Марафонец
Лет “-надцать” назад эта книга захватила меня с головой. По прочтении я в мыслях выставил ей верховный бал и… благополучно забыл. Нет, не поразмыслите, что это пустышка. Таковы свойства людской памяти. Она стирает подробности, оставляя, в большинстве случаев, лишь самое серьёзное и необходимое. В моём случае – это впечатления. Не смотря на то, что фильм я взглянул не из-за них.
Не помню случая ни полного ни частичного эмоционального совпадения кино и книги, по которой оно было снято. Не верил я в это и по сей день. Легко меня весьма просили дотянуться это кино.
Так из-за чего бы не попытаться?
Фильм по одноимённому роману Уильяма Голдмана имёл всё, дабы понравиться: великий британский режиссёр Джон Шлезингер, крепкая литературная база, звёздный актёрский состав (Дастин Хоффман, Рой Шайдер и Лоуренс Оливье).
В центре событий – братья Леви: младший – Томас – студент-историк по кличке “старший” и Малыш – Генри, агент правительственных работ либо “Док”. У каждого собственная жизнь, собственные возможности, собственные интересы.
По окончании ужасной смерти на протяжении охоты на колдуний отца Кроха закрылся. Самообразование, учёба и продолжительный изнуряющий бег по набережной. Томас был фанатом марафона.
На стенах – великие стайеры, разрывающие ленточку в олимпийском финале, в руках секундомер. Он накручивал километры, засекал время и грезил когда-нибудь пробежать расстояние полностью.
А сейчас Док выслеживал преступников: контрабандистов, международных террористов, фаворитов криминальных структур. Сейчас он напал на след нацистского палача Зелла по прозвищу “Белый ангел”, переправлявшего бриллианты через океан. Успешный и уверенный в себе Генри тогда и не подозревал, что не так долго осталось ждать операция выйдет из-под контроля и накроет с потрохами его и брата.
А Крохе будет необходимо изрядно напрячься в противостоянии с опытными профи.
Не могу заявить, что “Марафонец” меня потряс либо в чём-то убедил. И дело тут вовсе не в прочтённой когда-то книге. Задача триллера – нагнетать воздух, дёргать за верёвочки.
Шлезингеру это в целом не удаётся.
Та череда не хорошо связанных между собой событий, что мы видим в начале фильма, воспринимается в целом равнодушно. Не трогает, ничего не обещает, не поднимает волну. Действительно, это на данном этапе и не обязательно.
Иначе, настрой никогда не излишен. По причине того, что, в то время, когда воздействие входит в активную фазу, его то и начинает не хватать. К тому же мешает излишняя театральность постановки. Какая-то вычурность, неестественность реакций. Так к примеру – лёгкая пощёчина от Дока Зеллу – и жертва на полу, с миной боли.
Вот те раз! “Где я?”- задаю вопросы себя – “В кино либо на футболе? К чему данный цирк?” Либо в кругах Шлезингера (гомосексуальной направленности) это и имеется “отмутузить”? Тогда я – пас, предпочитаю не знать.
Этот фрагмент не назовёшь возмутительным, но он не единственный. Манерность проскакивает то в том месте, то тут и, накладываясь на ужасный перевод (опытный, кстати, как заявляют авторы раздачи на торренте), портит чувство от просмотра.
В свете сказанного выше не думается мне убедительной и актёрская игра. Кроме того неизменно безукоризненный Дастин Хоффман тут “фонит”, приводя к недоверию к храбрецу. Да и по большому счету, не думается ли вам, что играться в 39 лет студента пара ненормально.
При всём уважении к Дастину, сгладить эту отличие в возрасте у него не выходит.
Не всё гладко и в изображении Зелла от Лоуренса Оливье, замечательный типаж которого кое-где провисает снова же по вине сценария. Но великий Оливье умудряется выдать сцену, которая искупляет всё. “Прогулка” его храбреца по иудейскому кварталу и реакция на раскрытие – это, я вам сообщу, верховный актёрский пилотаж! И всё-таки самый ровно и правдиво выглядит в “Марафонце” как раз Рой Шайдер.
А сам “Марафонец” как-то не весьма. Да, всемирный бестселлер, да, заслуженная классика, и однако что-то не то. Скучновато. Не интригует и не цепляет.
И сообщить то очень больше нечего. Не считая очередной банальности про то, что книга имеется книга. Она неизмеримо лучше.