Брестская крепость: 70 лет назад они были первыми
20-23 июня Первый канал показывает полную версию фильма «Брестская крепость».
Четырехсерийный вариант стал называться «Крепость». В отличие от «источника», что уже шел в прокате а также был продемонстрирован 9 мая на том же канале, сериал оснащен громадным числом исторической документальной хроники, не вошедшими в фильм эпизодами. Кроме этого расширена линия одного из храбрецов фильма ветерана Александра Акимова, от имени которого ведется рассказ.
А сейчас о проекте «Брестская крепость» поведаем подробнее.
Как направляться из заглавия, фильм посвящен самому людям и первому дню войны, первыми принявшим удар нацистов, защитникам Брестской крепости. Премьера прошла в 2010 году, 22 июня в 04:00 – в самой крепости.
Съемочный процесс выдался тяжелейшим. «Бодаться» было нужно:
а) с экологами, каковые волновались, что из-за съемочных взрывов, гама и шума нарушится неповторимая природная воздух. В частности, угроза якобы нависла над самой большой из живущих в Российской Федерации популяцией летучих мышей;
б) с архитекторами, каковые опасались, что те же взрывы нанесут непоправимый ущерб неповторимому историческому монументу;
в) с сотрудниками и белорусскими ветеранами самого мемориала, каковые не соглашались со сценарием.
Протест ветеранов в полной мере обоснован: сначала создатели картины планировали подпустить в рассказ о смелых событиях мистику. Повествование должно было вестись от лица некоей загадочной «фрау мит автомат». Легенда об данной таинственной силе продолжительное время жила в этих местах.
Считалось, что по окончании того как крепость была забрана, нацистов – по одному – убивала некая загадочная женщина-мстительница либо ее дух.
Конечно, ветеранам подобная трактовка событий показалась чушью. Но это было не единственное их возражение.
– Фронтовикам показалось, что у нас в фильме через чур много народа сдается в плен. Но… так оно и было в действительности, – говорит режиссер Александр Котт. – Это свидетельства бессчётных документов, хранящихся в том же мемориале Брестской крепости. И тем полезнее подвиг тех, кто решил для себя: погибнем, но не сдадимся!
Неприятность выбора – вот о чем отечественный фильм.
Историческая справка:
Кстати, по слухам, советские воины-чеченцы прямо в крепости заявили Гитлеру джихад. Так и напрашиваются параллели с нашумевшим фильмом Тарантино «Бесславные ублюдки», где Гитлера убивает кучка американских иудеев.
До 1963-го о Брестской крепости по большому счету не принято было сказать. До тех пор пока автор Сергей Смирнов (папа режиссёра Андрея, телевизионщика Константина, и дедушка Дуни Смирновых), написавший одноименную книгу, не открыл для весов эту тему. Позже последовали другие книги, пара экранизаций…
– Мы изучили все, что на эту тему сообщено, побывали в архивах ФСБ, прочли письма – в мемориал сейчас приходит своеобразная корреспонденция – воспоминания от германских воинов. Пользовались и воспоминаниями маршала Гудериана, чьи танковые армии принимали участие в операции по захвату Брестской крепости во второй половине 30-ых годов двадцатого века, – говорит режиссер. – Мы погрузились в материал. Не скрою, трудясь над фильмом, неоднократно ощущал, как подкатывает ком к горлу.
Оба-на!
Фильму «Брестская крепость» придается национальное значение — исходя из этого его и показывают по великим датам. Собственный благословение на съемки дали Владимир Владимирович Путин (еще в собственную президентскую бытность) и Александр Лукашенко. Медведев приехал в Брестскую крепость 22 июня 2010 года, другими словами, по сути, на премьеру картины.
А Путин с высокой трибуны дал совет всем взглянуть это кино.
А вот инициирован данный фильм Игорем Угольниковым. Не забывайте для того чтобы – из «Обана-шоу», «Ширли-мырли» и недавнего проекта «пламень и Лёд»? Игорь сделал громадную карьеру: от комика до начальника телерадиовещательной организации Союзного страны. Вот что он поведал:
– Как-то так оказалось, что созданное государство наподобие имеется, а наподобие нет. Виртуальное оно какое-то. Ну совместные армейские учения с Белоруссией – это прекрасно. Экономические альянсы – здорово. Но обывателю-то все это не имеет значения.
Вот мы и решили снять кино, дабы обозначить факт существования Союзного страны. Сейчас картина «Брестская крепость» – собственность этой страны. Помимо этого, нам было принципиально важно высказаться на тему патриотизма.
– Надоели все эти клевета на священной теме. В случае если желаете, слоган картины таковой: «Вы желали переписать историю – мы вам ее перепокажем».
Сюжет
Фильм оказался художественный, но с элементами документальности: все персонажи имеют исторических прототипов. Съемочной группе принципиально важно было связать храбрецов, находящихся в один момент в различных местах крепости, какой-то этой – связкой и нитью стал персонаж актера Алеши Копашева, эдакий русский Гаврош, у которого, кстати, также был прототип – 15-летний Петя Клыпа, один из немногих выживших в крепости.
Алеша – воспитанник Суворовского училища. По всей видимости, по обстоятельству «опытной» мужественности мальчик делал все трюки самостоятельно, каскадера его комплекции и роста несколько просто не смогла отыскать. Больше всего мальчика интересовало, «в то время, когда же в кино начнутся взрывы».
Взрывы не вынудили себя ожидать – их было 230. На площадке было использовано 100 литров бутафорской крови. А вот на костюмах сэкономили: часть их предоставил Никита Михалков, снимавший в данный же период собственных «Утомленных солнцем – 2».
Декораторы отстроили крепость фактически в натуральную величину, но и на территории самого мемориала удалось снять пара эпизодов. «Это было принципиально важно чтобы напитать фильм энергетикой», – говорит Игорь Угольников.
Над эффектами трудились придирчиво: для начала нужно было… разминировать территорию – брестская почва до сих пор напичкана оружием – раскопки на съемочной площадке распознали и гранаты, и прочую военную атрибутику.
– На съемки меня отпустил сам директор училища. Педагоги, действительно, кое-какие ворчали, но я дал обещание, что нагоню пропущенный учебный материал, – говорит Алеша.
«Взрослые» роли сыграли Павел Деревянко, Евгений Андрей и Цыганов Мерзликин.
Нет таких крепостей, которых не брал ЦПШ
Фильм создавался два года. Было большое количество трудностей, денежных а также. Начинали снимать при одном курсе американского доллара – заканчивали при втором.
Бюджет в 225 млн рублей на 65 процентов взвалила на себя Российская Федерация, на 25 – Белоруссия. За право снимать картину развернулся настоящий конкурс. Тендер победила компания «Централ Партнершип».
– Нам данный проект ответствен не с позиций коммерции, а с имиджевой стороны, – признавался глава (в то время — прим. ред) ЦПШ Рубен Дишдишян. – Наша фирма неоднократно бралась за реализацию патриотических проектов. Думаю, такую картину полезно будет продемонстрировать на Украине, в Прибалтике и по большому счету во всех государствах бывшего Альянса.
– Что такое патриотизм для меня? – подключается к беседе Угольников. – Это наган моего деда-фронтовика, что способом шантажа, взяток и обмана выкуплен мной в комендатуре одного города… Это дедовский мундир, что я надеваю каждое 9 Мая…
И все-таки мистика!
По признанию Угольникова, 22 июня 2008-го в 4 утра он пришел в Брестскую крепость и попросил разрешения на съемки у душ погибших тут людей. Не известно, разрешили ли они, но… Все съемочные дни, в то время, когда группе необходимо было солнце, было солнце. А в последний сутки, в то время, когда снимался эпизод выхода из крепости последнего человека, нужен был снег – и отправился снег.
Он шел полдня – и это было совсем нетипично для этих мест.
Илона Егиазарова