Человек омега, я — легенда, последний человек на земле
«Я – легенда» стал наследником «Последней дамы на Земле», «Бегства мистера Мак-Кинли» и других историй про финиш света, пощадивший единственного представителя человечества. Время от времени, но, им выясняется робот.
Кадр из фильма
Храбрец просыпается по звонку будильника, натягивает брюки, чистит зубы, варит кофе, слушает новости трехгодичной давности, записанные на магнитофон. Садится в машину. Едет за приобретениями. Днем на улице – ни одной живой души.
Ночью – сплошь живые трупы, отдаленно напоминающие своих родителей, детей, друзей, неприятелей, бывших любовниц, копов, соседей по площадке и кассирш из супермаркета. Вряд ли эти зомби оценят, как принципиально важно для последнего человека на Земле чистить зубы по утрам, поддерживая собственную легенду. Перед сном возможно подстрелить парочку, в случае если повезет.
Рецензия на фильм
«Я – легенда» была отличной картиной. В случае если, само собой разумеется, забыть о романе Ричарда Мэтисона, по причине того, что фильм имеет такое же отношение к данной книжке, как порнофильм – к надписи «Основано на настоящих событиях».
Просматривать дальше…
Апокалиптичный вариант праздника непослушания, о котором все грезили в юные годы: просыпаешься красивым утром, в то время, когда около все погибли, и в первую очередь — в магазин. Хватай, что желаешь и в любом количестве. «Последний человек на Земле» – самая несложная (все эффекты возможно свести к отсутствию людей в кадре – не считая одного) и красивая аллегория людской одиночества в истории кино. В последние полвека ее эксплуатируют частенько.
По окончании фильма с Винсентом Прайсом 1964 года, нынешняя «Я – легенда» /I Am Legend/ (2007) – уже третья экранизация одноименного романа Ричарда Мэтисона (того самого, по чьему рассказу Спилберг сделал собственный первый фильм «Дуэль» /Duel/ (1971) – пустынный роуд-муви, и также аллегорию одиночества). Вторая, «Человек Омега» /Omega Man, The/ (1971), датируется 1971-м. Историю вопроса возможно продолжить и дальше.
В 1924-м вышла немая антиутопия «Последний человек» /Last Man on Earth, The/ (1924), где ужасная эпидемия испанки ведет к окончательной победе суфражисток: аммериканским президентом в фильме делается женщина, а к последнему мужику, сохранившему репродуктивную свойство по окончании гриппа, выстраивается астрономическая очередь. В случае если копнуть еще глубже, то изобретателем «последнего человека», как и большое количество чего другого в современной сайнс-фикшн, окажется Мэри Шелли, написавшая роман с таким заглавием, воздействие которого происходит в конце 21 столетия.
Его экранная интерпретация с террористами, сибирской язвой, зомби-молодым учёным и вампирами-вирусологом также выходит в текущем году. Круг, так, замкнулся.
Кадр из фильма
«Последний человек» – тайный храбрец Нового времени, гибрид мрачных романтизма и пророчеств вирусологии. Но в его нынешнем и самом радикальном виде – «все погибли, а я один остался» – он оформился только при появлении двух ответственных факторов: оружия окончательного торжества и массового поражения консюмеризма. Другими словами именно в 50-х, в то время, когда Мэтисон написал собственный роман, и середине 60-х, в то время, когда закончился Кубинский кризис, и Винсент Прайс сыграл последнего человека на Земле.
Что сделает человек ветхой допотребительской формации, погибни за одни сутки все его братья по разуму от какой-нибудь злостной лихоманки? Обреченно сольется с природой, где в лучшем случае будет окучивать брюкву палкой-копалкой. Человек новой формации невозмутимо продолжит делать то же, что постоянно – вставать по звонку, ездить на машине, слушать новости и заниматься шопингом.
Рутина по окончании апокалипсиса – фирменное блюдо сериала о последнем человеке, с нее начинается любая экранизация романа Мэтисона. Лишите храбреца этих приятных глупостей, и людскую комедию возможно завершать, как в «Бегстве мистера «Бегстве мистера Мак-Кинли» (1975)» – советской трактовке «Last Man on Earth».
Первая экранизация «Я – легенда» стала жертвой нелепой режиссуры (автор кроме того снял собственный имя с титров) и всецело держалась на великом Винсенте Прайсе – как неизменно безукоризненном. Но и она, и ее литературный источник в первый раз соединили в одном флаконе то, что раньше принято было разглядывать раздельно – антиутопию и зомби-хоррор.
Будущий реформатор зомби-вселенной Джордж Ромеро, создавая «Ночь живых мертвецов» /Night Of The Living Dead/ (1968), вдохновлялся «Последним человеком на Земле» большое количество больше, чем экзотичными страшилками про вуду-волшебников либо инопланетянами, воскрешающими мертвецов по «Замыслу 9 из открытого космоса» /Plan 9 From Outer Space/ (1959). Данной линии придерживаются и новейшие ответвления «Я – легенды» – «Обитель зла» /Resident Evil/ (2002) и «28 дней спустя» /28 Days Later…/ (2002).
Но, развивался и другой вариант истории о последнем человеке, где не было никаких зомби. За пять лет до фильма с Прайсом выходит «Мир, дьявол и плоть» /World, the Flesh and the Devil, The/ (1959), где по вымершему Нью-Йорку эффектно гонял на машине юный афроамериканец Хэрри Белафонте – прямая предтеча Уилла Смита. Фильм непременно повлиявший на выбор новой натуры для последней экранизации романа Мэтисона, чья история разворачивалась в Лос-Анджелесе.
А через год Роджер Корман сделает «Последнюю даму на Земле» /Last Woman on Earth/ (1960), первый прототип «Остаться в живых» /Lost/ (2004), разглядев, как будет смотреться амурный треугольник на изолированном карибском курорте по окончании предполагаемого финиша света. В том и втором прослеживается идущая от Шелли романтическая линия.
Кадр из фильма
В книге Мэтисона храбрец погибает, так и не сумев отыскать противоядие и сдержать напор новой расы, сумевшей приспособиться к вирусу без его помощи. В случае если выстроить в ряд все кинотрактовки романа, то окажется, что любая из них вкладывала в финал все больше оптимизма.
В этом смысле громадную верность источнику сохраняют не они, и вдобавок более радикальные истолкования «Last Man on Earth», как, к примеру, «Негромкая почва» /Quiet Earth, The/ (1985) новозеландца Джеффа Мерфи – мелкий научно-фантастический шедевр середины 80-х, где одиночество последнего разума на планете доводится до логического предела. Либо «Неестественный разум» /Artificial Intelligence: AI/ (2001), где последним человеком оказывается робот, одержимый основной людской слабостью – рвением окружить себя живыми людьми. И готовым ожидать этого радостного момента хоть вечность.