Турецкий гамбит
Российское кино набирает движение. Данный вывод напрашивался уже давно, с того времени, как друг за другом на экранах показались “Возвращение”, “Кукушка”, “72 метра”, “Ночной дозор”, “Шофер для Веры”… И вот его очередное подтверждение – “Турецкий гамбит” Джаника Файзиева по роману Бориса Акунина.
Данный создатель на данный момент безумно популярен. Сам не просматривал, но люди хвалят. И вот, почувствовав в этом имени золотую жилку, за писателя взялся “Первый Канал”.
Опоздал ещё толком засветиться “Турецкий гамбит”, как в двери кинозалов постучалась следующая экранизация произведений Акунина “Статский советник”.
Но об этом позже, отечественный рассказ – о русско-турецкой войне второй половины 19-го века и случившихся на её фоне событиях с участием Эраста Фандорина, тайного агента русском короны. В свете его кличут “титулярным советником”, но мы то знаем…
Будучи сербским добровольцем Фандорин попадает в размещение турецких армий, где выясняет ответственную данные стратегического характера и знакомится с очаровательной Варварой Андреевной Суворовой, бесстрашной женщиной, склонной к авантюризму. Она торопится в размещение русской армии для встречи с женихом Петром Яблоковым, В том же направлении направляется Эраст. Советник обязан вычислить глубоко законспирированного шпиона в штабе генерала Соболева, угрожающего расстроить замыслы русского руководства, разрешив туркам перехватить инициативу и, тем самым, поменять движение войны в собственную пользу.
Неприятель умён, изворотлив и умён. В чьём виде прячется его грозная личина? Это и предстоит узнать Фандорину и его боевой подруге Варваре Суворовой, вызвавшейся помогать товарищу в его нелёгком и поразительно серьёзном деле, где переплелись жгучая интрига, молниеносный напор и тонкий расчёт.
А в это же время, где-то рядом идёт война: необычная, непонятная, нетипичная. По крайней мере, как раз такое чувство сложилось у меня на основании замеченного. Две стороны воют на чужой территории, преследуя собственные, сугубо политические, корыстные интересы.
Вялая какая-то война, непоследовательная, сумбурная, больше похожая на стратегическую игру в исполнении любителей, чем мирового катастрофу.
Разведывательные отряды и разные подрывные группы легко попадают на чужую территорию в любое время и в любом месте, творят, что желают и уносят ноги. Защита пределов отсутствует в принципе, дисциплина очень условна. Что мешает неприятелю неожиданно напасть и перебить соперника в его логове?
Тогдашние правила ведения цивилизованной войны, понятия о воинской чести, нежелание армейских прервать наслаждение от процесса?
Так или иначе, фон, на котором начинается воздействие, приводит к недоверию. Не смотря на то, что немногочисленные боевые сцены сделаны очень смачно и реалистично. Они создают чувство кроме того не обращая внимания на то, что во многом повторяют приёмы Стивена Спилберга в “Спасении рядового Райана”. Но у для того чтобы мастера не грех поучиться.
Да и снято всё весьма кроме того хорошо.
Актеры в проекте заняты маститые, суперзвёзды не только по русским меркам. Играться они могут. В роли Фандорина выступил Егор Бероев. Мне сложно оценивать его игру, потому как не знаю, каков должен быть изображаемый им персонаж по книге. Но раз сам Борис Акунин дал разрешение на такое выполнение роли Фандорина (к тому же он писал сценарий), значит – Бероев всё сделал верно.
Эраст Фандорин, само собой разумеется, не Штирлиц, но какая-то искра разума, подобие мыслительного процесса, по моему скромному разумению, в его обличии должно было бы быть. Но титулярный советник выглядит как Антонио Бандерас. Прекрасно это либо не хорошо?
Не знаю.
Наблюдать “Турецкий гамбит” в целом весьма интересно, не обращая внимания на лёгкое чувство “дежа вю”, появляющееся на протяжении сеанса. Всё идёт мало не так, как себе это воображаешь, чуть в противном случае, чем следовало бы. Да и то, что это детектив, а не боевик либо приключения, накладывает собственный отпечаток на результирующее вывод.
Концовка стилистически совершенно верно такая, как в большинстве романов Агаты Кристи либо Жоржа Сименона. На неприятеля показывают пальцем, а позже продолжительно растолковывают, из-за чего, фактически, это именно он. В противном случае додуматься самому нет никакой возможности.
А уж выстроить цепочку подозрений – дело совсем немыслимое. Приходится тупо взирать на оратора и удивляться ходу его мыслей. Но, реакция на финальный монолог Фандорина – личное дело каждого.
Как вы уже, возможно, осознали, “Турецкий гамбит” – это не детектив в чистом виде, а целый комплекс взаимозависимых жанровых вкраплений и факторов на его теле. Они придают фильму разнообразие и внешнюю привлекательность. В противном случае, что выглядит он пара аляповато – так это мелочь, малозначительная подробность, которая его совсем не портит.