Он шагает по москве

шагать

На прошлогоднем Венецианском фестивале киномир отмечал 50-летие фильма Я шагаю по Москве, в котором 17-летний второкурсник Щукинского Стеблов сыграл собственную первую ключевую роль. Пару дней назад Евгению Юрьевичу Стеблову исполнится 70.

— В Я шагаю по Москве все сошлось, — говорит заслуженый артист России. — Поэтика Шпаликова, почерк Данелии, камера Юсова, музыка Петрова, свежий стиль судьбы молодых храбрецов Никиты Михалкова, Леши Локтева, Гали Польских… Он не стареет, по причине того, что это фильм-impression, в том месте нет идеологической схемы и социальной нагрузки, он как предчувствие любви, как первое дыхание. Каждое поколение пробует снять что-то подобное, и ничего не выходит.

Данелия сообщил как-то, что может все собственные фильмы переснять, не считая Я шагаю по Москве.

Профи в 20 лет

Вы по окончании шедевра Данелии стали легко нарасхват…

Евгений Стеблов: Михалков желал мне врезать, а позже внес предложение дружить

Евгений Стеблов: …а к 20 годам был уже, вычисляй, профи в кино — четыре основных роли, одна локальная. Позже началась работа в театре, сперва Ленком, позже по призыву — Театр Советской армии. Нагрузка была одно время легко безумная — не забываю, мы производили спектакль Мастера времени, либо курица и Часовщик, в котором я играл основную роль: утром прибегал из дома в действительности в собственную команду…

Вы же были на срочной работе!

Евгений Стеблов: Ну само собой разумеется. Позже репетиция на огромной, тяжелейшей по звуку сцене Театра Советской армии, по-стремительному в столовую обедать, позже в машину и на съемку, и без того ежедневно. Я в том году кроме того попал в поликлинику с нервным срывом.

Оказалось, что быть актером физически рискованно.

Евгений Стеблов: Само собой разумеется. И вдобавок в фильме Перекличка в 65-м мы с Никитой игрались танкистов, и я уронил на пол танка боевой боеприпас в 25 кг весом с капсюльным взрывателем. Не будь на полу ветоши…

Первые роли второго замысла

Но сейчас в кино вас фактически не заметишь.

Евгений Стеблов: У меня больше нет романтического отношения к кино. Так как сейчас разговор о любой кинопремьере начинается с того, сколько денег фильм собрал либо может собрать. Я, само собой разумеется, также трудился за деньги, но не для них, это было ответственной, но не главной мотивацией.

А раньше была цензура.

Евгений Стеблов: Как выяснилось с годами, идеологический диктат легче диктата рубля. Режиссеры в советское время обучались обходить идеологические рогатки, тем более что на одном уровне фильм имели возможность закрыть, а на более высоком дать добро, как это произошло, скажем, с Семнадцатью мгновениями весны — и фильм выходил. Диктат рубля вариантов не оставляет, в случае если картина снимается на частные деньги, на спонсора не повлияешь никак.

Он вложился и не желает утратить прибыль.

Другими словами изменились внутренние мотивы вашего участия в кино?

Евгений Стеблов: Стать звездой я не желал ни при каких обстоятельствах. Жажда славы была, но я ее удовлетворил рано, и показались мотивы к творческому поиску, раскрытию себя в различных ипостасях, в различных фильмах старался подавать себя по-различному, старался подниматься в себя на новую ступень.

Папа Обломова, врач Мортимер в Собаке Баскервилей, режиссер в Дне выборов — у вас в зрелом возрасте в кино стало меньше основных ролей. Действительно, все эти персонажи, как один , углубляют смыслы картин, в которых вы участвуете.

Евгений Стеблов: Между Смердяковым и Алешей Карамазовым я выберу второго

Евгений Стеблов: Дело в том, что артист складывается из личностного начала и лицедейского дара. В случае если человеку нечего предъявить от себя, ему лучше не идти в профессию. Тот же Обломов — это была полностью моя роль, я натура созерцательная, как и Илья Ильич.

Но я не доходил для роли снаружи (а Олег Павлович доходил!), но то, что я игрался его отца-созерцателя, вправду трудилось на усиление образа Обломова.

На то самое углубление темы.

Евгений Стеблов: Я в далеком прошлом считаю, что актер — настоящий создатель собственных ролей, он их вместе с режиссером пишет, выстраивает. С режиссерами, с которыми ты сотрудничаешь, идет настоящее строительство строения роли — камень на камень, кирпич на кирпич. Либо назовите это игрой в четыре руки.

А из-за чего у вас нет отрицательных персонажей?

Евгений Стеблов: А мне неинтересно культивировать патологию, зло. Так как цель актера — через создание образа созидание себя.

О духовном росте

Каким ролям вы больше уделяете времени сейчас — роли учителя, писателя, зампреда СТД, театральным ролям?

Евгений Стеблов: В театре Моссовета в последних числахЯнваря мы выпустим на сцене Под крышей Не все коту масленица Островского, я в том месте торговец Ахов, один из главных героев. До тех пор пока играюсь в театре лишь Свадьбу Кречинского — и 13 декабря на спектакле меня будут чествовать. В кино на данный момент ничего важного не предлагают .

Но ваша вторая книга Против кого дружите? уже четыре раза переиздана…

Евгений Стеблов: Переиздана, по просьбе издательства дополнена. Писать для меня на данный момент самое, возможно, гармоничное занятие. В актерской работе все же большое количество насилия над собой, над собственными внутренними состояниями — как бы себя ни ощущал, ты обязан сыграть заданную ролью эмоциональную партитуру. Но желаю заявить, что вся работа — в театре, литературе, педагогике, СТД — для меня на данный момент второе.

Не вторично, но второе. С годами я осознал, что для человека основное не карьерный рост, а духовный. Будет он, и все другое приложится.

С сыном, иноком одного из северных монастырей, общаетесь?

Евгений Стеблов: Мы видимся раз в год, время от времени чаще. Иногда монастырь устраивает в различных регионах религиозно-просветительские концерты, в которых Сережа участвует, участвую в них по приглашению монастыря и я. Он режиссёр и прекрасный актёр, его уход стал, само собой разумеется, утратой для мастерства. Время от времени мы созваниваемся.

Советуетесь с ним о чем-нибудь?

Евгений Стеблов: Не редкость. И понимаете, не смотря на то, что житейски я и умелее, другой раз ощущаю себя в беседе с сыном, как на исповеди.

Евгений Стеблов о собственном детстве

По соседству с нашим домом на Первой Мещанской стоял дом, где жили сотрудники НКВД, и мы в том месте довольно часто видели тёмные вороны, и для нас, мелких, это было обыденно. Как да и то, что пирожника, жившего на заднем дворе, то брали, то производили. C Высоцким мы жили рядом, но в различных зданиях, не общались (он был на 8 лет старше), и в его ранних песнях я определю хулиганскую воздух отечественного двора.

У нас была коммуналка со всеми ее красотами — с драками, с кухонными скандалами. И на ее кухню, на люди, мой дедушка, потомственный аристократ Виктор Павлович Стеблов, постоянно выходил при полном параде, в галстуке.

Пару дней назад рождения второй мой дедушка, Боря, поднимался рядом с роялем и пел арии — он до революции обучался оперному пению в Италии. Это все также было полностью привычно — я и по сей день на домашнем уровне могу что-нибудь сыграть на пианино.

В это же время

Актриса Нина Русланова  отмечает 70-летний юбилей.

Действительно, дата эта условная. Нина росла в детдоме и сама назначила себедату рождения, а фамилию ей дали в честь известной певицы. КинокарьеруНина начала в 1969 г. с Маленьких встреч Киры Муратовой, а изприглашавших ее театров выбрала Вахтанговский, где проработала 15 лет.

Вкино Русланова сыграла больше ста ролей, самые заметные среди них — влентах Зимняя вишня, Афоня, на следующий день была война, Мой дорогой друг ИванЛапшин.

I Walk Around Moscow


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться