Чужой (1979). рецензия
Транспортное судно «Ностромо» направляется на Землю с громадным грузом руды на борту. Корабельное оборудование ловит катастрофический сигнал идущий с неисследованной планеты. В соответствии с одному из условий договора экипаж обязан проверить источник сигнала и, по возможности, оказать помощь выжившим.
Прибыв на планету, они выявляют разбитый корабль инопланетного происхождения, в которого находят яйца малоизвестных науке живых существ.
Как и у большинства, первое мое знакомство с вселенной «Чужих» случилось в середине 90-х годов, на протяжении собственного детства. Возвратившись к себе по окончании прогулки, я заметил отца, гордо устанавливающего на телевизор, какую-то штуку — ей был японский видеомагнитофон- вещь недешевая по тем временам. Забрав из лежащей рядом маленькой стопки видеокассет первый попавшийся фильм, я с трясущимися руками засунул ее в чёрный зев проигрывателя.
Это был культовый сейчас «Американский оборотень». Я, впечатленный замеченным зрелищем, зарекся более кроме того близко подходит к видеомагнитофону. Но детское любопытство все же скоро взяло верх и одним поздним вечером следующая кассета отправилась в проигрыватель.
В этом случае мне попались «Чужие» Джеймса Кэмерона, которых я, стараясь не отводить взор в ужасных местах, просмотрел от конца и начала. На другой стороне кассеты был записан легендарный «Чужой», показавшийся мне намного ужаснее сиквела. И, начиная с того дня, начала неспешно пополняться моя коллекция фильмов кошмаров (на данный момент пылящаяся на дне коробки, в кладовке).
Значительно позднее, просмотрев огромное количество жанровых фильмов, я начал интересоваться историей жанра, выискивая интересные факты создания хороших лент, очевидно, что в первую очередь я принялся изучить нелегкую и переполненную случайностями историю «Чужого».
Немногим как мы знаем, что уникальный «Чужой» имел возможность по большому счету не показаться на свет, в противном случае и по большому счету принять иные формы. История проекта начинается в далеком 1976 году, в то время, когда юный сценарист Дэн О’Бэннон возвращается в Америку, по окончании несостоявшихся съемок «Дюны» Алехандро Ходоровски.
Возвратившись на родную почву юный человек осознаёт, что гонорар полученный на протяжении съемок, подходит к концу- он поселяется в маленькойквартирке приятеля Рональда Шуссета, с которым познакомился на съемках «Чёрной Звезды» Джона Карпентера. Тот, в то время трудился над сценарием фильма называющиеся «Звездный Зверь», но продолжительное время не имел возможности продвинуться дальше первого акта, пробуя придумать необыкновенный метод проникновения монстра на корабль.
Дело в том, что во всех фильмах того времени, эксплуатирующих жанр космического триллера, монстр в большинстве случаев проникал извне — через шахту лифта, фюзеляж корабля и т.д. Исходя из этого Шуссет предлагает собственному другу оказать помощь завершить сценарий, на что тот отвечает согласием. Как часто бывает выход из сложной обстановки нашелся полностью случайно: «Я проснулся среди ночи и принялся будить Рона, крича ему в ух о- Он вылезает из груди! — либо что-то в этом роде, — радуется О’Бэннон.
Ударными темпами они завершают сценарий, по начальным замыслам друзей, режиссурой должен был заняться О’Бэннон,уже имевший "стаж работы" с малобюджетными фильмами, тогда, как Шуссет собирался занять место аккуратного продюсера. По предварительным прикидкам, им требовалась сумма не меньше 250.000 тысяч долларов. Прихватив с собой сценарий, юноши отправляются в офис легендарного трэш-продюссера Роджера Кормана, что в то время уехал на съемки.
Они застают в том месте лишь его ассистента. Бегло ознакомившись со сценарием, он сразу же дает «зеленый свет», уверив друзей, что необходимая сумма будет предоставлена в малейшие сроки, требуется лишь дождаться прибытия Кормана, чтобы уладить все формальности. Жизнь полна случайностей, неизвестно, что стало бы с легендарной классикой, если бы Шуссет не встретил на протяжении прогулки по парку, собственного сокурсника, трудящегося в большой киностудии, которому он продемонстрировал собственный сценарий.
Оценив потенциал проекта, юноша знакомит Шуссета со своим руководством. Взяв доступ и приличный бюджет к опытным студиям, О’Бэннон приглашает поработать солидную часть команды, трудившейся, вместе с ним над «Дюной». В их число входил и блестящий живописец-сюрреалист Ганс Рудольф Гигер, представивший собственные наработки для дизайна монстра.
Они были такими экстремальными, что макеты монстров были задержаны шокированными таможенниками на границе страны, куда было нужно отправляться продюсерам проекта для переговоров с местным руководством, для острастки продержавшего макеты на складах еще пара дней. На этом неприятности укоманды не закончились – режиссерское кресло успевают поменять уже четыре кандидата, в итоге, его занимает неизвестный тогда Ридли Скотт.
К тому времени фильм был уже переименован в «Чужого» (Alien), так как «Звездный зверь» показался О’Бэннону через чур избитым. Юный режиссер уже начинал в Европе с исторической драмой «Дуэлянты», но, будучи вдохновленным гремевшими в то время «Звездными войнами», решает трудиться на ниве фантастики. Не являясь громадным поклонником жанра, он просматривает очень много ужастиков, с единственной целью – осознать, как возможно испугать зрителя — будущее продемонстрирует, что учебный материал он усвоит великолепно.
Не считая неповторимых монстров, у фильма была вторая, чуть менее ответственная инновация — дама в ключевой роли! В большинстве случаев продюсеры-шовинисты кроме того не рассматривали такую возможность, иногда приглашая дам на второстепенные роли, полагая, что дама не сможет бороться с чудовищем. В начальном варианте сценария Рипли был мужчиной, но на подготовительном этапе съемок Ридли Скотт "настойчиво попросил" перевоплотить его в даму.
Для прекрасно известной жанровым любителям Сигурни Уивер съемки были делом непростым — это был ее полноценный дебют в кино, маленькую роль вида »Кушать подано», мы учитывать не будем. В начале съемок на лице Сигурни выступила непонятная аллергическая сыпь, в результате которой она действительно опасалась лишиться роли, к счастью все обошлось, не без громадного количества противоаллергенных пилюль.
Ее героиня, как и каждая дама, появлявшаяся в мужском коллективе, вынуждена всегда бороться за собственный авторитет, терпя снисходительное отношение и постоянные ужимки с их стороны. Но, будучи сильной и энергичной дамой, она принимает это как данность, не больше. Благодаря, тому, что режиссер предоставил актерам громадной простор для импровизации, Сигурни удалось всецело раскрыть образ Рипли, что на экране выглядит весьма конечно.
Что может показаться необычным, в случае если отыскать в памяти, что опыта съемок у нее был самый минимум.
Боязнь малоизвестного — на этом приеме выстроена вся лента. Вплоть о финала режиссер будет показывать нам нечеткие образы Чужого, что открывает простор для воображения — хочется поскорее посмотреть на него в полный рост, но до этого приходится додумывать подробности самому. Ридли Скотту удается добиться главного — создать леденящую душу воздух, держащую зрителя в постоянном напряжении, отчего тот в нужных местах практически подпрыгивает, приобретая от этого какое-то мазохистское наслаждение.
Резюмируя вышесказанное, я могу лишь добавить, что «Чужой» есть одним из самых ужасных фильмов на планете! Одного этого достаточно, дабы поставить фильм на самое высокое место в вашей коллекции.