Рецензия к фильму «прометей». вопросы без ответов
Кто их обожает? Но некоторыми из них, вопреки всему, люди продолжаютзадаваться из поколения в поколения, безо всякой надежды найти когда-либоответ. Все эти “Кто мы?”, “Откуда?”, “Для чего?” и вот данный, самый любимый – “Вчем смысл жизни?” уже много лет будоражат умы самых различных представителейчеловечества.
Кое-какие из них пробуют подобрать к этим ответам ключи черезнауку – и небезуспешно, другие же, более творческие натуры предпочитают этиключи создавать, а правильнее выдумывать сами. Ридли Скотт, титан Голливуда,постарался было примкнуть ко вторым. Не получилось.
Перед тем как начатьразбирать фильм, грех не покопаться в нелегком деле его производства. И речьздесь отнюдь не о съемках в далекой Исландии – не смотря на то, что частично и об этом также, а оновостной шумихе и промо-кампании, каковые предшествовали появлению огненосца наэкранах. Давайте освежим память.
Вначале были противоречивые сведения о самойзадумке – то ли приквел, то ли сиквел, то ли спин-офф “Чужого”, в противном случае и вовсесамостоятельный проект. Забегая вперед, все ограничилось только многочисленнымиотсылками и проливающей на кое-какие вещи свет развязкой.
Позже началипоступать противоречивые сведения уже о проекте: изменялись роли, менялиськонцепции, завеса тайны над грядущим творением начала медлено и со скрипомприоткрываться. Ну а по окончании началось то, что разогрело ожидание фильма дотемпературы Солнечного ядра – реклама. В первую очередь, это, очевидно, былиблестящие вирусные ролики: выступление Питера и реклама андроида Уэйланда немогли не развеять тяжёлые думы кроме того самых критически настроенных скептиков.
Еще одной жемчужиной – пускай и имеющей вызывающие большие сомнения корни и по большому счету,в полной мере быть может, заплывшей ко мне из другого моря – явился выложенный в сети якобысюжет “Прометея”, которой хоть и был, в конечном счете, липовым (кто еще нечитал, опасаясь спойлеров? Имеете возможность затевать), вместе с тем может похвастатьсявыкрутасами, настоящему “Прометею” и не снившимися. Это уже не говоря омощнейшей, мозгоразрывающей рекурсии, из которой он состоял, а также тени которойнет в вышедшей на экраны картине.
Наконец, в движение отправилась тяжелаяартиллерия, и без того выжженные участки зрительских сомнений перевоплотившая вчереду котлованов, устроив на Земле мелкую Луну – речь заходит о тизерах итрейлерах, в которых и музыка, и антураж, и мелькающие кадры кричали, орали,визжали наперебой о том, какая махина за ними стоит, и в какой, поэтическивыражаясь, кровавый фарш эта махина перевоплотит всех собственных соперников. Даженесмотря на собственный рейтинг.
И вот, владея столь широкими предпосылками кшедевру, гремя своим киломегатонным потенциалом и распугивая недругов инедоброжелателей созданным около себя только хорошим образом намировые экраны вышел долгожданный Прометей, чтобы нести нам всем светпросвещения и качества, пламя Кинобогов, пламя Киноолимпа.
Но местофакела заняла спичка. Со всеми вытекающими.
Итак, начинается Прометей,и нам демонстрируют зарождение судьбы на Земле по Ридли Скотту – чем моментальноубивают хорошую половину интриги. Вдвойне жалко оттого, что эта сцена значительно,значительно лучше смотрелась бы в заключении, чем в виде пролога – при ее-товеликолепии! Пейзажи а-ля “Дискавери” (благодарю, Северная страна!), каковые подвеличественную музыку демонстрирует планирующая камера, захватывают дух с первыхже кадров.
Вид Создателя (еще минус 250 очков интриге, потому что их наружность такжебольше не есть тайной, покрытой мраком миллионов лет) внушает одновременнотрепет и интерес, так что оторваться от его плавных, и одновременно с этим отточенныхдвижений легко нереально. И все это – на фоне шикарного водопада.
Потом уже идет будущее, и на некое, непродолжительное, но прекрасноевремя картина легко отдает “Космической одиссеей” Кубрика. Коридоры и холлыПрометея, наполненные хорошей музыкой и блуждающим в благостном одиночествеискусственным Фассбендером, расслабляют и успокаивают легко безмерно, отчегодальнейшая неизбежная возможность апокалипсиса в пределах раздельно забранного суднавыглядит легко нереальной, призрачной.
А самое основное – это все простоидеально подходит образу Андроида, составляя необычный интерьерный портретоного, его отражение в декорациях. Словом, загляденье, немногословная имногообещающая сказка.
А по окончании а лучше бы и не было всего “По окончании”.Лучше бы старик Скотт обломал всю мировую общественность, на пятнадцатой минутезапустив в один момент титры, те участки и многочисленные дебаты мозгов миллионовлюдей, что несут ответственность за воображение, на полную катушку.
Но, увы – “По окончании”все же имеется.
Итак, основная неприятность грандиозного “Прометея” – это егосовершенное неумение балансировать. В этом случае – на узкой грани,отделяющей коммерцию от мастерства. В случае если же сказать более конкретно, тограндиозный “Прометей” грандиозно навернулся на эту самую грань, похоронив ееконтуры под собой.
Он пробует смотреться одновременно страшным иглубокомысленным – и понятия эти, не обращая внимания на все ухищрения сценариста ДэймонаЛинделофа, садиться совместно в одну лодку категорически отказываются, предпочитая этомубодрое перетягивание каната. Скотт же с подачи первого, решил продолжитьсовмещать не хорошо совмещаемое, в следствии чего произошло ужасное: кошмары, равнокак и “моменты истины”, в основном не покрывают тело мурашками и гусинойкожей, приподнимая волосы дыбом.
На все – и на сражение целой команды смутировавшим товарищем, и на великие открытия (каковые, если судить по тому, как ихпреподносят, не великие и не такие уж открытия) – наблюдаешь помой-му с интересом,но, в случае если так возможно выразиться, “без искры”. Нет, не драйв, и не интрига, и незрелищность тут ни при чем – легко все около выглядит несложным. Несмотря нато, что пробует кричать об обратном.
Не отыскать в памяти тут “Чужого” простоневозможно. Что в том месте, по сути, сделал Ридли? Сделал ставку на кошмар, на ужас,на жёсткую основную героиню. Что оказалось? Классика, вопрос и был риторическим.Из-за чего сейчас он не решил повторить пройденное – неясно. То ли боязньсамоцитирования, то ли творческого кризиса, то ли попытка подняться на новуюступень и перевоплотила лестницу в горку. В любом случае, совместить “приятное” с“нужным” у него не хорошо оказалось.
Но самое тут ужасное содержится втом, что это самое “нужное” тут совсем безтолку. Ближе к финалусценарий делает финт, что не только не раскрывает ответы на накопившиесявопросы, но, как будто бы издеваясь, подбрасывает все новые и новые, так что к финалуостается только самому домысливать, что же и почему в том месте задумали и исполнилиСоздатели. И как раз тогда осознаёшь, что данных в самом фильме водянистыхоколофилософских подсказок не хватит, с какой стороны ни взгляни.
Потом, сценарные косяки в действительности выясняются не такими уж и косяками,но при одном условии, а правильнее – допущении: никто из членов экипажа Прометеяпрофессионалом не есть. Не обращая внимания на дорогостоимость экспедиции, несмотря наспонсирование со стороны одной из наибольших земных корпораций, не обращая внимания на ееважность как с научной, так и с философской точки зрения, борт Прометея можетпохвастаться только одним экспертом – да и тот, действительно, не человек.
Но,слово любители тут кроме этого малоуместно. Студенты. Студентов со старших курсовотправили прямиком в адово пекло наслаждаться судьбой.
А в противном случае никак не объяснитьсовершенно идиотские, для посланных на столь важную и тяжелую миссиюлюдей, поступки.
О самих персонажах наподобие и хотелось бы подробнеерассказать, но что? Единственный, кто в том месте по-настоящему выделяется – этоФассбендер со своим андроидом. Возможно еще добавить ко мне Нуми Рапас и ее ЭлизабетШоу, но она проигрывает Рипли по всем статьям. Возвращаясь к Фассбендеру – онвновь доказал собственную актерскую состоятельность.
Его блестящее выступление,продолжая традиции Яна Бугра, наделило собственного псевдоживого храбреца перемещениями,жестами, речью и мимикой, каковые режут собственной неестественной выверенностью, пугаяиной раз почище очередной ксеногадины. Что тут еще сообщить? Единственный храбрец,что, при всей собственной неоднозначности, вызывает хоть какие-то родные ксимпатии эмоции.
Частично “Прометей” выручает техническое выполнение,которое тут, без преувеличения, на высоте. Что виртуозная операторская работаДариуша Вольского, что дьявольские аккорды Майка Страйтенфельда в равной степениусиливают эффект от пейзажей и декораций, величественных и грозных, таинственных ипугающих совсем не под стать сценарию. Освещение, твари, постановка сцен и,что важно – качественная, глубокая 3D картина.
Но самыми эмоциональными –и в техническом, и в сюжетном замыслах – моментами “Прометея” являютсянемногочисленные, но исправно эффектные и практически зомбирующие появленияСоздателей. Что в начале, что в конце, что голограммы в середине – островкиИстинной техно-мистики в океане дремучей пародии на интригу и Ужасные Тайны.Уже для всего этого стоит сходить на “Прометея”, чтобы насладиться с полнаполумертвым миром второй планеты, не покидая зала.
Подводя результат,разрешите мне все таки высветить напрашивавшийся сначала дисклеймер:завышенные ожидания – вот, пожалуй, основная (по окончании грациозности мамонта)неприятность “Прометея”. Ожидать от него мессию, возобновляющего космический хоррор идоказывающего возможность денежной состоятельности аналогичных проектов сподобным рейтингом, ненужно. Маловат.
Полноценной философии, равно как иполноценных кошмаров также нет. И нельзя сказать, что они присутствуют видеально-равных пропорциях: их легко поровну мало. Иначе говоря ожидать, какя ожидал, зрелища, облагороженного совершенством небожителей, запрещено.
Потому что впротивном случае чувство, как, но, и наслаждение от фильма получитьтолком так и не окажется.
Это легко sci-fi. С претензией на пафос исмысл. Легко хоррор.
Создатель: Роман Волохов