Рецензия к фильму «облачный атлас». симфония духа
Когда-то Дуглас Адамс в собственном Ресторане у финиша Вселенной обрисовал однупрезабавную вещицу, которая в переводе Валерия Генкина получила названиеТотальный Вихрь. Эта была установка, суть которой заключался в том, чтобыпоказать раздельно забранному существу в один момент всю Вселенную, во всем еемасштабе и многообразии. Действительно, побочным эффектом от данной демонстрации являласьсмерть этого самого существа от осознания им собственной ничтожности на фонемироздания, но это частности.
И или Вачовски с Тыквером, или сам ДэвидМитчелл, "Наверное," вдохновлялись Адамсом, потому, что Облачный атласпроизводит чувство попытки создать что-то подобное Тотальному Вихрю. Скольбы грандиозно это ни звучало.
К счастью, режиссёры и автор показали поотношению к нам – да и к самим себе – подлинное милосердие. атлас не рискуетзатрагивать вопросы и тайны Творения, предпочитая им раскрытие человеческойнатуры. Иначе говоря к линии мир, нам бы с собой для начала разобраться! Иуже на этом поле, почувствовав потенциал собственных возможностей, разворачиваетполномасштабные боевые действия: начинаются безжалостные ковровые бомбардировкисознания и массовые зачистки клеток мозга.
Но у вас остается хоть какой-тошанс выжить, что, согласитесь, всяко лучше возможности неминуемой смерти отпонимая Всего и Сходу. Но это так, к слову.
Но, не обращая внимания на целый своймасштаб и очень нескромный хронометраж, машинально отсеивающий всех слабыхдухом и телом, Облачный атлас – воистину свободный проект – вызывает некоечувство, которое возможно грубо охарактеризовать словом уют. Кинозал на триволшебных часа как будто бы делается родным домом, в окно которого вы смотрите напроносящиеся мимо эры, сидя в кресле и мирно попиваячто-вы-там-приобрели-себе-в-фойе.
Различные государства, различные времена, различные люди,различные истории – такие различные, и в один момент такие похожие – принимают вас всвои объятья. Как будто бы все эти повести уже когда-то, в глубокой древности, видел,и вот сейчас освежаешь их в памяти. Трехчасовое дежавю.
Кто-то, само собой разумеется,увидит, что, по всей видимости, обстоятельством этому являются шесть не самых выдающихся историй,лежащих в базе фильма. Что оригинальностью они не блещут, что все это неоднократно ине два было видано и ранее в самых различных творениях мирового кинематографа, а доэтого – в произведениях поэтов и писателей. Исходя из этого и думается привычным светло синий, чуть ли не с прошлых судеб. А кто-то отыщет в памяти, что все сюжеты мирастали банальщиной еще до рождения главного храбреца первой истории.
И что тот жеАватар, например, свежими идеями не фонтанировал, что не помешало ему вкратчайшие сроки стать культовым фильмом.
Вторые кроме этого не преминутвоззвать из небытия такое редкое в наши дни явление, как душа фильма,бессовестно ласковое и хрупкое, требующее почтительного обращения с собой. Этаудивительная, незримая вещь, достигаемая съемочной командой методом кропотливойработы и ритуальных танцев с бубном около площадки, пропитывает ленту полностью,поперек и на протяжении всего хронометража. Узкая материя, что не только наделяет фильмсобственным характером, но и выделяет его среди всей другой массы проектов,каждый год радующих либо огорчающих обитателей отечественной маленькой планеты.
Чтоназывается работа, проделанная с любовью и нехилой таковой долей таланта. Именноэтим Вачовски с Тыквером и другими сопричастными, впредь до младшего помощникаразносчика пиццы для уборщика, наградили необычное сплетение шести на первыйвзгляд обычных историй. Более того, из всех вероятных способов ихпостроения они выбрали самый сложный, рискованный и неверный источнику,но и появлявшийся самый эффектным благодаря подобающему выполнению: историиидут параллельно друг другу.
Благодаря монтажу, для которого кроме того Оскарможет появляться недостаточной призом, Облачный атлас оказался не толькоцельным и законченным, но и гармоничным фильмом с просто бешеной динамикой.Синхронные завязки, развязки и кульминации разбавлены поочередным повествованиемразличных отрывков, на протяжении которых перед терпеливым и вдумчивым зрителемпостепенно выстраивается неспециализированная картина каждой истории. Калейдоскоп то набираетобороты, то сбавляет темп: главные моменты дружным скопом проносятся за минутыи мгновения, похищая у зрителей остатки воздуха из легких, каковые приходящий насмену размеренный темп дарит обратно. Все это формирует чувство, словно бы таймлайнырегулярно видятся, дабы обсудить что-то ответственное – наподобие очередного вопроса оприроде человека – и расходятся, чтобы любой из них дал личный ответ наэтот вопрос.
И это не обращая внимания на то, что сюжетно все они связаны междусобой только узкими нитями, которыми лишь возможно связать различных людей разныхэпох: артефактами. Письма, книга, ежедневник, фильм, грамм-пластинка, сам человексо собственными воспоминаниями – из последовательности выбивается только последняя история, в которойв роли нити выступает верование. Могущественное эхо прошлого плюс переселяющиесядуши – все это совместно, все эти еле зримые подробности и создают ту самую воздух,что выражается в напечатанной на постерах фразе Все взаимосвязано.
И,как будто бы включаясь в данный поток, любой отыщет тут собственную историю, быть может и неодну. Ту самую, что прикоснётся за живое и приведёт к наибольшему интересу, что временамибудет казаться и вовсе родной. Драма, юмор, борьба, поиск, любовь – естественнаяв случае Облачного атласа полижанровость все равно, вопреки всему, сперваозадачивает разум, а после этого подчиняет его, приковывая к себе внимание.
Но чтосамое необычное – это то, как атлас, именно поэтому, играется на струнахдуши, взывая те либо иные эмоции, иногда диаметрально противоположенные. Тохаотично, то последовательно, но неизменно мощно и с пугающей скоростьюпроисходящее на экране приводит к улыбке, тревогу, слезы и смех, грусть и радость,любопытство, ужас, восторженность и другое, время от времени думается, что вообщевсе вероятное. В полную силу.
Непременно, самой захватывающей и,в один момент, наивной возможно назвать историю Сонми-451, искусственнойприслуги из антиутопического будущего. Вот уже где, казалось бы, штампыразвернулись в полную силу: начиная от амурной линии и заканчивая революционнойс финалом, скажем так, далеко не самым уникальным.
А уж глядя на концепциюобщества Нью-Сеула, Майкл Бэй с Олдосом Хаксли в обнимку рыдают навзрыд отумиления, пока Курт Уиммер, присматриваясь к мелочам, злобно хихикает в кулак, аГарри Гаррисон, лениво почесывая затылок, вспоминает экранизацию одной своейкнижки. В действительности же, временами она, эта история, думается чуть ли нелокомотивом всей ленты.
Дело тут отнюдь не в приятно поразившем посредифильма экшене – кстати, бодром, эффектном и качественном. Обстоятельство тут втом, что именно в данной истории сплетается большая часть идей, сквозящих в другихчастях мозаики, словно бы целый отраженный в них человеческий опыт, словнопредчувствуя будущий финиш света, гейзером ударил ввысь, озарив собой последнихсвидетелей пика людской цивилизации, простите за пафос. Причем еслиосновной постулат мировоззрения основной героини высказывается вслух – и имеетопределенные неспециализированные черты с мыслями V значит Вендетта тех же Вачовски, то всепрочие раскрываются через действия, поступки и мотивацию персонажей.
Кстати о высказанных вслух мыслях, концентрирующих в себе сущность каждойповести. Кое-какие назовут их недочётами – через чур очевидным, топорнымстремлением донести план до весов, другие – кульминационным моментом, логическизавершающей историю. Очевидно, остается только решить кто из них прав, а ктоотстаивает собственную версию правды – причем каждому для самого себя.
Действительно, один временной отрезок все-таки выбивается из этого правила,заявляя о себе как об исключении: речь заходит о постапокалиптике, которая сутьсамая необычная и необыкновенная часть повествования. Другой раз ее кроме того хочется назватьаутентичной: разобраться, в чем же тут соль сложнее всего, так какконкретных ориентиров, как в прошлых эрах, не дается. Нас лишьпериодически, опять и опять, забрасывает на злосчастный остров, как вкакой-нибудь философской притче.
Дабы понять все случившееся, происходящее ито, что еще не случилось, заодно размазать по местной флоре узким слоем нервы испинной мозг, а после этого соскрести, запихнуть обратно и возвратиться снова в прошлое,догонять. Такое необычное чистилище, но необычным образом притягивающее ксебе, по-своему приятное и радушное.
В противовес последним людям,главный герой первой истории ведет ежедневник, в котором перед нами разворачиваетсяборьба несложная, понятная и ветхая, как мир – борьба за свободу. Но в случае если та жеСонми-451 борется скорее за ее ментальные, в чем-то эфемерные нюансы, то здесьбеглый раб жить и трудиться так, как желает он, а не кто-либо второй.И эта простота подкупает.
Монолог о том, чей взор посильнее и рвение идти доконца, или до победного, или до летального, пробуждают в главном героенеобходимость переосмыслить личные взоры, бывшие столь абсурдными, стольпримитивными – иначе говоря мировоззрение его эволюционирует. А отчаянныйриск, возможно сообщить ва-банк сводить совместно двоих совсем различных людей,как будто бы сама будущее, так что дружба приносит обоим спасение – в буквальномсмысле.
Самая ужасная история касается писем из Зедельгема, вкоторых, в предвестии Второй мировой войны, юный композитор раскрывает душу своемулюбовнику. Рвение к совершенству творчества и свободе самовыражения загоняетего в угол, из которого остается выход обратно к пустоте, либо же к славе хужезабвения. хороший пример того, что мастерство требует жертв, в особенности таких,каковые по неопытности живутв мире мечт, отказываясь опускаться допрозы.
Вся эта драма сопровождается классикой во всех ее проявлениях, из которойпо велению авторов особенно выделяется секстет с романтическим названиемОблачный атлас. Так легко из головы его не выбросишь: напоминать о том, как жеон красив, и как же мало хорошей музыки было в самом фильме в целом, онбудет и по окончании того, как кинотеатр окажется на большом растоянии сзади.
Да и вообщевесь фильм – один из тех, что длятся по окончании титров, не отпускаютвзбудораженное сознание еще многие дни спустя, практически насильно принуждая вернутсяв зал на повторный сеанс. Что, честно говоря, выясняется необходимопрактически на физическом уровне: один-единственный просмотр Облачного атласаравносилен беглому просмотру сюжета книги в кратком изложении, вместо того чтобывзять ее саму, и, с карандашом в руках, проштудировать от корки до корки. Акрасота оболочки вкупе с манерой ее подачи очень сильно содействуют возвращению вэтот калейдоскоп судеб.
О, да, как же приятно произносить эту фразу:визуально фильм красив», попутно вспоминая самые яркие моменты. Декорациии художественное оформление не просто на высоте – на наибольшем уровне, так чтопоработавшие над этим ученые трудились не напрасно – осталось только выпытать у нихсекрет перемещений во времени. Сан-Франциско 70-ых и Британия отечественных днейвыглядят столь же конечно, сколь и тихоокеанский парусник девятнадцатоговека либо выстроенный на обломках ветхого города мегалополис дней будущих.Воссоздание на экране столетий прошедших и будущих воистину впечатляет,оставляя чувство, словно бы вправду совершил путешествие с предсветовойскоростью около Почвы и через ее время, возвратившись точно под титры.
Возвращаясь к описанию кусочков мозаики, приятную щепотку детективавносит расследование Луизы Рей, в котором готовая на все, кроме того насамопожертвование журналистка противостоит сильным мира этого. Причем еслинепосредственно сам детектив тут, что именуется, на троечку, а исполнениеинтригует ровно так, дабы не разрешить заскучать, то все другое – отперсонажей и до ответов на вопросы, включая, а также, и воздух,превосходит по этим показателям многие другие повести. Отточенная завершенностьи громаднейшая сообщение с прошлым превращают эту историю в самая близкую к нашейдействительности – и это не обращая внимания на наличие и время действия временного отрезка2012 года.
Что же до конкретно отечественных дней, то тут авторы то лислучайно, то ли ядовито усмехаясь, перевоплотили их в откровенное шутовство. О, какнесерьезна современная цивилизация! Но чертовски самокритична. Юмористическиепаузы, забавные и просто уморительные, из которых эта часть состоит полностью иполностью, бьют наповал. Тёмный юмор, абсурдный, гэги, легко нелепые обстановки испособы храбрецов выпутываться из передряг – целая комедия положений!
Возмездиеи побег, выбор и свобода – кроме того тут присутствуют философские нотки, но своевременно просмотра совсем не до них! Через чур уж занят утиранием слез хохота,до тех пор пока имеется возможность, между таймлайнами других историй, понять,что не так уж не хорошо ты и живешь – тебя, по крайней мере, родственники обожают.Возможно. В любом случае, без этого потрясающего отрывка Облачный атласвыглядел бы хмуро и безрадосно аки принцесса в ожидании принца.
К нашему жесчастью – вот он, принц!
Все эти бесшовно связанные между собой истории,о которых, в приступе энтузиазма, нереально не поведать, захватывают дух, ана самых впечатлительных зрителях и вовсе выжигают единое клеймо, так что те стого момента целиком и полностью принадлежат этому фильму. Но что имеется события, любыхмасштабов, как не действия людей?
О Томе Хэнксе рассуждать ненужно –он Том Хэнкс, и этим все сообщено. Человек, чье имя уже давно трудится на него.Поразительно хочется начать расписывать то, как он пугающе совершенно верно вживается вкаждый образ, облагораживает целый фильм одним своим присутствием и потом попунктам, но, при таком раскладе, сам старина Том возьмёт полное моральное правопоступить со своим критиком кроме этого, как и один из его персонажей поступил сосвоим. А это больно.
Так что ограничусь только тем, что он – Том Хэнкс.
Хорошую кампанию ему составила Холли Берри, самый яркопроявившая себя в последней истории. А по большому счету, больше чем ей экранного временидосталось лишь персонажам Хэнкса – и что на одно, что на второе легко грехжаловаться. Красивая и ясная в любом виде, включая белокожий, онаявляет собой, пожалуй, самый яркий (белый, в случае если желаете, таковой вот у Вачовски сТыквером добропорядочный юмор) образ.
Исцеляющая, воодушевляющая, открывающая,выручающая, готовая пожертвовать собой для неспециализированного блага, с чистой и решительнойдушой, к которой нереально не проникнуться теплом и симпатией.
Необычным противовесом ей стал Хьюго Уивинг, систематическийуничтожитель и угнетатель, ставящий превыше всего закон, а превыше законаинтересы власть имущих. Консервативный и бессердечный, которого остановить можетразве что смерть – да и та ненадолго. Воплощение упорядоченного хаоса и какой-тохтонической неприязни ко всему живому, неживому и промежуточным звеньям.
Ивообще прекрасная сущность. Меньше, агент Смит.
И его условный напарник– Хью Грант. Вот уж кто замаскировался как ниндзя, простите завыражение. Хаос бессистемный, незримый неприятель, немногословный основной Шеф либо жепросто по-своему заботливый братец, а самое основное – человек, на которомгримеры оторвались по-полной.
Причем в случае если, к примеру, в детективе его еще узнатьможно – из грима разве что тональный крем, то во всех остальных ролях придетсяизрядно напрячь глазные яблоки и внимание.
Раз уж обращение зашла о гриме, торабота тут была проделана воистину большая. Местами, само собой разумеется,присутствуют заметные огрехи, местами – пластические врачи поработали наславу, так что возможно только ломать голову, как актеры на такое дали согласие.Изменялся темперамент, изменялся уровень выполнения, изменялись национальность, цветкожи а также пол (бедный, бедный Уивинг). Но в целом – и это самое основное –гримеры попытались на славу (а кто этого не сделал – отыгрался на Хью Гранте),благодаря чему все эти бессмертные души, обретая новый вид со ветхими чертамилица, выглядят не искусственно, а в полной мере натруально.
Возвращаясь кактерам, Джим Броудбент показал не меньшие чудеса перевоплощения, чем егоколлеги, не говоря уже о таланте комика, без которого Тимоти Кавендиш был бы неболее чем дутым клоуном. аккуратность и Изящество, с которым актер вырисовываетмимикой характеры персонажей, нечайно пробуждают к нему уважение. Те же, кто покакой-то причине в первый раз встретился с ним на экране в громадных ролях, скоро осознают,из-за чего он есть обладателем большого количества призов.
И приятнымсюрпризом стала Сюзен Сарандон, чье мимолетное появление на экране совсем нелишний раз украсило картину.
не меньше достойно представлена и молодаягвардия в лице Бена Уишоу, Джима Стерджесса, Джеймса Д Арси и Пэ Дуны. Каждыйиз них устроил полную отдачу, выложившись по-полной. ЧувственныйУишоу-композитор, хрупкий и ласковый подобно даме, вызывающий неподдельныежалость и сострадание – одно из самых броских выступлений.
Просвещенный и отважныйСтерджисс, примеривший на себя костюмы добропорядочного юриста и не менееблагородного влюбленного шпиона. Печальный и освещенный пламенем истины Д Арси –пример человека, которому нечего терять и человека, на которого снизошлоосознание всей сути.
Последний угасший и первый обращенный, последнийпредставитель ветхой эры и первый представитель новой. А Пэ Дуна и вовсебессовестно похитила у сотрудников по площадке торжества и историю переворота духасреди небоскребов бессердечного будущего. Всего одна большая роль, благодарякоторой ее вспоминаешь в числе первых, в то время, когда мысли в очередной раз возвращаютсяк атласу.
Из других же грех не выделить Дэвида и Кита Дэвида Гяси, двухчернокожих актеров, появлявшихся страно колоритными и запоминающимися всвоих ролях.
Облачный атлас – без преувеличения один из самыхамбициозных проектов в истории кино по большому счету. Причем выражается это не столько вмасштабе сюжета и постановки – большом, прямо скажем так – какое количество в попыткеобъять необъятное.
Широта мысли тут временами достигает критической отметки: ини в коем случае не верьте тому, кто сообщит, словно бы у фильма один основной посыл.Жажда, которая посильнее мудрости; неостановимая эволюция человеческого духа;неслучайные хитросплетения людских судеб; рвение к свободе; стремлениек правде; рвение к лучшему – все это имеет тут место, и притом ничтотолком не превалирует. И это не говоря уже о целом последовательности побочных, вытекающихпостулатов, кладезя и идей разных емких и метких фраз.
Временами и вовсекажется, что Облачный атлас пытается стать Библией в сфере человеческойнатуры. Кроме того больше: пытается стать безграничным.
Его возможно сходуполюбить всем сердцем. Над ним возможно брезгливо подшучивать. О нем можносокрушаться.
Но равнодушным не останется никто. Печальный и забавный,вдохновляющий и таинственный, бодрящий и интригующий, данный по-настоящемуэпический проект, думается, вместил в себя все, что лишь может испытатьчеловек. Миллионы капель, из которых состоит отечественный океан.
Жизнь, как она имеется, вовсем собственном многообразии. И нереально не поверить Дэвиду Митчеллу, своеобразноперефразирующему Джона Донна из эпиграфа к По ком звонит колокол – ведьвоистину, все взаимосвязано.
Да и, в итоге, шесть полноценныхфильмов по цене одного – такое предложение легко грех пропустить!
Создатель: Роман Волохов