Даг лайман: «наш фильм — это не просто гора спецэффектов»
Режиссер фантастического боевика «Грань будущего» Даг Лайман есть далеко не новичком в мире крупнобюджетных блокбастеров, но начинал он собственную карьеру в свободном кино. Его дебютная работа «Тусовщики» с Винсом Воном и Джоном Фавро, снятая всего за 200 тысяч американских долларов, стала большим хитом в середине 1990-х. За ней последовала криминальная комедия «Экстази», с которой Лайман достаточно удачно выступил на территории Квентина Тарантино.
Мировая известность пришла к Дагу Лайману по окончании выхода шпионской ленты «Идентификация Борна». В будущем он снял боевики «Господин и госпожа Телепорт» и «Смит», и триллер «Игра без правил». За «Грань будущего» с Томом Крузом и Эмили Блант Лайман уже взял громадную порцию похвалы от критиков.
КиноПоиск участвовал в QA-сессии с режиссером на особом пресс-мероприятии к релизу фильма в Лондоне, где Даг Лайман поведал о создании «Грани будущего», собственных неудачах и успехах, и об отношении к индустрии сериалов.
— По окончании предварительного просмотра некоторых видеоклипов у нас сложилось чувство, что в вашем фильме «Грань будущего», без сомнений, присутствует изрядная часть юмора. Было ли это изначально заложено в сценарии? Либо же все рождалось при помощи гениальной импровизации актеров на съемочной площадке?
— Честно говоря, в самом сценарии было не очень-то и большое количество юмора. Иногда на съемочной площадке отечественным актерам приходилось импровизировать в совсем нелегкой обстановки, поскольку на них были надеты некомфортные и громоздкие бронекостюмы. Как вы осознаёте, в один момент шутить и передвигаться в аналогичной манере — это уже сам по себе трюк.
Нам кроме того было нужно задействовать особые краны, провода и тросы, дабы поддерживать их равновесие. В общем, легко кошмар! Как же я питаю зависть к Роберту Дауни-младшему, поскольку он в фильмах Marvel Studios значительно чаще экипирован лишь отдельными фрагментами брони Металлического человека, а не полным набором, как это довелось делать нам.
Было множество репетиций, на которых я нежданно для себя открыл, сколько узкого и искрометного юмора имеется в богатом актерском арсенале Тома Круза и Эмили Блант. Опасаюсь показаться нескромным, но пологаю, что у меня также имеется хоть какое-то чувство юмора. Так что все мы совместно кропотливо разрабатывали как раз те эпизоды фильма, каковые казались отечественной команде по-настоящему забавными.
— Как реалистичным вы желали сделать данный фильм, заблаговременно зная, что в нем будут инопланетяне?
— Для меня было очень принципиально важно, дабы моя кинокартина не представляла собой только одно целое нагромождение разных эффектов. Я стремился добиться обоснованной и в полной мере реалистичной воздуха, не обращая внимания на очевидное присутствие инопланетных существ в фильме. Конечно же, это было тяжело, но полностью нужно.
Еще в 2012 году, задолго до начала отечественного съемочного периода, мне удалось взглянуть какое-то количество видеоклипов к популярным летним блокбастерам, в которых главные храбрецы сражались с полчищами инопланетян. А также по технологическим меркам того времени все это зрелище показалось мне уж через чур неестественным и неправдоподобным. Как по большому счету без шуток может идти обращение о спасении мира, в случае если все, что происходит на экране, выглядит как какая-нибудь второразрядная компьютерная игра?
И где же тут реализм?
— Как вам удалось создать такое интенсивное и предельное чувство опасности, учитывая то, что храбрец Тома Круза в фильме много раз гибнет и после этого оживает?
— Да, это было вправду сложно, и мы продолжительно бились над этим нюансом. Что касается вашего вопроса, то ни один из аналогичных моментов, как мне думается, в фильме не повторяется, даже в том случае, если все события и дни остаются те же. Билл Кейдж (Том Круз) всегда прогрессирует и ни при каких обстоятельствах не делает что-либо два раза.
В себя он замечательно поймёт, что ему нужно будет потратить целую вечность в одной нескончаемой битве с неприятелями в качестве пленника нескончаемой временной петли. Это событие есть для него сущим адом, поскольку Кейдж — сам по себе не хватает храбрая личность. И его схватка со временем дает замечательный толчок последним сорока минутам картины, где Билл все-таки приходит к полному пониманию того, что он может стать самым простым смертным.
— Если судить по вашим главным высказываниям, возможно сделать вывод, что вы, по сути говоря, броская творческая личность, которая ни при каких обстоятельствах не ищет легких дорог в жизни. Так ли это?
— В случае если поискать какое-нибудь успешное сравнение, то я скорее похож на летчика воздушного судна, что предпочтет лететь в сильную грозовую бурю, нежели будет ждать более благоприятных условий. Для кого-то безопасность превыше всего, а для меня наличие риска и любых препятствий есть легко насущной необходимостью, поскольку это дает мне определенный энергетический драйв. Вероятнее, это было уже изначально заложено в моем ДНК. (Смеется.) По всей видимости, мне суждено тяготеть к самым сложным и противоречивым вещам как в кино, так и в жизни.
— Нуждаетесь ли вы как режиссер в ком-то, кто будет давать вам какие-нибудь полезные советы при работе над фильмом?
— Согласиться честно, нет. В то время, когда я снимал «Идентификацию Борна», мой первый фильм для студии Universal, то сотрудничал с одним известным продюсером, на которого, как я тогда предполагал, возможно было в полной мере положиться. Но данный человек нам больше мешал, чем помогал, и всегда твердил о том, что следует сделать, а что нет. Припоминаю и еще таковой случай из 1990-х, в то время, когда я делал фильм «Тусовщики».
Тогда я кроме того не имел возможности позволить себе пригласить ни одного более-менее знаменитого актера, поскольку это было нам совсем не по карману. Однако это не остановило меня от реализации многих вторых ответственных вещей в этом проекте. В итоге мы сняли картину всего лишь за каких-то 200 тысяч американских долларов, а мой следующий фильм «Экстази» обошелся уже в 3 миллиона долларов.
Затем никто из киноиндустрии уже очень не имел возможности давить на меня как на режиссера.
Исходя из этого я совсем не осознаю тех крутых продюсеров, каковые довольно часто пробовали убедить меня в том, что мы чего-то не можем. Мне время от времени приходилось напоминать им всем о том, что я нормально имел возможность снимать собственный раннее кино за совсем смехотворный мизерный бюджет. Как же не легко ладить с подобными людьми!
У меня таковой подход: в случае если у тебя имеется мысль, в которую ты свято веришь, то все равно сможешь ее осуществить любыми средствами, и не имеет значение, какие конкретно для этого пригодятся деньги.
— (Вопрос КиноПоиска) На протяжении сегодняшнего мероприятия для прессы вы говорили о фильме «Телепорт» и о том, как вы иногда учитесь на собственных неточностях. Имеете возможность ли поведать об этом поподробнее?
— Увлекательный вопрос. Жаль, что данный фильм 2008 года понравился далеко не всей зрителей. Дело в том, что «Телепорт» — это история о супергероях, но я сначала решил пойти против штампов и всяческих правил, присутствующих во многих картинах аналогичного жанра.
Я тогда сообщил себе, что мы сделаем как раз то, чего публика будет ожидать меньше всего. Через личностную изменение главного храбреца Дэвида Райса (Хейден Кристенсен) мне захотелось проанализировать следующее: из-за чего всех людей со сверхспособностями машинально провозглашают в ранг хороших супергероев? И из-за чего они неизменно должны кого-то выручать, вместо того дабы хоть раз хорошенько поразмыслить о самих себе?
Я осознаю, к примеру, такую позицию по отношению к Человеку-пауку, Бэтмену либо Металлическому человеку, но в отечественном же случае все обстоит пара в противном случае.
Если вы взглянуть на большая часть моих фильмов, то осознаете, что в них значительно чаще основное действующее лицо — антигерой с целым ворохом неприятностей. Меня больше интересуют такие неоднозначные личности. Да и кто заявил, что в людской сущности все неизменно должно сводиться лишь к одному только позитиву?
И тогда у меня появилась вот такая уникальная мысль: в конце фильма для моего супергероя серьёзнее всего выжить, что совсем противоречит с тем клише, где в финале главный герой обязан во что бы то ни начало спасти собственную любимую девушку. Эта обстановка намного реалистичнее и олицетворяет собой что-то такое, что имело возможность бы случиться в действительности.
В свое время, в то время, когда я проходил учебу в Нью-Йоркской киношколе, у нас кроме того был особый курс, что, имеете возможность лишь представить себе, именовался как «Дама в ловушке». И, как вы замечательно осознаёте, эти слова говорят сами за себя. (Смеется.) Нас постоянно учили тому, что в третьем акте фактически любого экшн-фильма в обязательном порядке обязана находиться некая беспомощная женщина, нуждающаяся в помощи настоящего храбреца-спасителя.
Мне эти лекции на всегда запомнились, и вот исходя из этого вы ни при каких обстоятельствах не заметите для того чтобы расклада событий в моих фильмах. Ох уж эти голливудские клише!
Кстати говоря, совсем чуть не забыл упомянуть, что у «Телепорта» не было ни одного предварительного показа для простых зрителей, в отличие от моих прошлых фильмов, так что было сложно предугадать будущую реакцию публики. не забываю, в то время, когда у картины состоялся первый релиз, кое-какие люди, пребывавшие в зале, с негодованием бросали горстями собственный дурной попкорн прямо в экран. Я предполагаю, что им весьма не пришолся по нраву отечественный необычный эгоистичный супергерой, в корне отличающийся от того хорошего хорошего примера, к которому они все так привыкли.
Продюсеры всеми силами настаивали на необходимой смене концовки фильма, но я категорически отказался это делать. Мне все еще думается, что они до сих пор мне этого так и не простили. Однако я полностью не сомневается в том, что подобные риски иногда легко нужно брать на себя, если ты вычисляешь, что хоть чего-то стоишь в данной жизни, но от важных падений, увы, никто из нас не застрахован.
— (Вопрос КиноПоиска) В «Идентификации Борна» был весьма классный энергичный саундтрек, что удачно дополнял интенсивную воздух фильма. Стоит ли ожидать аналогичного результата от музыкальных тем композитора Кристофа Бека в «Грани будущего»?
— Да, непременно. Сначала желал забрать в проект композитора Джона Пауэлла, с которым мне неоднократно доводилось трудиться ранее, но на данный момент он так занят, что придумывает только одну хорошую музыку. Я, конечно же, уважаю его личный выбор, но весьма жаль, что в скором будущем мы так и не сможем с ним больше сотрудничать. Так, было нужно начать все сперва.
Мне хотелось отыскать композитора, что еще не пробовал себя в экшн-фильмах. Я остановил собственный выбор на Кристофе Беке, делавшем занимательные на данный момент в таких известных кинокартинах, как трилогия «Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Холодное сердце» и т. д. Он, без сомнений, гениальный композитор, что постоянно пишет качественные музыкальные темы для самых различных голливудских проектов. Если судить по тому, что я уже успел послушать от Кристофа, мне думается, что у нас с ним все превосходно окажется.
Совместно мы всегда пытаемся создать что-то неповторимое в плане звука для «Грани будущего», что сочетало бы в себе лучшие элементы от романтических комедий, классических военных и фантастических боевиков картин. Так как удачно подобранная музыка — это один из самых ответственных и определяющих компонентов при создании любого фильма.
К слову, мне очень импонирует то, что в фильмах о войне с инопланетными захватчиками ты как бы возвращаешься в более ранние времена, в то время, когда люди конкретно знали, кто есть их настоящим неприятелем. К примеру, в дни Второй мировой войны это были те, кто носил свастику. Тогда еще находилась явная грань между добром и злом.
на данный момент же всю землю стал более сложным и неоднозначным. Но в «Грани будущего» все предельно четко и светло: люди хорошие, а инопланетяне нехорошие.
И, конечно же, при помощи совершенно верно подобранной и эмоционально насыщенной музыки мы с Кристофом стремимся как возможно глубже раскрыть характеры двух отечественных главных героев (Билл Кейдж и Рита Вратаски), появлявшихся волею судеб в тылу неприятеля и совместно не легко переживающих все повторяющиеся события одного и того же проклятого дня.
— Вы как-то согласились, что вам понравилась оригинальность японского романа Хироси Сакуразаки «Все, что тебе необходимо, — убивать», на базе которого и был написан сценарий этого фильма. Но что вы сообщите по поводу мнения тех, кто уверен в том, что «Грань будущего» уж сильно напоминает что-то среднее между «Днем сурка» и «Матрицей»?
— Они, само собой разумеется, смогут сказать все что угодно, но пускай для начала хотя бы взглянут до конца мой фильм, перед тем как делать какие-либо поспешные выводы. Как я уже сказал ранее, мне весьма повезло, что я делаю эту картину как раз с Warner Bros, поскольку они здорово поддерживают меня фактически во всех творческих начинаниях. Компания весьма желала, дабы я создал что-то авторское и уникальное.
Очевидно, они замечательно знают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена всегда могут приносить им приличный доход, но они кроме этого верно поймут, что имеется место и для таких немногочисленных феноменальных проектов, каковые очевидно будут выделяться на неспециализированном фоне многих вторых фильмов студии. Так что представители Warner Bros. в полной мере уверены за судьбу «Грани будущего» в мировом прокате.
А вот с «Идентификацией Борна» было все по-второму. Я тогда, как самый настоящий мятежник, отправился против Universal и осуждал их в прессе при любой первой представлявшейся возможности. Но, как вы все понимаете, в итоге фильм был громадным хитом, чем я был в полной мере удовлетворен.
Тогда все наконец-таки осознали, что я нормально могу трудиться в полностью различных направлениях.
— Сложно ли вам было создавать совсем нового персонажа для Тома Круза, зная, что привычная публика значительно чаще принимает его как звезду популярных голливудских на данный момент?
— Я постоянно хотел создать подобную историю, где в самом центре внимания был бы как раз вот таковой нетипичный храбрец. И все это полностью уже находилось в отечественном сценарии. Простите, но еще раз возвращусь к сравнению с «Телепортом». Тут принцип тот же: в случае если у тебя имеются немыслимые сверхспособности, то это еще совсем не означает, что мораль в обязательном порядке должна быть где-то рядом.
Ты все еще остаешься той же личностью, которой был раньше, но с более усиленным и обостренным восприятием мира. В отечественном же случае персонаж Тома Круза так и не пройдет через полную изменение в избранного храбреца, которую все зрители уже заблаговременно ожидают заметить.
Мне хочется сообщить вам, что Том сначала деятельно поддерживал эту идею на все 100 %. Он на данный момент находится на самом пике собственной потрясающей актерской карьеры, где ему просто не терпится попытаться себя в чем-то новом и увлекательном. Нам невозможно повезло, что с нами трудится один из самых лучших и известных специалистов собственного дела.
— Что вы думаете о предстоящих приключениях Джейсона Борна по окончании завершения уникальной трилогии?
— С первыми тремя фильмами франшизы у меня ни при каких обстоятельствах никаких особенных неприятностей не было, поскольку мы все удачно распланировали заблаговременно. К тому же, с моей точки зрения, Пол Гринграсс — легко потрясающий режиссер. Я весьма горжусь тем, что у нас оказалось, а вот четвертая часть от Тони Гилроя меня разочаровала.
Но, понимаете, пологаю, что с пятой картиной мы уж точно не промахнемся, поскольку у руля будет совсем новый режиссер с увлекательным творческим видением. Мы возлагаем на данный проект большие надежды, но сейчас никаких подробностей до тех пор пока раскрыть вам не могу.
— (Вопрос КиноПоиска) Как вы вычисляете, смогут ли режиссёры и современные актёры удачно совмещать собственные творческие амбиции между миром телевидения и кино, как, например, это уже сумели сделать Кевин Спейси, Дэвид Финчер, Джоэл Шумахер и многие другие?
— Весьма кстати, что вы об этом упомянули, поскольку как раз на данный момент на американском телевидении показывают два больших шоу («Форс-Тайные» связи «и мажоры»), в создании которых я принимал самое яркое участие. К вашему сведению, я был одним из первых режиссёров, совершивших подобный переход на телевидение. Это случилось аж в далеком 2002 году.
Да и по большому счету мне нравится делать пара дел сходу. (Смеется.) В этом имеется какой-то необъяснимый драйв.
Соглашусь вам, что все было далеко не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Я тогда большое количество дров наломал, в то время, когда всеми силами настойчиво противостоял немыслимому давлению со стороны Universal и ее тогдашнего начальника Стейси Снайдер на протяжении создания и продвижения «Идентификации Борна». Меня полностью не устраивал их обычный примитивный подход к жанру шпионских фильмов.
Лишь вообразите себе: они желали, дабы в финале Джейсон Борн один вступил в неравный бой с двумястами наемными убийцами! Их практически терзал одинаковый вопрос: из-за чего я просто не могу выполнить то, о чем меня просят? Я не только сообщил им, что это была самая глупая мысль, которую я когда-либо слышал в собственной жизни, вместе с тем поделился собственными личными мыслями с прессой.
В действительности это так плохо, в то время, когда кто-то, не имеющий ни мельчайшего представления о тяжелом режиссерском ремесле, хладнокровно и дерзко пробует забрать под тотальный контроль все твои творческие идеи, наряду с этим совсем не заботясь о мнении самого автора фильма.
Раз уж об этом зашел разговор, то ранееупомянутая мной мисс Снайдер именно и была одной из таких персон. В то время, когда я наконец-таки закончил монтаж «Идентификации Борна», то она тонко намекнула, что мне не место в киноиндустрии. Сначала я считал, что это заявление звучало уж через чур пафосно и самоуверенно с ее стороны, но позже все пристально взвесил и с кошмаром понял, что она в самом деле в силах перекрыть мне целый кислород!
Все шепетильно обдумав, я решил забрать маленький паузу на год и без шуток заняться телевидением, чтобы избежать лишних неприятностей на собственную голову. Зимний период 2003 года я создал телевизионный сериал называющиеся «Одинокие сердца», что сразу же стал настоящим хитом в Америке. Мне весьма нравится тот факт, что на телевидении ты вовсе не ограничен определенными временными рамками двух-трехчасового формата, как это значительно чаще не редкость в кино.
Так, создатели шоу приобретают редкую возможность до конца поведать всю собственную продолжительную историю. Понимаете, я с громадным энтузиазмом трудился над этим проектом, что, без сомнений, позитивно отразилось на моей предстоящей творческой деятельности.
Вот, например, практически через 14 дней я отправляюсь в Канаду для начала съемок первого эпизода пятого сезона «Тайных связей». Мне почему-то думается, что на данный момент как раз телевидение предлагает намного больше шансов для молодых начинающих талантов, нежели вся совместно забранная громоздкая киноиндустрия. Но в случае если внезапно в твои руки попадает таковой потрясающий проект, как «Грань будущего», то неизменно возможно сделать исключение из правил.
Создатель Ян Крылов