Сенсация, острые ощущения
Сенсация (2006) / Scoop
детектив / комедия
Режиссер: Вуди АлленВ ролях: Джим Данк, Роберт Бэтхерст, Джефф Белл, Кристофер Фулфорд, Найджел Линдсэй
В то время, когда человек снял столько, сколько снял Вуди Аллен, неимеетвозможности не подняться ребром неприятность предлога («а еще-то для чего»). Не будучи Вуди Алленом, снимают для денег, из вредности либо от скуки. Но он нашёл средство сохранения интереса к работе.
Это как в ветхой байке про доцента, что за полчаса может доказать одну догадку, а за следующие полчаса – другую, противоположную предыдущей. Либо как было с шахматистом Алехиным, что сперва побеждал партию белыми, позже переворачивал доску и обнаружил в имеющейся позиции выигрышный движение тёмных, а позже опять переворачивал доску и опять обнаружил…
Кадр из фильма
Во всяком случае, если драматический «Матч пойнт» /Match Point/ (2005) был реакцией на многие собственные надоевшие комедии, приведшие к «Голливудскому финалу» /Hollywood Ending/ (2002), то опять комическая «Сенсация» – ответ конкретно «Матч пойнту» и без него не работает. И это рабочее начинание само по себе остроумно, и свежо и ново во всей «исторической» сфере «личных творческих дорог».
По причине того, что ясно, что ветхий, по словам Аллена, сценарий «Сенсации» сам по себе был только «современной», «старческой» параллелью «Проклятия нефритового скорпиона» /Curse of the Jade Scorpion, The/ (2001) без всякого подъема. Только порция фирменных алленовских острот: «У вас неизменно стакан наполовину безлюден. – Наполовину полон. Ядом».
Их чуть увеличенная плотность: острит не только старикан, но и деятельно – женщина («И срочно прекратите кликать меня порождением ваших чресел»), чего не было, например, с Хелен Хант. Возвращение к полной условности: «живое» чистилище сродни приюту сперматозоидов 1972 года.
Но по окончании знакомства со Скарлетт Йоханссон все всецело переменилось. По всей видимости, она Аллену вправду весьма нравится, в случае если «сенсационным» благополучием он как бы расплатился с ней за несчастья «Матч пойнта».
Тут же плотнее стал сам сюжет, включившийся в игру «отыщи десять совпадений на фоне десяти различий» и гармонизированный вследствие этого наукой гештальтпсихологией (в случае если кто не забывает про тёмный и белый контур). «Сенсация» как бы комментирует «Матч пойнт», не отрицая его, благодаря чему комментарий получает дополнительную (диалогическую) сокровище. И больше всего в нем прельщают не столько «мерцания» идей («в случае если загробной жизни нет, все будет безнравственно, а вдруг загробная судьба имеется, все будет политкорректно»), какое количество новые доводы, конкретизирующие обстановку.
Ржать начинаешь на титрах не только вследствие того что «Танец мелких лебедей» – сама по себе жутко забавная музыка, с детства набитая массой ассоциаций. Нет, скорее ясно, что тут основное будет – танец, балетные па и девочки, тогда как в «Матч пойнте» были итальянские оперные тенора. Эта глобальная оппозиция «опера-балет» и дает забавное предвкушение.
Кадр из фильма
В балете нет и не может быть оперного «рока», «силы судьбы» (везучести), но ставка на постоянное обновление техники. Смешно наблюдать, как легко изменяется «важный» рисунок.
Бедная американская актерка Нола совсем нормально стала студенткой-журналисткой Сондрой, изображающей богатую американскую актерку в Лондоне, бедный убийца Крис слился с богатым аристократом Томом и превратился в Хью Джекмана, одно убийство – в серийные убийства, каковые в действительности все равно – одно (лишь Нола перекрасилась), и т.д. Все то же самое, лишь в другом ключе.
Безукоризненное в любом ключе владение техникой детектива само понятие «рока» (везучести) переворачивает с ног на голову. Во-первых, достаточно мочь плавать, и все у нас окажется, не взирая на погоду. Во-вторых, действительность по большому счету за пределами морали, в случае если в «балете» господствует покойник (Иэн МакШэйн). Он и в гробу трудится. Это апофеоз «технаря», «профи», в то время, когда наплевать уже на деньги, славу, положение и прочую дешевку, а вся игра идет лишь на интерес.
Действительность интереса легко спорит с действительностью выигрыша. Но самый забавный довод – что нельзя исключать, что Нола погибла не от пули. Достаточно было бы одного ветхого хилого неврастеника – и ничего бы не вышло у Джонатана Риз-Мейерса.
То, что Аллен решил защищать Скарлетт собственной хилой грудью – это также еще не оконченный спор между быдлом, красавицей и гением.
Но скука – ключ ко всем играм, драматическим и комическим. Вопреки всему, «Сенсация» ближе к финалу провисает. Надоели остроты. Надоела светская хроника. Надоела игра. Уже пускай она чем-нибудь кончится, в противном случае очень скучно. В этот самый момент опять лишь «интертекст» выручает кино от нешуточной смерти. Отыскав в памяти, как легко «Матч пойнт» просвечивался Драйзером, Аллен «Сенсацией» высмеял и его, и себя.
Озеро. Лодка. Лебеди. Тройка. Семерка. Туз. Танец мелких лебедей. Попытка утопления. Клайд Гриффитс. дама пик.
Смейся, паяц. И сошлось все также безупречно, другими словами гений жив лишь сиюминутной безупречностью, а красивая женщина с быдлом смогут покурить в коридоре.
Кадр из фильма
41-й фильм Вуди Аллена, «Сенсация» снята для всех без ограничений. Девочки опять тайно влюбятся в джентльмена Джекмана, мальчики опять в мыслях трахнут Йоханссон в красном купальнике, интеллигенция примкнет к ветхому фокуснику. И вот лишь, кто не забывает рассказ Бориса Лавренева, фокуснику посочувствует.
Как же непросто будет ему ответить собственной «Сенсации».