Ключ от всех дверей
Ключ от всех дверей (2005) / The Skeleton Key
детектив / драма / триллер
Режиссер: Йен СофтлиВ ролях: Кейт Хадсон, Джина Роулендс, Джон Хёрт, Питер Сарсгаард, Джой Брайант
Ветхий негр погиб в хосписе, индивидуальные вещи никто не востребовал – ни любимую зубочистку, ни фотокарточку в рамке, ни будильник времен гражданской войны в Америке. Выбрасывая их на свалку, в тех же помойных контейнерах сиделка (Кейт Хадсон) нашла еще дюжину таких «невостребованных» вещей. «Старость – не радость». Это – начало «Ключа от всех дверей» /Skeleton Key/ (2005).
Сиделка от кошмара тут же уволилась и начала искать новую работу. Работа, как положено в Америке, срочно нашлась – в ветхом доме на болотах Луизианы, где при столь же ветхой жене (Джина Роулэндс) умирает инсультный супруг (Джон Херт). Наподобие должно быть элегическое про любовь, но нет – подруга сиделки (Джой Брайант) сходу стала ее отговаривать от болотистой местности, будучи в курсе вуду, которое некогда как раз в Луизиану завезли гаитянские рабы.
Но сиделка не послушалась, по причине того, что не верит в привидения, как и местный агент по недвижимости (Питер Сарсгаард), довезший ее до места. А дальше – «хорошую религию придумали индусы», продолжение «Ключа от всех дверей».
Кадр из фильма
Индусы придумали, Йен Софтли воплотил, Роулэндс дала Хадсон ключ от дома, включая чердак, но именно на нем Херта хватил инсульт. На чердаке когда-то практиковались ритуалы худу (волшебная часть вуду), и зря Брайант сейчас пробует оттащить подругу от тайн, прячущихся за дверями, а Сарсгаард сочувствует ей как эталон здравомыслия. Сами понимаете, что в мистическом триллере, пока скрытая старость не станет явным переселением душ, эйфории не видно.
Не смотря на то, что понимаете кроме этого, что вас ожидают не зомби и не техасская резня бензопилой, а в лучшем случае ужас крови на простынях, холодных рук на горле да шороха по углам. Но англичанин Софтли – вправду хороший режиссер, его шорохами не приобретёшь. В случае если взялся за обычный (но стильный) триллер с традиционно прописанным (но хорошим) сюжетом, в обязательном порядке выбросит что-то эдакое, чтобы самому нескучно было.
Так же пара лет назад из наподобие очевидной мелодрамы про амурный треугольник он сделал такие «Крылья голубки» /Wings of the Dove, The/ (1997) по Генри Джеймсу в Венеции, что многие «авторские высказывания» отдохнули в коридоре.
Кадр из фильма
Вот и тут вы, кроме «шороха», заметите редкостно красивую натуру американского Юга со спецификой Нового Орлеана, где «шорох» кроме того оправдан благодаря Марди Гра. И как это все тянется до сих пор в одеждах, манерах и обычаях, как все связано. Внезапно черно-белой съемкой вас уведут в 30-е годы, в светскую кинохронику, после этого в 60-е, до сих пор не прошедшие – бензоколонка в паутине, вся в бычках, и кирпичная крошка у твоего порога, защищающая от чужих.
Плюс лица у всех породистые, «с секретом», и это не сдвиг по фазе, а норма местной судьбе. Софтли трудится изящно. Движение раскрытия тайны сюжета параллелен второй идее. Никто не желает стареть, Америка – больше всех.
Для нее «время» – совсем запредельная категория, призрачная, мистическая, воспринимается лишь на уровне волшебных кругов, свечек, ключиков с пятнышком, привидений – на уровне жанра. На уровне этого восприятия Софтли как ветхий британец и постарался негромко намекнуть на историю Америки. Что она в принципе имеется и возможно обрисована.
Кадр из фильма
Своеобразный метод описания – основная заслуга фильма. Софтли снял вещь, прекрасную, аккуратную, но как раз бездельную. Ее к судьбе не употребишь, что и есть залогом, что хоть на досуге, вне амбиций и бизнеса Америка сейчас может определить собственную историю. Адаптированное издание, с картиночками, без букв, но «временно» и «человечески» правильное.
Как если бы Фолкнер был Эдгаром По. По причине того, что сейчас, если бы он был Фолкнером, его бы никто не просматривал. А так заведомая несерьезность обеспечила Софтли поле очень занимательной деятельности. Все усилия направлены только на очарование досужих американцев – очарование лиц, пейзажей, поступков, разгадок, традиций и ритуалов.
Очарование кадра, сочетания и костюма ч/б с цветом. Сочетания между собой разновременных, разнокалиберных кинозвезд, придуманных естественных красот и хитросплетений интриги природы – и дабы все бантики на местах, и ни одной лишней оборки. Из упрочнений безлюдное в неспециализированном-то место «мистического триллера» превратилось в артефакт, в игрушку из тех, что коллекционируют и выставляют в музеях.
Такие фильмы обожали снимать направляться типа Жана Ренуара.