Несостоявшийся демонолог дарья бобылева: в хорроре я чувствую себя инопланетянином
В гостях у Территории Кошмаров — человек, пришедший в жанровую литературу из литературы высокой. Столичный журналист, переводчик и прозаик, выпускница известного Литературного университета имени Неприятного, член Альянса писателей Москвы Дарья Бобылёва публиковалась в важных толстых изданиях, таких как Нева, Сибирские огни и Октябрь, а в 2014 году начинала сборником мистических, а иногда и открыто пугающих новелл Забытый человек, что был тепло встречен и критиками, и читателями.
А в текущем году у Дарьи имеется все шансы пройти сложнейший отбор в антологию Самая ужасная книга 2017, для чего ей предстоит выдержать борьбу десятков авторов, специализирующихся на кошмарах. Об этом отборе, о критиках, фольклорных быличках и, само собой разумеется, о иных гостях и Забытом человеке из иномирья мы и поболтали с автором.
Уже вот-вот станут известны результаты голосования читательской таргет-группы в отборе в очередную антологию серии Самая ужасная книга. И, не вдаваясь в подробности, могу заявить, что у вас хорошие шансы попасть в Самую ужасную книгу 2017. Вы участвуете в этих отборах в первый раз, поделитесь впечатлениями?
Было любопытно. взглянуть на «производителей» ужасов и тусовку любителей изнутри, осознать, чего, фактически, данный любитель желает. Тем более это весьма интересно вследствие того что у меня культурный багаж второй, в жанровую литературу я пришла из мира «толстых» изданий и ощущаю себя тут мало инопланетянином.
И мне это нравится, инопланетянином быть по большому счету прекрасно: разрешает вовсю пользоваться приемом остранения, к примеру (без буквы «т», по Шкловскому: «создание особенного восприятия предмета, создание „ви?дения“ его, а не „узнавания“»). Я пишу скорее мистику, чем хоррор, быть может, волшебным реализмом занимаюсь – в общем, пробую трудиться на стыке жанров, в каком-то одном скоро делается и тесно, и скучно. Стык жанров – он как стык тектонических плит в не самую спокойную эру, всегда идёт какое-то перемещение, необходимо балансировать, и вывод читателей также оказывает помощь решить, куда сделать очередной ход.
Как по большому счету для вас серьёзен контакт с читателем? Имеет значение оценка аудитории либо все-таки основное — это высоколобая критика?
Критики не высоколобые, а очень красивые – поверьте, я систематично замечаю их в естественной журнальной среде обитания. И критики – они также читатели, и читатели – также критики, на данный момент у нас полный синкретизм и эклектика, и это замечательно. Принципиально важно вывод всех – это с рациональной точки зрения. Всех нужно выслушать, обдумать – и сделать по-своему, по причине того, что иррациональная точка зрения мне куда ближе.
Самое полезное в этом случае – возможность отыскать и выслушать «собственного» читателя, настроенного на ту же волну, со сходным мировоззренческой системой и культурным багажом. И, думается, среди таргет-группы я «собственных» также отыскала. Не поразмыслите, что речь заходит о какой-то элитарности, легко я знаю, что отношусь к категории «необычных авторов».
В 2014 году вышел ваш сольный сборник Забытый человек, что, не обращая внимания на наименование, хоррор-аудиторией забыт не был. Поведайте, о чем эта книга, как создавались вошедшие в нее рассказы?
Меня, как несостоявшегося фольклориста-демонолога (ну не срослось), постоянно увлекал мир славянских быличек – фольклорных историй о встрече с потусторонним. Особенно в них подкупает то, что быличка рассказывается по традиции как настоящая история, произошедшая, например, с родственниками либо соседями. И через призму быличек отечественный мир выглядит очень многолюдным, везде живут какие-то существа – начиная с леших и домовых и заканчивая кем-то уже совсем непонятным.
С этими созданиями необходимо мочь общаться, выполнять определенные правила для мирного сосуществования. Вот я и поразмыслила – а что, в случае если данный густонаселенный мир живётрядом с нами, его жители освоили метро и многоэтажки, нашли себе убежище в старых квартирах и подвалах? Они изменились, приспособились, а совокупность отечественных взаимоотношений с ними разрушилась, исходя из этого контакты между мирами стали страшными.
Наряду с этим мне хотелось, дабы воспринимались эти рассказы не как страшилки с форума, в частности как былички – истории, произошедшие у нас, рядом, с кем-то привычным. Так что позаимствовала я оттуда не мифологию, а скорее неспециализированный композиционно-стилистический подход.
Это база сборника, а так я попыталась сделать его разноплановым – в том месте имеется и фантастика, и ghost story. И еще одно главное направление – «советская готика», привидения недавнего прошлого, в котором, казалось, не должно было быть места ничему мистическому. Но оно сохранилось в сумрачных коммунальных квартирах, среди тополей и сливочно-желтых домов ветхого центра – и стало еще более непонятным и иногда ужасным как раз вследствие того что, отрицая его, человек потерял шанса хоть как-то с ним договориться. Но мы не одиноки в шумном и равнодушном мегаполисе –везде кто-то водится, скребется и постукивает…
Программное произведение сборника, давшее ему наименование — рассказ Забытый человек. Как вам в голову пришла мысль данной истории?
Не то дабы оно программное, легко эта мысль мне дорога и ей в действительности много лет. Я выросла в ветхом доме в центре Москвы, в той самой атмосфере «советской готики». Эту воздух я ласково обожаю, нет ничего, что сравнится с таким вот домом, что видел столько судеб, что сам стал фактически живым – потому и потрескивает, вздыхает по ночам.
И у нас вправду была собственного рода «квартирная легенда» о втором коридоре (в рассказе он превратился в помещение), замурованном за ненадобностью много лет назад. Слово-то какое – «замурованный», сходу наводит на мысли о «Бочонке Белых» и амонтильядо женщинах, замурованных в стенке замка большое количество столетий назад и до сих пор являющихся по ночам… В общем, просматривала я в юные годы большое количество и жуть как обожала всякую жуть.
Так и появился сам по себе Забытый человек, замурованный когда-то в отечественном втором коридоре и обитающий с того времени за стеной, что-то среднее между хорошей бабайкой в шкафу и призраком прошлого, которым пропитаны ветхие дома. Кто его знает, кем он был и был ли по большому счету, но в случае если прислушаешься – различишь его шаги. Быть может, это душа дома – через чур отличающаяся от людской чтобы ее возможно было осознать, не злая и не хорошая, живущая собственной потаенной судьбой.
Мои необычные существа по большому счету редко бывают злыми, они просто другие, и лишний раз их внимание, пожалуй, лучше не завлекать.
Классический вопрос по поводу предстоящих творческих замыслов. Нет ли в них места большой форме, в противном случае так как ценители мистики и кошмаров заждались стоящих романов?
Дописываю роман, как вы додумались? Но это роман в рассказах – еще раз к вопросу о том, дабы все сделать по-своему. Не знаю, как он таким оказался, как-то сам собой. Рабочее наименование «Вьюрки», сейчас исследуем ужасную иномирную сторону судьбы дачных поселков, обители вечного лета.
В том месте, среди ветхих домиков с ажурными верандами и новых коттеджей, обязательно должно водиться всякое. Рассказы, каковые я подавала на конкурс – именно из данной серии.
О книге Забытый человек:
Человек не одинок во Вселенной.
Небо пылает невиданными, восхитительными оранжево-фиолетовыми сполохами. Почва дарит дачникам невиданное цветение роз в садах.
Жители наслаждаются тишиной и порядком во дворах, хорошим ремонтом в подъездах.
Все бы прекрасно, да лишь время от времени пропадают дети. И в треснувшем зеркале отражается кто-то, не имеющий к вам никакого отношения. И за стеной кто-то ходит, постукивает и время от времени кроме того кричит, но ваша квартира — крайняя в доме.
Человек не одинок во Вселенной.
Хорошая новость?..
Где приобрести эту книгу? К примеру, тут:
Лабиринт
Озон
Эксмо