Нил бломкамп: «грабить банки гораздо проще, чем снимать кино»
20010,0,3500,
Благодаря новостям о новом «Чужом» и премьере «Робота по имени Чаппи» Нил Бломкамп стал одной из самых обсуждаемых персон последних двух недель. КиноПоиск поговорил с молодым режиссером о том, как справляться с безумными дизайнерскими брифами, почему не стоит особо рассчитывать на создание искусственного интеллекта и как нужно использовать роботов.
Третий полнометражный фильм молодого южноафриканского режиссера Нила Бломкампа «Робот по имени Чаппи» вышел в российский прокат 5 марта. В Москве его представили Хью Джекман, Сигурни Уивер и Дев Патель. Актеры наперебой хвалили Нила на пресс-конференции, рассказывая, какой он удивительный режиссер, как прекрасно работает его фантазия и насколько здорово было у него сниматься. «Нил всегда оставлял место для импровизации!» — говорил Джекман. «„Район № 9“ — мой любимый фантастический фильм», — уверял Патель. «Да я бы сыграла пальму в офисе, если бы Нил меня попросил», — клялась Уивер.
Сам режиссер до нас не доехал, но скрыться от КиноПоиска ему все равно не удалось. Нил действительно производит очень приятное впечатление. Он старается ответить на вопросы, а не отделывается фразами из пресс-релизов, к тому же отлично шутит.
— Чаппи получился очень милым. Как создавался этот образ, что вас вдохновляло?
— Да, он милый. Сложность заключалась в том, что, с одной стороны, он должен был быть роботом-полицейским, а с другой — роботом-ребенком. Это совершенно безумный дизайнерский бриф. Я решил не сходить с ума и сфокусироваться на его милом альтер эго, на роботе-ребенке, а уже отталкиваясь от этого образа, придумывать, как будет выглядеть робот-полицейский. Если говорить о деталях, то его уши позаимствованы из японских аниме.
И вообще я просто взял элементы дизайна, которые мне нравятся, и составил их вместе.
— Ваши картины похожи на сказки. Почему вы выбираете такой наивный способ повествования?
— Думаю, причина в том, что мне нравится изъясняться аллегориями и метафорами. Это приводит к тому, что сами мои фильмы больше похожи на аллегории.
— Как вам кажется, почему все так одержимы идеей искусственного интеллекта?
— Не знаю. Наверное, потому, что это другая форма жизни, которая позволяет нам самовыражаться, показывать, кто мы есть. И по этой же причине так популярна тема инопланетян. Инопланетяне или роботы с интеллектом — это такое зеркало, в которое мы можем посмотреть. Они позволяют нам увидеть себя со стороны.
К тому же мы живем в XXI веке, в период небывалого развития технологий. И создается ощущение, что мы, как никогда ранее, близки к созданию искусственного интеллекта. Наверное, поэтому всех так волнует эта тема.
— А вы верите в создание искусственного интеллекта?
— Нет, я верю в интеграцию человека и технологий. Поколений через пять-шесть или даже семь люди будут иначе взаимодействовать с электроникой, что позволит им стать гораздо умнее. Например, то, что я делаю сейчас, то есть разговариваю с вами по скайпу, будет происходить без ноутбука, просто у меня в голове.
Но я не верю в то, что мы создадим отдельную форму жизни. Нет, не в том виде, в котором себе представляют это люди.
— Но если бы это случилось, если у вас был бы такой робот, как Чаппи, то как бы его воспитывали?
— Интересный вопрос. Я бы вооружил его и отправил грабить банки.
— Из-за денег? Потому что снимать фильмы сложнее, чем грабить банки?
— Конечно, сложнее! Я думаю, что грабить банки в миллион раз проще, чем снимать фильмы. И значительно менее болезненно.
— В вашем фильме сознание человека перемещается в робота. Вы бы хотели провернуть такой трюк?
— Да! Мне бы хотелось жить очень долго. Если это значит, что придется стать роботом, я согласен.
Я не так уж привязан к своему телу, я просто не хочу, чтобы мой мозг умирал. Я готов положить его в банку или в холодильник, если это поможет сохранить его.
— То есть вы мечтаете стать бессмертным?
— Да, но, к сожалению, это невозможно. Опять же если это и случится, то в далеком будущем. Я читал оксфордское исследование на эту тему, и в нем говорится, что нынешние дети смогут жить до тысячи лет.
Технологии позволят им провернуть этот трюк. Но в вечную жизнь в нашей вселенной я не верю.
— Вы читали какие-то научные исследования в процессе работы над фильмом?
— Нет-нет, это все происходит иначе. У тебя есть темы, которые тебе интересны и изучением которых ты занимаешься, и именно эта увлеченность позволяет тебе снять фильм, а не наоборот. Типа я бы хотел снять фильм об искусственном интеллекте, дайте-ка мне почитать что-то об этом. Я интересуюсь этой темой уже лет десять, постоянно что-то читаю. И «Чаппи» — это все-таки не фильм об искусственном интеллекте. Если бы я пытался снять реалистичное кино на эту тему, это было бы другое кино.
Я бы консультировался с программистами, исследователями, старался сделать все правильно. Но на этот раз в таких консультациях не было нужды. Я снимал картину о роботе-ребенке, так что мог немного смошенничать.
— А вы могли бы снять серьезный фильм об этом, или все-таки это не ваш стиль?
— Я иногда думаю об этом. Это могло бы быть интересно, могло вписаться в мой стиль. На самом деле я не могу вспомнить ни одного реалистичного фильма об искусственном интеллекте.
В Голливуде таких картин не снимают.
— Единственная любовная линия в вашем фильме — у гангстеров. Вы могли бы придумать подружку герою Пателя или Джекмана, но почему-то любовь есть только у преступников.
— Там есть любовь между роботом-ребенком и его мамой.
— Да, и его мама — единственный человек, который учит его любви. Но опять же она гангстер!
— Я никогда об этом не думал. Единственная любовная линия, которую я планировал, — это линия между роботом-ребенком и его мамой. Ниндзя и Йоланди — пара в реальной жизни.
Получается, что, пригласив их сняться в фильме, я получил и их отношения.
— У меня есть еще несколько вопросов «почему?». Первая игрушка Чаппи — цыпленок. Есть ли этому какое-то объяснение, или это просто цыпленок?
— Вы первая, кто спросил меня про этого цыпленка. Когда вы снимаете фильм, у вас есть человек, отвечающий за реквизит. У нашего реквизитора была коробка с вещами, которые, на его взгляд, могли иметь отношение к Чаппи. И цыпленок мне ужасно понравился. То есть я инстинктивно выбрал этого цыпленка, а потом уже вписал его в сценарий.
Рациональной причины нет.
— Что еще было в коробке?
— Много всего. Тонны детских игрушек. Маленькие экскаваторы и конструкторы, но цыпленок выбрался из коробки абсолютным победителем.
— А что за мультфильм смотрит Чаппи?
— «Хи-Мэн». Вы не смотрели «Хи-Мэн»? Он очень популярен в США и Канаде.
Когда я был ребенком, до нас добиралось не очень много американских мультфильмов, и «Хи-Мэн» был из их числа. Я выбрал его для Чаппи, потому что сам смотрел его маленьким мальчиком и хотел, чтобы он получил такие же детские впечатления.
Герой Пателя, создатель Чаппи, говорит ему: «Ты можешь все. Никогда не позволяй другим людям говорить тебе, что ты чего-то не можешь». Но некоторые психологи считают, что такой подход к воспитанию создал целое поколение недовольных жизнью людей, которые, вырастая, осознавали, что возможно далеко не все. Я согласен с этим.
Думаю, что психологи правы. Это как раз тот подход, который мы видим в американских школах. Неважно, выиграл ты гонку или проиграл, ты все равно победитель. Нет-нет-нет, не так все работает в мире. Но это и не то, что я имел в виду.
Я хотел передать следующее: «Никогда не позволяй людям сбивать тебя с пути. Не позволяй никому заставить тебя усомниться в том, что ты можешь достичь своей цели». Это как сказать Эйнштейну, что он не может разработать теорию относительности, потому что недостаточно умен.
— Это важная для вас мысль? Вам приходилось с этим сталкиваться?
— Конечно. Это случается в режиссуре. Режиссура — хороший пример. Когда ты выбираешь карьеру, в которой риск провала очень высок, твои родители и друзья отговаривают тебя от этого, пугая тем, что ты останешься без работы и тебе придется подавать кофе. «Даже не пытайся!» — вот что они говорят.
Так что мне это знакомо.
«Робот по имени Чаппи» стартовал в российском прокате 5 марта.
Автор Елизавета Окулова