Шрэк, шрэк 2, шрэк третий
Больше четырех лет студия DreamWorks готовила «анимационную бомбу», взорвавшую существовашие доселе мультипликационные каноны. В наш век постмодернизма принято микшировать все, что микшируется, и соединять не соединяемое. Новые анимационные разработки? – Пожалуйста… Белоснежка, Рапунцель, Спящая красавица, Кот в сапогах, Пряничный человек, Пиноккио и еще 1250 известных сказочных персонажей? – Не вопрос… Рекламные торговые марки на неоновых вывесках? – Несложнее несложного… В один мультфильм аниматоры DreamWorks кроме эффектов умудрились запихнуть все, ну либо практически все, элементы американской культуры.
Кадр из мультипликационного фильма
Придумал Шрека и его верного оруженосца – Осла Уильям Стайг. На момент выхода книги автору было больше 80 лет, самое время переосмыслить прожитые годы. А отыскать в памяти было что! Стайг заявил о себе в 30-х, как создатель комиксов о «Малышах»: его храбрецами были хулиганы, дети улиц. Позднее он предпочитал рисовать животных, одетых в одежду людей.
Но эти скетчи были направлены взрослым. И лишь в конце собственной карьеры Стайг начал писать сказки для детей… На которых, кстати, выросло не одно поколение американцев. «Роланд-музыкант», «Борис и Амос», «Остров Эйбела», «Неординарная косточка» – каждую из этих сказок отличал нестандартный подход к их приключениям и персонажам: беды так и сыпались на хрупкие плечи мышат, поросят и китов. Во время написания «Шрека» Уильям Стайг уже стал «самым-самым» среди живописцев-иллюстраторов.
Поразмыслить лишь, когда-то он не только был знаком с Пикассо, но и умудрился разругаться с ним!
Итак, в первой половине 90-ых годов XX века Стайг создал образ «Дон Кихота» современности, что кроме того, что зеленого цвета, так еще и рожден быть людоедом. Вместо Санчо Пансо ему достался говорящий осел, но фишка не в том, как заметил Шрек, что осел говорящий, а в том, КАК вынудить его замолчать! К слову, имя собственному храбрецу Стайг не с потолка забрал.
Прототипом ему послужил загадочный Макс Шрек, игравшийся Носферато в одноименном экспрессионистическом кошмаре Фридриха Мурнау. Так что экзерсисы на тему истории кинематографии Стайг начал еще конкретно в книге. Не страно, что эстафету подхватила команда Джеффри Катценберга, которая ровно через пять лет по окончании выхода сказки приступила к подготовке сценария для широкого экрана.
И история заиграла новыми красками. Красками современной поп-культуры.
«Уберите покойницу со стола!» – кричит Шрек, в то время, когда семь гномов, тащившие Белоснежку, избавляются от собственной ноши прямо перед его тарелкой. Но поздно… Серый Волк уже лежит в его постели, а во дворе перемещенные лица разбили лагерь. Что за дурдом творится в привычном болоте? Да легко лорд Фуркуад решил вышвырнуть всех сказочных храбрецов из Королевства, за ненадобностью.
Три медведя сидят в клетке, за колдунью кто-то взял двадцать монет, на очереди три поросенка, волк и семеро козлят. Папа Карло реализовывает за гроши Пиноккио, именуя его одержимой игрушкой. Золушка переведена в разряд «тёплых» невест на выданье, которыми торгует говорящее Чудесное зеркало.
Мораль от Фуркуада такова: «в наше время сказки очень сильно подешевели и мало кому необходимы». Но это в мультипликационном фильме…
А в жизни Катценберг здорово поддел главу диснеевской студии, поскольку как раз последний послужил прототипом надменного лорда. По всей видимости исходя из этого перед выходом первого «Шрека» продюсер фильма собрал консилиум юристов, дабы те посовещались и вынесли собственный вердикт: угрожает ли DreamWorks судебное слушание за шалости либо компания отделается легким испугом? Обошлось… К тому же и денег получила. Около полумиллиарда долларов попало в копилку огра.
Хорошая разминка перед настоящим забегом, потому что вторая часть похождений Шрека, его «шрекини» и неумолкающего серого приятеля лишь в первоначальный уик-энд собрала 108 миллионов долларов – рекорд для современной анимации. Итоговая цифра сборов второй части если сравнивать с первой удвоилась – около миллиарда долларов. Не напрасно парни мучились столько лет!
Так как это лишь думается, что компьютерные разработки упрощают процесс создания анимации. А в это же время над каждым персонажем трудится по 20-25 человек! И они просто «разрабатывают» наружность, но и создают мускулатуру собственных храбрецов.
К примеру, лицо Шрека содержит 218 мышц.
Кадр из мультипликационного фильма
Что касается «кинофишек», то тут сценаристы пародийной эпопеи «Весьма ужасное кино» жадно курят в стороне. «Шрек» дает им сто очков вперед. В личном цитатнике мультяшки, имеется хиты как 30-х годов прошлого века, так и совсем свежие… Кроме разрекламированных «Человеков-пауков», «Матриц», «Масок Зорро», «Людей Икс», «Властелинов колец» либо «Невыполнимых миссий» имеется узкие аллюзии на «Колдуна страны Оз» /Wizard Of Oz, The/ (1939) с Джуди Гарлэнд, «Кабаре» /Cabaret/ (1972) с Лайзой Миннелли, «Кошку Балу» /Cat Ballou/ (1965) с Джейн Фонда, «Зуд седьмого года» /Seven Year Itch, The/ (1955) с Мэрилин Монро и многие другие фильмы.
Но и этого остроумным сценаристам показалось мало, необходимо было добавить огня. Вот и развесили на дворцовых стенках ботиччелиевскую Венеру, портреты здравствующих монархов (привет Елизавете II), плюс постеры поп-звезд типа Джастина Тимберлэйка. Голос последнего, к слову, в «Шреке Третьем» /Shrek the Third/ (2007) был дан мятежнику-хиппи Артуру.
Да и на озвучивании «Шрека» компания собралась сплошь звездная: Майк Майерс (Шрек), Кэмерон Диаз (Фиона), Эдди Мерфи (Осел), Антонио Бандерас (Кот), Джули Эндрюс (Королева), Руперт Эверетт (Принц). Любой из них так вжился в собственного персонажа, что можно только предпологать, не с них ли аниматоры списали наружность и пластику храбрецов? Возможно поклясться, что Осел радуется типично мерфиевской белозубой ухмылкой, а Фиона обладает приемами кунг-фу точь-в-точь, как героиня Диаз в «Ангелах Чарли».
В Принце же заметна чисто британская спесь, свойственная Эверетту в жизни и на экране. Кстати, за все время озвучивания мультипликационного фильма актеры так ни разу и не встретились в студии.
Но не обошлось без смешных рассказов. Так, например, Майк Майерс дописывал последнюю реплику Шрека: «Вниманию всех сказочных существ!», практически на ходу, в лимузине Катценберга, что специально для этого прилетел в Нью-Йорк. Выговор Шрека, по утверждению Майерса, актер позаимствовал у собственной матушки, которая обожала говорить ему на ночь сказки. Дабы как возможно точнее сказать первое признание в любви Шрека Фионе, Майерс позвал в студию собственную жену, Робин.
Мелочь, а жене приятно, да и мультипликационному фильму польза! Кэмерон Диаз не просто озвучила собственную героиню, но и добавила в ее образ серьёзную подробность, вынудив принцессу Фиону… рыгнуть так же смачно, как и ее «монстрообразный любимый». Говорят, словно бы в сценарии этого не было, легко на протяжении записи с Диаз произошёл конфуз, но авторам так понравился звук, что они решили его засунуть в фильм.
Антонио Бандерас так вошел в образ рыжего котяры-дуэлянта, что участвовал в озвучивании несколько раз, а три! Кроме английского варианта, существует еще два, предназначенных для испаноговорящего населения.
Кадр из мультипликационного фильма
Опоздал начатьлся показ фильма «Шрек Третий», а на горизонте уже маячит четвертая часть. Так что придется тройке режиссеров, Келли Эсбери, Конраду Вернону и Эндрю Адамсону, еще неоднократно разбираться с делами «огра-людоеда», которому в скором будущем вряд ли удастся зажить «продолжительно и счастливо» со своей зеленой подружкой на родном болоте. Поговаривают, что нам раскроют «тайну за семью печатями», касательно прошлого Шрека. А, значит, мы определим, как он дошел до жизни таковой, и не была ли его эмиграция частью прекрасно продуманного замысла по захвату чудесной Вселенной…