмаера одним из собственных преподавателей!
В конце 80-х годов режиссер обращает внимание на хорошую сказку Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес», экранизация которой станет дебютом режиссера в полнометражном кино. Как и все работы Шванкмаера, его интерпретация «Алисы» оказалась неоднозначной и правокативной, наряду с этим строго следующая канону (действительно, Чеширского Кота, вы не заметите, он бы легко неуместно смотрелся тут).
Пересказывать сюжет сказки я не стану, рассчитывая на ваше знакомство с ней, и сходу перейду к обзору фильма. Несмотря на конец восьмидесятых годов, режиссер предпочитает трудиться по старинке, не применяя современных средств кинематографа. Будучи одним из мастеров авторской анимации, он идет проторенным методом и используеткачестве храбрецов- кукол! С чего я сделал вывод, что эта экранизация, по большому счету имеет какое-то отношение к жанровому кино? – спросите вы.
Самое что ни естьнепосредственное – в этом и состоит указанная выше неоднозначность ленты.
В отличие от вторых киноизложений сказки, в интерпретации Шванкмаера воздействие происходит не в «далекой, зачарованной стране», а в неком закинутом доме. Большая часть сцен происходит в мелких безлюдных комнатушках с обнажёнными стенками, из интерьера в которых, может находиться лишь одинокий стол. Мир фантазий Алисы тут отнюдь не дружелюбен, а мрачен и страшен, любой кадр тут практически пропитан эмоцией клаустрофобии и одиночества.
Следующее, что в должны знать о ленте: в отличии от многословного оригинала, диалогов тут тяжело мало.Все фразы произносимыми персонажами, выделено, несложны и односложны, в основном они складываются из восклицаний (да и присутствуют они, лишь для соблюдения канонов). Режиссер убрал из экранизации лишнее и на собственный лад, обыграл все главные сцены из уникальной сказки в свойственной ему сюрреальной манере (и тёмным юмором), нужно заявить, что оказалось у него жутковато.
Например, Белого Зайца, что держит часы в собственном распоротом брюхе, из которого всегда сыплются опилки! Запрещено без содрогания наблюдать, в то время, когда любой раз дотянувшись часы, он слизывает с них опилки, дабы вернуть «утраты». безудержная фантазия и Оригинальное виденье режиссера будет много раз поражать зрителя все время просмотра, хоть обращение и идет о кукольной постановке!
не забываю, меня посетило какое-то жути и смешанное чувство восторга, в то время, когда замечал, как Белый Заяц зашивал и «откармливал» опилками, некое раненное существо, складывающееся из рыбьих костей. Кроме того с виду невинная сцена с чаепитием у Безумного Шляпника, выглядит параноидально, неуютно и жутко. В то время, когда смотришь за постоянными перемещениями храбрецов данной сцены (Мартовский Заяц намазывает сливочным маслом часы и вешает их на стену), в голове появляется идея, а не сошел ли я с ума?!
Не лишена лента и легкого налета трагикомичности и сатиры: следить за нелепым поведением Королевы Червей, знающей только одну фразу -»Отрубить голову!», в один момент смешно и безрадостно. И без того в течении всей постановки.
На мой взор, это одна из лучших постановок «Алисы», режиссеру тут лучше всех удалось отобразить восприятие мира детской еще слабой психикой. Он открыл перед нами мир, одновременно смешной и грустный, ужасный и трагичный. Будучи стопроцентным арт-хаузом эта лента предназначена для узкой аудитории ценителей «умного» кино.
Кроме этого стоит держать от данной сказки, подальше собственных детей, потому, что она может напугать их почище самого кровавого ужастика.