Тельма: иисус — лесбиянка (рецензия)
Норвегия выдвинула этот фильм на Оскар, и пожалуй, это в самом деле хороший кандидат. С одной стороны, перед нами свободное умное кино, поднимающее важные вопросы. С другой — язык картины легок и доходчив, а мораль очевидна.
Тельма. Прекрасное наименование для фильма, прекрасное имя. Греческое, кстати. Переводится как желание либо воля.
Сдается мне, автор и режиссёр сценария Йоаким Триер не просто так назвал так собственную героиню, по причине того, что ее жажды, ее воля играются в истории важную роль.
Она — студентка, поступившая в университет в Осло. Для этого ей было нужно уехать из собственного мелкого города и в первый раз на долгое время расстаться с родителями. Но, те контролируютее, не обращая внимания на расстояние. Тельма воспитана в строгих христианских правилах. Она говорит отцу обо всем, и это было бы здорово, но эти беседы не похожи на дружеские, в них нет обоюдной открытости. Это исповедь, элемент контроля.
Но папа Тельмы в исполнении Хенрика Рафаелсена не думается нехорошим человеком. Легко грустный бородатый мужик, способный на прощение и милосердие. А также наказывая собственный дитя, он страдает вместе с ним.
Похоже на Иисуса, да? Но нет, данный юноша не Господь Всевышний. Для чего данный контроль? Эта гиперопека?
Либо ужас?
Ужас не за собственного ребенка, но перед ним. Думаю, это одна из центральных идей картины. Родители опасаются собственных детей, опасаются того, что в них сидит, того, чем они смогут стать.
В этом случае в девушке, вправду, сидит что-то страшное, некая сверхъестественная сила, которую Тельма до последнего не поймёт, поскольку за родителями опасается ее. Нужно сообщить, юная Элли Харбоа превосходно справилась с ролью. Тельма вышла скромной, милой, скованной и чувственной в один момент, без намека на карикатурность.
Неприятности с паранормальной мощью начинаются, в то время, когда героиня знакомится с Аней, которую играется Кая Уилкинс. Скоро делается ясно, что девушки влюблены, но целомудренной Тельме тяжело признать это. Подавленная сексуальность вырывается в виде сверхъестественных явлений. И это не просто телекинез Кинговской Кэрри — Тельма способна на большее.
Фактически, мы не знаем границ ее возможностей, и имеется подозрение, что их попросту нет.
Птицы. В Священном писании они видятся довольно часто и смогут символизировать как нехорошее, так и хорошее. В жанровом кино птица, бьющаяся со всего размаху в стекло — скорее, штамп, чем что-то уникальное, но Триер делает данный образ ответственным знаком в собственной истории.
Обезумевшие птицы — вестницы Хичкоковского апокалипсиса, для Тельмы же это отражение ее скрытого рвения к саморазрушению.
В какой-то момент саморазрушение вправду произойдёт, и женщина выйдет из него обновленной. Это не похоже на самосожжение Феникса, поскольку пламя — стихия отца Тельмы.
Я не забываю, как отец держал меня за руку над свечой. Он убрал ее прежде, чем это покинуло мне отметину. Это весьма больно.
После этого он сообщил: В аду так неизменно.
Вот такие вещи с ухмылкой говорит героиня собственной подруге, додавая Он хороший человек. Звучит это мягко, честно, без какого-либо драматизма. И в случае если папа Тельмы — все-таки всевышний, то ветхозаветный, по сути, не христианский. Это Яхве со собственными полыхающим древом, жёсткое божество жертвоприношений и наказания. Он этого не желает, опасается, но дабы выйти на новый уровень, таковой всевышний обязан принести в жертву самого себя.
И при таких условиях роль Иисуса достается Тельме.
Вот так история о взрослении, осознании себя и а также собственной сексуальности сплетается с религиозным подтекстом. Фильм с уважением подходит к теме чужой веры, но намекает на то, что быть может, мы неправильно воображаем себе Всевышнего, и собственную природу.
Примечательно, что в текущем году уже выходило жанровое кино о взрослении, сексуальности и всем таком другом. Это каннибальский хоррор Сырое. Такие схожие сюжеты и такие различные воплощения! Тельма не пробует шокировать, кроме того напротив, фильм, как и его героиня, отличается некой строгой целомудренной красотой.
Приближаясь к эротике, он останавливается и мягко закрывает зрителю глаза. Ступая на территорию триллера, очень многое оставляет за кадром. Наряду с этим Тельма также проходит обряд посвящения, но не примитивно-племенной, а пара иного свойства.
Как и думает Иисусу, ее крестят водой, что символизирует начало нового пути.
Словом, хорошее вышло кино, умное и наивное в один момент. Оно превосходно нагоняет и держит напряжение, применяя реверансы Изгоняющему дьявола как пример для подтверждения одной из собственных идей: мы демонизируем то, чего опасаемся, то, чего не можем осознать. Вы понимаете, как трудится ваш телефон? А как трудится Вселенная? Как трудится Всевышний? Единственное, что Триер оставляет от ветхих догматов — его Господь все так же всеблаг.
Значит, снимается вопрос: а что, в случае если Тельма вынудила подругу влюбиться в себя? Это уже не имеет значение. Что бы не сделал Громадной чувак, это прекрасно.
Вот так это трудится.
В итоге фильм щекочет мало нервы, но оставляет приятные яркие впечатления. Жаль лишь, что история так несложна и линейна, что трейлеры полностью ее пересказывают!
Тут имеется множество дивных ненавязчивых подробностей, превосходная игра актеров (необходимо отметить еще Эллен Доррит Петерсен, мать Тельмы), такие привычные диалоги на тему что ты сейчас ела?, строгая, но гениальная операторская работа, пантеистические природные пейзажи, задумчивая и красивая музыка и большое количество всякого другого. Но главные события известны заблаговременно — вот беда! В итоге три четверти фильма вы пробелы, а позже замечаете финал.
К счастью, развязка закономерна, но не так чтобы всецело предсказуема.
Ну, и пища для размышлений, как видите, остается богатая.