Дагон. рецензия
Творческое наследие «ужасного Говарда и» великого Филлипса Лавкрафта волнуетсердца и умы кроме того в новом тысячелетии. Да и как в противном случае, поскольку человечеству так и не удалось избавиться от бездны и страха темноты. То, что обитает (либо может обитать) в морских глубинах, так же, как и прежде вызывает в нас благоговейный первобытный трепет.
Фильм «Дагон» тому красивое подтверждение. Это детище культового режиссера Стюарта Гордона, которому мы обязаны еще двумя достаточно успешными экранизациями произведений Лавкрафта – фильмами «Сны» и «Реаниматор в доме колдуний». Гордон постоянно отличался достаточно свободным отношением к литературному источнику – но, в это же время, его фильмы страно совершенно верно передавали настроение и дух мрачных творений ГФЛ. «Дагон» исключением не стал.
Новобрачные Барбара и Пол путешествуют на яхте собственных друзей Говарда (кто считает, что это имя выбрано случайно, пускай первым кинет в меня камень) и Вики у берегов Испании. Пол сам родом откуда-то из этих мест, но мать увезла его в Америку еще младенцем, и он, конечно, ничего о собственной отчизне не помнит.
На протяжении шторма яхта налетает на риф и приобретает пробоину, на протяжении данной трагедии Вики защемило ногу, и сейчас она не в состоянии покинуть яхту. Говард остается с ней, а Барбара и Пол на резиновой лодке плывут к берегу, на котором показывается рыболовная деревушка. При ближайшем рассмотрении она оказывается достаточно мрачным местом – серые влажные стенки, узкие чёрные улочки, полное отсутствие каких-либо показателей судьбы.
По окончании продолжительных блужданий новобрачные слышат человеческие голоса и, идя звук, попадают в некую Церковь Дагона, где именно проходит работа. Священник, малоприятный бледный субъект, обещает им помощь и отводит Барбару в отель, а Пол тем временем возвращается на яхту. Но та выясняется безлюдной – вместо друзей он находит только залитую кровью каюту. Пол спешно плывет назад в деревню, в этот самый момент узнается, что Барбара также провалилась сквозь землю…
Фильм полон мрака, саспенса, кошмара и хороших (кроме того по нынешним меркам) эффектов. Главному храбрецу в исполнении Эзры Годдена придется много побегать по извилистым лабиринтам улиц под всегда моросящим дождем, прячась от некрасивых монстров, в которых неспешно преобразовываются местные обитатели, поклоняющиеся старому морскому божеству. От местного изгоя, последнего настоящего человека, Пол услышит ужасную историю этого места, а в финале определит и ужасную, шокирующую правду о себе самом.
В базу фильма легла узнаваемая новелла Лавкрафта «Морок над Инсмутом», но сюжету было нужно претерпеть достаточно большие трансформации – так сообщить, «кинематографичности» для. Не смотря на то, что самые броские моменты книги были создателями аккуратно сохранены. К примеру, неповторимая по драйву и своей напряжённости сцена, в которой храбрец в отеле перебегает из помещения в помещение, закрывая каждую дверь на щеколду – и так спасается от пришедших за ним людей-рыб (кстати, данный самый эпизод фактически без трансформаций вошел и в компьютерную игру «Call of Ctulhu»).
Но основной успех режиссера состоит как раз в том, что ему удалось точно уловить и передать неповторимую «лавкрафтовскую» воздух, чувство человеческого разума и ничтожности человека перед могучими силами и древними, все величие которых нам не разрешено даже представить. Самое страшное в этом кино – вовсе не некрасивые «рыболюди», не ужасные кровавые ритуалы, не погони а также не сцена сдирания кожи с живого человека.
Настоящий кошмар – то, что столетиями таилось в тёмных глубинах океана, то, что незримо присутствует в течение целого фильма, скользит мрачной тенью над всем происходящим и появляется в финале только на пара секунд. Дагон.
Необходимо упомянуть, что сценарий был написан аж в восемьдесят шестом году, и первоначально планировалось, что ключевую роль в фильме выполнит Джеффри Комбс (узнаваемый в первую очередь по роли Герберта Уэста в серии фильмов о «Реаниматоре» – прим. редактора). Но в течение всех этих пятнадцати лет Стюарт Гордон просто не мог отыскать продюсеров для собственного проекта. Ему рекомендовали поменять людей-рыб на вампиров либо оборотней, дабы сюжет стал более понятен широкой американской публике.
Но режиссер яростно отказывался пойти на такую глупость, поскольку тогда пропал бы всякий смысл его идеи. В итоге, источник финансирования был отыскан в Испании – этим и разъясняется тот факт, что воздействие фильма разворачивается на побережье этой превосходной европейской страны, не смотря на то, что в оригинале проклятый город Инсмут пребывал в Новой Англии. Да и Комбс к тому времени уже был староват для ключевой роли, исходя из этого выбор пал на Эзру Годдена, что справился со своей задачей абсолютно.
«Дагон» ошарашивает и пугает, отталкивает и притягивает в один момент – к нему нереально остаться равнодушным. Непременно, это лучшая из существующих на сегодня экранизаций Лавкрафта. Всем поклонникам великого мастера и просто любителям жанра «хоррор» – наблюдать в обязательном порядке!