Юрий коротков: «кризиса сценаристов нет»
На счету Юрия Короткова сценарии к фильму Митты «Затерянный в Сибири» и самым заметным проектам последних лет наподобие «Страны глухих», «Девятой роты», «Стиляг» и «Пяти невест». В текущем году по истории, написанной им в соавторстве с Натальей Ворожбит, была снята лента «Металлическая бабочка», завершается работа над «Иваном Поддубным», текст для которого также написал Коротков. Именно он приспособил для русского версии идею сериала «Побег».
Выпускник мастерской красивых драматургов Семена Лунгина и Валерия Фрида, на данный момент Коротков сам преподает студентам сценарное мастерство. Киноповести, каковые он пишет, экранизируются опять и опять. К примеру, Ренат Давлетьяров трудится на данный момент над картиной «в один раз» по «Американке», которую в середине 1990-х ставил Дмитрий Месхиев.
КиноПоиск поболтал с известным сценаристом о предыстории «Металлической бабочки», о том, необходимы ли ремейки, и определил, где молодым авторам искать источники воодушевления для фильмов и сериалов. Помимо этого, Юрий Коротков поделился подробностями нового масштабного проекта «Подвиг», что он разрабатывает с Валерием Тодоровским, и поведал, какой сценарий он вычисляет лучшим за последние пара лет.
— 1 ноября выходит «Металлическая бабочка» — детектив, выясняющийся в действительности амурной историей. Как у вас появился данный сюжет?
— Раньше необходимо было жить богатой событиями, насыщенной судьбой (чем я и занимался по юности лет), дабы видеть характеры, слышать истории. Печень моя очень сильно страдала от процесса поиска сюжетов. не забываю, как дня два мы ехали из Мурманска, я выпивал с начальником подлодки, пробуя хоть что-то живое из него вытащить, но… Люди делятся на две категории. Имеется те, кто живет увлекательнейшей судьбой.
Они смогут, не закрывая рта, говорить — и все мимо, одни неспециализированные слова. А другие отыщут в памяти одну маленькую сценку, одну подробность, и эта подробность все поведает о человеке. Вот так мне повезло с ребятами из девятой роты.
Одна маленькая встреча — и я сел писать сценарий.
А на данный момент, как я студентам говорю, возможно жить не так бурно, по причине того, что имеется современное телевидение и интернет. Достаточно пристально наблюдать телевизор, и вы заметите за сутки как минимум пять сюжетов для фильма. Я уж не говорю про сериалы. «Металлическая бабочка» появилась как раз так.
Я эту историю просматривал раньше в какой-то книжке про маньяков, а позже по телевизору какая-то была передача про серийные правонарушения. Рассказывалась история маньяка. У него была кличка Тёмные Колготки, по причине того, что он убивал девушек 14—15 лет в тёмных колготках. В одном и том же месте. В лесопарке. На конечной станции метро.
Это было в Ленинграде, и никак его не могли поймать, по причине того, что он трудился милиционером и сам принимал участие в собственных отыскивании. Позже стало известно, что у него была тяжелая психотерапевтическая травма в юные годы: властная мама заставляла его в достаточно зрелом уже возрасте, в пятом классе, надевать колготки. И на уроке физкультуры, в то время, когда парни переодевались, друзья заметили колготки, весело с него стащили, надели их ему на голову и затолкали в девичью раздевалку.
В данной передаче как-то крайне осторожно намекали, что помой-му говорят, словно бы в виде приманки употреблялась девочка из детского дома: при чего ее никто не будет искать.
«Страна глухих»
— И вы дальше эту обычную историю решили развить?
— Да, этим и отличается автор от читателя. Я себе представил, что девочка из детского дома делается нужна ментам. Другими словами ясно, что ее вынудили. По причине того, что помогать ментам… Для детдомовца это неприятели номер один. А самое дорогое, что для детдомовцев имеется в жизни, — это дом. Все они, как бы себя ни вели, как бы ни бравировали собственной подзаборностью, все равно грезят о доме. Любом и любой ценой. И вот девочка из детского дома.
Ее, понятное дело, необходимо прятать от руководства. И ее, по всей видимости, поселил у себя кто-то из ментов. И девочка в первый раз кому-то нужна в данной жизни. И она в первый раз в собственном временном доме пробует готовить, быть хозяйкой. Начинает, как щенок, обживать дом, метить углы.
Дальше история уже повернулась от криминала к любви. По причине того, что занимательна-то не история маньяка — они все в какой-то степени похожи, — а история вот данной пары. Мента с выжженной душой, что живет один в собственной пещере, и девочки-детдомовки, которая в первый раз в жизни кому-то нужна.
Конечно, она тут же влюбляется в собственного классового неприятеля, в мента. Она готова на все, дабы остаться в этом доме. А как именно возможно остаться? Конечно, залезть в койку к менту. И вот данный роман мне и был занимателен. До меня доносились голоса критиков по окончании «Кинотавра» о том, что слабовата криминальная история.
Кто-то мне кроме того с гордостью заявил, что он сходу осознал, кто преступник. Мне совсем по барабану эта криминальная история, честно говоря. И маньяк остается на втором замысле, ловят его полностью случайно.
Причем выделено случайно, случайная фотография его выдает. А основное — это история необычной таковой любви. Причем девочка решилась, открыла душу навстречу, высокомерно говоря, данной любви.
А мент испугался.
«Достаточно пристально наблюдать телевизор, и вы заметите за сутки как минимум пять сюжетов для фильма»
Мой знакомый, у которого была масса романов прекрасных, что в них погружался, растворялся, сравнительно не так давно мне заявил, что встретил такую девушку, легко презент от судьбы напоследок. Я задаю вопросы: «И?» Он отвечает: «Телефон не забрал, дабы не было жажды позвонить». А из-за чего? А по причине того, что устал. В то время, когда ты обожаешь человека, ты за него отвечаешь.
Ты переживаешь, в то время, когда он вечером где-то идет из университета к себе. Ты живешь его судьбой, ты за него болеешь. И по сей день вот это все больше уходит из нашей жизни. По причине того, что любовь — а это все еще именуется любовью — все больше напоминает альянс людей по договоренности. И храбрец «Металлической бабочки» именно испугался вот данной ответственности, тем более за еще мелкого человека.
Несложнее видеться по субботам, а в остальные дни не париться.
— Да-да, по субботам Ханин со своей дамой, думается, видится.
— А позже я внес предложение Наташе Ворожбит сделать эту историю в соавторстве. Она один из авторов «Школы», причем главный создатель «Школы» Валерии Гай Германики. Ее первая пьеса шествует по всей Европе, это история про подростков.
Она отлично знает данный мир, и мне стало весьма интересно поработать с ней. Тем более дама-соавтор — это вторая точка зрения.
«Металлическая бабочка»
— А вы до этого писали сценарии в соавторстве с кем-то?
— Я всю жизнь писал один. Лишь кино. Позже меня пригласили в сериал «ЧС. Чрезвычайная обстановка» как бы худруком, дабы сериал не упал в мыло.
Все весьма интересно попытаться в данной жизни, и я дал согласие. В помощь дали четырех ребят, написавших по 200 серий «Метастаз любви». Оказалось, что работа в соавторстве не лучше и не хуже, чем в одиночку. Это легко различные вещи, в каждой имеется свои минусы и свои плюсы. С этими ребятами я позже порознь трудился, по причине того, что удачно как-то сложилось, что-то из каждого возможно было вытащить.
К примеру, Сергей пара и семейная Ира Пивоварова Калужанов. С ними я написал «Пять невест» и еще пара сценариев, каковые сняты и снимаются.
А с Наташей Ворожбит познакомился, поболтал, чтобы выяснить, подойдем ли мы друг другу. В действительности отыскать хорошего соавтора весьма тяжело. Это должен быть человек равноценный, но наряду с этим отличающийся от меня взором на мир, дабы мы с различных сторон наблюдали на одинаковый предмет.
Но опытных качеств мало, нужно еще совпасть по-человечески. Другими словами до тех пор пока мне весьма интересно писать в соавторстве, не смотря на то, что имеется идеи, каковые я буду писать один и никому не дам.
— И как это происходило?
— Тут я легко В первую очередь и до конца поведал ей кино, но заявил, что у нее полная свобода поменять все, что она посчитает нужным поменять. Само собой разумеется, если она сможет меня убедить, что это необходимо поменять. Наташа написала первый вариант, мы его обсудили, а позже я еще сам дописывал какие-то сцены и показывал ей.
«В действительности отыскать хорошего соавтора весьма тяжело»
— на данный момент Ренат Давлетьяров снимает еще один фильм по вашему сценарию — ленту «в один раз», которая весьма похожа по сюжету на «Американку» Дмитрия Месхиева. Это одинаковый ваш сценарий? Либо они чем-то отличаются?
— Это одинаковый сценарий. У меня уже третий ремейк снимается. Я как режиссер снял фильм «Танцующие привидения», позже Нурбек Эген снял четыре серии «Виллисы» по тому же сценарию. После этого был так себе фильм «Сибирский спас», а позже по тому же сценарию снят восьмисерийный фильм «Охотники за иконами».
И вот «Американка». По большому счету я писал ее для Охлобыстина. Это была превосходная история, в то время, когда Ваня заявил, что весьма хочется картину, но про что именно, он не знает. Он обрисовал лишь один эпизод. Он же родом из мелкого подмосковного города. Вот что он поведал: «Нам лет по 13, грядет какой-то праздник, то ли 7 ноября, то ли 1 мая. Предпраздничная воздух. Мы с любимой девушкой лезем на крышу, чтобы сверху взглянуть на пиршество красного цвета.
Мной обладают два равновеликих эмоции. Во-первых, я легко до соплей радостен, что появился в этом государстве, а не в проклятой Америке, где мучают негров. Я защищен данной страной, я спокоен, по причине того, что я гражданин отечественной могучей страны. А во-вторых, мне очень Примечательно, что у девушки под юбкой, по причине того, что она лезет сверху». И я тут же сообщил: «Осознал».
По причине того, что сам в далеком прошлом желал написать такую вещь о детях.
Дети живут в языческом мире. У язычников нет нечистых тем и ярких помыслов, у язычников все конечно, они дети природы. И дети — это также дети природы. Вправду, гордость за любимую страну да и то, что у девушки под юбкой, — это совсем равновеликие вещи. И тёмная рука, которая ползет по стенке, либо страшилки про отрезанные головы — они так же настоящи, как и простой мир.
Вот про это я желал написать. И написал. Первым отыскал деньги Месхиев, исходя из этого он и снимал.
Но на целый сценарий, к сожалению, просто не хватило денег. Другими словами денег не было до таковой степени, что актеры за собственный счет ездили на съемки. Меня в том направлении также позвали за собственный счет, чтобы вычеркивать из сценария все, что потребовало денег, наподобие фанерных броневиков, морских бушлатов, древесных ружей и т. д. В итоге история снята полностью реалистическая.
Она мне весьма нравится, в ней весьма совершенно верно продемонстрировано время, отлично трудятся детишки.
Но ни Месхиев, ни я не оценили масштаб утраты. Я лишь позже осознал, что сценарий легко стёрт с лица земли, по причине того, что вот эта фанерная раскрашенная революционная романтика откренивала не подростковых жажд. И в то время, когда провалился сквозь землю данный пласт, то фильм оказался о том, что мальчики желают трахаться. И все. Фильм на эту тему.
Да, он прекрасно снят, но моей «Американки», которую критики именовали «красным „Амаркордом“», нет. И Ренат линия-те в то время, когда, еще в то время, когда он трудился, по-моему, директором студии у Сергея Соловьева, заявил, что снимет данный фильм. Мы с ним ровесники, оба выросли в глухой провинции, оба прекрасно не забываем и советскую жесть, и советскую романтику.
И он снял.
«Иван Поддубный»
— Но на данный момент вы уже никаких трансформаций в тот сценарий не вносили?
— Нет. Легко оказалось, что снимается полный вариант сценария. Это весьма сложно, это сверхсложный сценарий. Я в далеком прошлом с таким замиранием не ожидал, что окажется. «Американку» многие желали снимать и побаивались, по причине того, что нельзя снимать впрямую, не хватает поведать сюжет, необходимо создать данный мир, где все реально.
Те куски отснятого в Астрахани материала, что я видел, внушают осмотрительный оптимизм.
— «Американка» написана как киноповесть. Имеете возможность мало поведать, чем по большому счету киноповесть отличается от сценария?
— В действительности киноповесть — это такой же жанр литературы, как и каждый. И отличается она не структурой, не формой записи, а взором автора. Создатель как бы объективно показывает события, как бы не дает оценок, не смотря на то, что в действительности подталкивает читателя в нужном направлении.
А вот киносценарий современный, в американской записи — это технический документ. Это такая же часть производства фильма, как календарно-постановочный замысел, смета и все другое. Другими словами эта американская запись нужна в момент, в то время, когда начинается производство.
Для режиссёра и хорошего продюсера киноповесть полностью естественна, по причине того, что она позволяет заметить то, что позже придется ножницами вырезать для американской формы записи. Хорошие актеры, кстати, обожают просматривать киноповести, чтобы выяснить настроение, интонацию и т. д. А продюсеры и плохие режиссёры, с которыми также приходилось сталкиваться, говорят так: «Хорошая проза, а в то время, когда будет сценарий?» Вот это и имеется сценарий. Не только «Американка» так написана, но и «Девятая рота», и «Стиляги», и «Авария, дочь мента» — это все неоднократно публиковалось в сборниках моих киноповестей.
«Для режиссёра и хорошего продюсера киноповесть полностью естественна»
— На ваш взор, из-за чего на данный момент так много вторичных идей, неужто нет каких-то уникальных историй?
— Во-первых, я считаю, что возможно переснимать кино каждые пять лет, и это будет уже второе кино. на данный момент поколения изменяются с таковой скоростью. Раньше поколение изменялось раз в двести либо сто лет, и это была трагедия — появление новых людей. А на данный момент все стремительнее и стремительнее.
У меня чувство, что каждые пять лет появляется вторая порода людей, говорящих на втором языке и имеющих другие ценности. Исходя из этого смело возможно переснимать. Возможно брать любой фильм, любую классику: Шекспира, Толстого, Теккерея — кого угодно.
Применительно к новой обстановке, новой общности новых людей это будет второе кино. Это естественно.
А из-за чего у нас так много снимается ремейков? По одной легко причине: это значительно несложнее для продюсера. Дело продюсера — получать деньги, продюсер — это предприниматель. И, производя «Джентльменов успеха» либо что-то еще, какие-то проверенные временем вещи, он меньше рискует.
Лишь исходя из этого, а не вследствие того что стало меньше гениальных людей. на данный момент все кричат, что кризис сценаристов, а кризиса-то нет. Не может быть большое количество хороших сценаристов, в то время, когда мало хороших режиссеров.
Это естественным образом регулируется. В случае если покажется плеяда новых классных режиссеров, тут же покажутся сценаристы.
«Стиляги»
— Из-за чего ветхие советские черно-белые фильмы, каковые говорят о какой-нибудь не весьма понятной современному зрителю среде, все равно смотрятся увлекательнее многих новых русских фильмов? И их хочется производить перерасмотрение. Как-то раз наткнулась на «Зигзаг успеха» и не имела возможности оторваться.
— Очень часто бывает такое: щелкаю на ночь глядя кнопкой, натыкаюсь на какой-то производственный коммунистический фильм и наблюдаю, как на экране мальчик-комсомолец не хочет по блату поступать в университет, как честный комсомолец, и уезжает на Конечный Север. Советская агитка, но я наблюдаю: кайф! Что касается ремейков, беда в том, что у нас пробуют впрямую делать ремейки. А ведь второе время, другие люди, другие храбрецы, другие зацепки, другие взаимоотношения — все второе.
Необходимо приспособить ко времени. Что касается нашей общей влюбленности в старое советское кино, то у меня чувство, что тут еще и появляется подсознательная тоска по тем временам, в то время, когда будущее было предсказуемо, все были уверенны, что они живут в великой стране, как в «Американке». И, что самое основное, все было значительно несложнее.
Люди были несложнее, отношения были несложнее, мир был несложнее.
на данный момент разрываются связи между людьми. Москва — скопление одиноких людей. Кроме того многие семьи — это пара одиночеств, живущих на одной жилплощади.
У нынешних школьников нет понятий «дворовая компания», «школьная компания». Они на выпускном вечере простились и разошлись, время от времени видятся, выпивают пива и задают вопросы: «Ну как у тебя?» Людям — живым, обычным людям — хочется живого общения. Кстати, и Болотная — это в основном не политика, а жажда несложного людской общения. Дружно собрались в кои-то веки. Имеется с кем познакомиться. Так что ностальгия по советским временам весьма сильная.
Она имеется, и, по-моему, она увеличивается.
«на данный момент разрываются связи между людьми»
— Возвратимся к ремейкам. на данный момент, как я знаю, планируют адаптировать «Во все тяжёлые». Как они планируют переносить это в отечественную действительность?
— Мы через задницу вывернулись, дабы сделать «Побег». И выручало нас то, что история пара комиксовая, она достаточно условная. А как «Во все тяжёлые» делать, понятия не имею. Преподаватель школы— производитель наркотиков…
— Тем более с современными ограничениями на все на свете.
— К тому же какая-то немыслимая отличие в восприятии телезрителей отечественных и западных. Западные сериалы из элитной категории идут у нас в час ночи, по причине того, что они никому не необходимы. Но, в случае если проследить хотя бы по тем же рейтингам на КиноПоиске, многие западные сериалы обожают, ожидают.
Но наблюдают их, само собой разумеется, не по телевизору. Я с громадным интересом смотрю за цифрами на КиноПоиске, потому, что они отражают вывод определенной части населения. Тех, кто наблюдает кино и дружит с интернетом. Фактически, это как раз те люди, на которых ориентируются продюсеры, это отечественный зритель.
Рейтинг меня интересует в меньшей степени, время от времени кроме того приводит к улыбке. А вот полностью объективный показатель — это количество голосов, количество людей, поставивших оценку, не имеет значение какую. Увидел зритель данный фильм, либо тот прошел мимо аудитории.
«Пять невест»
— Вы на данный момент над каким-то сериальным сценарием трудитесь?
— Да, имеется «Подвиг». Это отечественный давешний, сокровенный проект с Валерием Тодоровским. Фильм, что в свое время не произошёл, по причине того, что предприниматель, на деньги которого должно было это сниматься, как водилось в девяностые годы, растворился в пространстве, и проект завис на 15 лет.
— Это будет сериал либо фильм?
— Изначально планировался фильм, не смотря на то, что сценарий был страниц в двести, часа на два с половиной. Это одна из лучших, возможно, моих вещей. Издавалась она неоднократно — и отдельным изданием, и в сборниках. Это такая эпохалка, реквием по отечественному поколению. Начинается с полета Гагарина и заканчивается смертью Брежнева. Огромное количество храбрецов, лишь главных героев девять человек, каковые идут через целый фильм.
И таковой был сильный финал! Ни один человек из просматривавших (кроме того из умелых киношников) за пять страниц до конца не имел возможности разгадать финал. Время идет, поколения изменяются, сценарии устаревают. В этот самый момент нежданно кто-то первым внес предложение: пускай данный сценарий будет первой семь дней, первыми четырьмя сериями. Это, соответственно, с 1960-х до середины 1980-х. Еще четыре серии — это 1990-е. Те же самые храбрецы.
И последние четыре серии — это отечественное время, в то время, когда у храбрецов уже детям столько лет, сколько им было в начале.
Это страно, как с точностью напротив изменяются социальные роли в различные эры. Инакомыслящий делается трибуном, депутатом на протяжении перестройки, а в наши дни он снова никому не нужен, снова гоним. Фарцовщик делается громадным политиком… Единственное, что хорошего дает возраст, — это, как я сравнительно не так давно осознал, возможность с удивлением замечать режиссуру судьбы, режиссуру кого-то наверху.
По причине того, что таких сюжетных ходов у тех храбрецов, которых я знал в юные годы либо в юности, я не смог предугадать. Такое непростое переплетение судеб, такие неожиданные перипетии! Легко обучаться и обучаться у главного сценариста. Либо режиссера?
Весьма интересно, он сценарист либо режиссер?
«Я с громадным интересом смотрю за цифрами на КиноПоиске»
— Возможно, все-таки режиссер, потому, что в сценарии мы принимаем какое-то участие, хотя бы относительное. Можем какие-то ходы прописывать. Но это философский уже вопрос.
— А фильм именуется «Подвиг», по причине того, что храбрецы в юные годы подготовились к подвигу, подготавливались покорять космос, покорять природу. Нас всех готовили к подвигу. А оказалось, что прожить жизнь в этом государстве и остаться человеком — это подвиг и имеется. Это весьма дорогая для меня вещь, по причине того, что это о судьбе моего поколения, моих друзей.
Самое основное, весьма вкусно трудиться над сценарием.
«Девятая рота»
— А у персонажей имеется настоящие прототипы?
— Все главные персонажи — это друзья и одноклассники Валеры Тодоровского, оттуда мы и начали плясать. И их родители. Громадные надежды… Кстати, о громадных надеждах.
Вот «Поддубный» в следующем году будет выходить. Превосходный материал снят. Дай Всевышний, чтобы не сглазить.
— Что касается масштабных проектов, то зритель их начал побаиваться по окончании серии разочарований.
— Да, последним фильмом, на что пошли зрители, возможно, была «Девятая рота». Дело в том, что у нас в Российской Федерации действует закон маятника. Вот маятник качнулся — он доходит до оптимальной точки и со свистом пролетает дальше. Показалась «Девятая рота», а следом по проезженной колее сходу отправился комплект аналогичных фильмов, начало доходить до вздора.
Бекмамбетов первым сделал успешный (по крайней мере по кассе) ремейк «Ирония судьбы 2». В этот самый момент же в эту сторону все бросились. на данный момент масштабных картин вправду опасаются, по причине того, что обманывали неоднократно.
И еще обманут, я думаю.
Чем победила «Девятая рота»? Это несложная людская история. Я, фактически, не писал некую масштабную картину, я писал совсем локальную историю про семерых ребят. Она стала масштабной в руках режиссера.
В «Девятой роте» самое забавное то, что кассу данной чисто мужской картине сделали дамы, по причине того, что любая выбирала себе одной мальчика и за него плакала. И вот писаться обязана сценаристом людская история, а не история войны, страны, эры.
«Чем победила „Девятая рота“? Это несложная людская история»
Я в один момент в Фонде кино и в Минкульте пребываю в совете экспертов, мне присылают сценарии. И вот приходит новая порция. В том месте в обязательном порядке фильм про святого, два — про князей, еще два — про полководцев. И еще про парусный флот. А кино не может быть про святого либо парусный флот, про инвалида либо проблему наркомании. Кино возможно лишь про человека.
А вдруг нет человеческого, не будет весьма интересно зрителям наблюдать. Не за кого плакать.
— А из того, что вы прочитываете в рамках этих заявок в Фонд кино и Минкульт, были какие-то открытия?
— Мы как-то подсчитали: прочли мы больше 80 сценариев, а какое количество запомнилось? Насчитали шесть. Причем это не блестящие сценарии, а просто привёдшие к интересу. А таких сценариев, дабы я просматривал от начала и до конца с живым интересом, было, возможно, два.
И вдобавок, понимаете, не редкость, что начнете просматривать увлекательную книжку, приходится ее из-за каких-то дел отложить. Вам хочется скорее все доделать, лишь бы возвратиться к ней. Вот таковой интерес у меня за последние пара лет позвал лишь один сценарий. Это «Звезда» Анны Меликян. Я горючими слезами от тёмной зависти.
Это сценарий, что не мог быть написан десять лет назад. Он полностью современный. Это сценарий, что стал причиной у меня скупую мужскую слезу.
Ну легко слов нет, так жалко, что не я написал!
Создатель Дарико Цулая