Леонид парфенов об интересе к нон-фикшну, евреях и майкле муре

В российский прокат вышел документальный фильм Леонида Парфенова «Русские иудеи. Фильм первый. До революции». Новая картина Парфенова — первая в трилогии, посвященной месту иудеев в истории России.

Обстоятельный, дешёвый, щедро иллюстрированный картами, хроникальными кадрами, оживающими фотографиями и портретами, а кроме этого ненавязчивыми инсценировками, данный фильм понравится тем, кто интересуется историей, но ни при каких обстоятельствах не изучал как раз эту тему.

Парфенов начинает собственный рассказ неподалеку от Еврейских ворот в Киеве XI века, что был городом «многонациональным и добрым», останавливается в том месте, где когда-то были обособленные города (местечки), и, коротко обрисовав историю перемещения иудеев по стране, медлено переходит к Одессе, где на пределе XIX—XX столетий треть населения имела иудейское происхождение, не забывает и про ожесточённые погромы начала XX выдающихся евреев и века, забравших русские псевдонимы. Имеется в картине Парфенова и эпизод убийства Столыпина, и дело Бейлиса, а финалом делается смутное дореволюционное время.

Леонид парфенов об интересе к нон-фикшну, евреях и майкле муре

На съемках фильма

По данным фонда «Генезис», что поддержал производство трилогии, на сегодняшний сутки в мире живёт более 3 миллионов иудеев, родители которых либо они сами появились на территории бывшего СССР, то имеется тех, кого возможно назвать русскими либо русскоязычными иудеями, тех, кто связан с русской русским и культурой языком. Проект Парфенова «Русские иудеи» необыкновенен тем, что выходит как раз в кинотеатральный прокат, не обращая внимания на достаточно классический формат телевизионного научно-популярного кино.

Сам Парфенов в этом никакого несоответствия не видит. КиноПоиск поболтал с автором фильма о тоске по нон-фикшну, ремесле и о том, кто станет главным зрителем его трилогии о русских иудеях.

— С чего все началось?

— В истории России было три народа, каковые массово приходили в русскую жизнь, в русскую культуру, в русский язык, русскую карьеру. Это немцы, евреи и грузины. Среди всех этих народностей у меня большое количество друзей, с которыми я безотносительно кинопроекта годами обсуждал эту тему: из-за чего в какой-то период вы уходили из собственной немецкости, грузинскости и еврейскости и становились русскими? Со всеми это осталось беседами, а иудеи захотели еще про это снимать.

Мне представляется, что это превосходная страница мирового еврейства и русской культуры. Во всей данной российской имперскости широта цивилизации, свойство вбирать различных людей, каковые готовы приходить в эту культуру, творить по законам русскости, — это самое полезное свойство. «

Нужно осознавать: ты про что? Я — про русскость»

— Так фонд «Генезис» к вам обратился с данной идеей? Либо вы к нему?

— Это было обоюдное перемещение. Я большое количество говорил со привычными иудеями, расспрашивая их, как они переходили, что они ощущали в себе иудейского, не было ли у них ощущения, что что-то в жизни не так. Из-за чего еще дедушка либо прадед имели определенное отношение к религии, к истории, к культуре, к языку, а родители уже были значительно более ассимилированы?

В журналистике большое количество иудеев, про которых необходимо задуматься, что они иудеи. Я не знаю, вспоминают ли они сами об этом. Мне совершенно верно необходимо приложить упрочнение, дабы задуматься о том, что Андрей Лошак — по происхождению иудей.

Весьма хороший русский репортер, да. Это для меня основное.

— История целого народа, пускай кроме того лишь на территории России, — это огромное количество материала. Как вы трудились над сценарием?

— Материала довольно много, исходя из этого нужно осознавать: ты про что? Я — про русскость. Про то, как иудеи уходили в русскость (либо грузины, либо немцы).

Это уже сужает. Позже имеется масса шагов, каковые были сделаны наряду с этим переходе. К примеру, в то время, когда иудеи в первый раз массово в истории получили фамилии и назывались а также по заглавиям местечек. Вот имеется Броды — бывшее местечко, районный центр нынешней Львовской области. А в том месте брод через реку Бовдурка, по которой когда-то проходила граница с Австрией. Из этих Бродов в русскую жизнь вошли Бродские, и их довольно много, весьма различных.

Это и XIX век, и XX, и XXI — от сахарных королей до нобелевского лауреата по литературе. Иосиф Бродский в собственных интервью сказал, как он осознаёт эти корни: родовая фамилия, полученная по указу Александра I, окончательно оставляет память о том, что когда-то они жили в этих самых Бродах.

Фото: Денис Леонов

— Но приходилось от чего-то серьёзного отказываться?

— Нет. В случае если имеется серьёзная вещь, ее необходимо забрать. Само собой разумеется, существует опасность избыточности.

Запрещено утонуть, необходимо забрать какую-то одну фамилию и так ее детально развернуть. Вторая уже не влезет. По законам допустимого количества восприятия, если ты уж берешь Левитана, ты, разумеется, не берешь его современника Антокольского, скульптора.

— А то, что фильм выходит в кинотеатральный прокат, воздействует на ваш подход?

— Нет, он все равно делается как телевизионный фильм. Имеется ведущий в кадре, чего нет в кино, предназначенном для кинотеатров, имеется прямое обращение меня к зрителю. Это совсем другое дело. Легко техника на данный момент такая, что телесъемка возможно продемонстрирована где угодно. Раньше, в то время, когда был «бетакам», картина не выдерживала громадного экрана.

на данный момент в мире бум нон-фикшна, документальное кино на данный момент пользуется спросом. Кроме того в игровом кино весьма начал цениться титр перед фильмом «Основано на настоящих событиях», как в «Выжившем», к примеру. «Вот так оно и было». Почему-то людей — может, перекормили их заведомо придуманными историями? — по окончании всяких «Аватаров» тянет наблюдать на как бы невыдуманное, не смотря на то, что на самом-то деле для экрана разукрашенное. Вот так он полз? Да-да.

И вот так его медведь? Да? Да-да-да. «

Была вот такая английская дама-премьер — в самом деле металлическая?»

— Как думаете, в чем обстоятельство таковой тоски по действительности?

— Не знаю совершенно верно. Но, без сомнений, на данный момент документальное кино пользуется спросом больше, чем 15 лет назад. Тогда представить, что это будут показывать в кинозалах, было нереально. Не лишь вследствие того что не было для того чтобы качества картины. С второй стороны, меньше стали смотреть в эфире. В случае если наблюдают, то уже позже в интернете. Представить себе, что по телевидению продемонстрируют вечером документальный фильм, а на следующий сутки его будут обсуждать, как прежде бывало?

Для того чтобы уже нет.

— Тогда кто же ваш зритель?

— Кому-то увлекательна эта тема, а у кого-то бабушка — еврейка. Кому-то вследствие того что это занятно поведанная современным языком история, увлекательные экранные приемы. Запрещено высчитывать какую-то конкретную узкую аудиторию.

Так не не редкость.

— Вы смотрите за тем, что в мировом документальном кино происходит? Что вас впечатлило?

— Все, что снял Мур, — это как гражданская журналистика, то, чего совсем нет в России. Это весьма впечатляюще. Это его миссия, которая нужна нации. Видно же, что это пользуется спросом. Видно по его горячности, видно, что это норма — так обращаться к публике, так заявлять о себе. Помимо этого, огромное количество снятых в последнее время игровых байопиков, в то время, когда Мэрил Стрип играется Тэтчер (а Тэтчер еще жива кроме того).

Либо ДиКаприо, играющий Гувера, главу Федерального бюро расследований. Это также потрясает как публичный феномен. Какого именно размера бюджеты, какого именно уровня актеры, дабы поведать: был у нас в стране пара десятилетий таковой шеф Бюро расследований, что это был за монстр, либо времена тогда были монструозные. А была вот такая английская дама-премьер — в самом деле металлическая?

Кто имел возможность представить раньше, что это будет завлекать огромную аудиторию?

У нас был в СССР период малокартинья, в то время, когда Сталин сделал вывод, что необходимо показывать назидательные фильмы про различных знаменитостей, и это кино наблюдали не хорошо. Реально все ходили на трофейные безыдейные фильмы и наблюдали какую-нибудь «Девушку моей грезы» либо «Тарзана», а не «Нахимова», к примеру. Не смотря на то, что это хорошая работа, добротно снятая. Ну, легко скучно сделанная. Казалось, что данный жанр ни при каких обстоятельствах не возвратится. А уж быть блокбастерным?

Вот до чего людям весьма интересно «так это было на почва».

На съемках фильма

— Все-таки главная цель вашего фильма просветительская?

— Самоцелью есть то, что люди наблюдают. Вот и все. А просветятся, впечатлятся, задумаются, отдохнут — ну, мало ли с каким настроением они выйдут из зала! Это непредсказуемо. Наблюдают — и достаточно. Это само по себе полезно.

А эффект зависит от людской восприятия. В одном зале найдутся зрители, каковые отнесутся к фильму по-различному.

— Фильмы про грузин и немцев также будут реализованы? Вы уже ищете партнеров?

— Для меня основное — придумывание. Отыскать партнеров, деньги, возможности — это следующее. По причине того, что если не придумано, то чего и искать кого-то?

А в случае если придумано — найдутся. Основное, что я осознаю тему, я желаю ее сделать, я воображаю, как ее возможно сделать в жанре документального телефильма.

Второй и третий фильмы трилогии «Русские иудеи» готовьсяв декабре. По словам Парфенова, практически все сцены отсняты. Остались столичные эпизоды и две командировки, на Соловки и в Екатеринбург.

Так что по окончании новогодних каникул стоит ожидать новую премьеру. В случае если первый фильм заканчивается 1917-м, то второй поведает о советской юдофилии и охватит время с 1918 по 1948 годы. В третьем фильме советские иудеи, разочаровавшись в коммунизме, становятся активной частью диссидентского перемещения. Эпиграфом к картине, как говорит Парфенов, станет фраза Солженицына «Без иудейской горячности русский большевизм, еще и сам старея, по-русски оленивел, обрежневел».

Закончится финальная часть трилогии началом 1990-х, в то время, когда произошёл массовый финал, а вопрос выбора между еврейскостью и русскостью прекратил существовать в прошлом виде.

Создатель Дарико Цулая

Леонид Парфенов о своем блоге и премьере «Русских евреев» на YouTube


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: