Сергей лобан: «мы думаем, где снять джеральдин чаплин»
Сергей Лобан стал триумфатором Столичного интернационального кинофестиваля. Его фильм «Шапито-шоу», выходящий в прокат, был награжден особым призом, а глава жюри Джеральдин Чаплин, чествуя Лобана, прямо на сцене вынула из бюстгальтера собственную визитку и попросила звонить и приглашать сниматься. «Около ТВ» пообщался с режиссером.
Для справки: Сергей Лобан скрывается от публики за чёрными стеклами очков и предпочитает сказать «мы» вместо «я», подразумевая объединение деятелей исскуства «СОБСТВЕННЫЕ-2000» – коллектив парней, каковые снимают кино, играются в театре и выдумывают необыкновенные культурные проекты.
– Итак, Сергей, позвонили ли вы Джеральдин Чаплин?
– Нет еще. Но мы без шуток думаем, в каком фильме ее снять, по причине того, что нельзя упускать такую прекрасную возможность.
– Вы говорили о том, что желаете продемонстрировать «Шапито-шоу» в Венеции, но в итоге – лишь ММКФ. Из-за чего?
– Нет, мы не готовили его к Венеции. Напротив, мы опасались, что в том месте его не осознают. Желали продемонстрировать в Каннах, но опоздали кроме того черновой вариант подготовить. А ММКФ – самая удачная для нас площадка.
Я изначально считал, что нам нужно в том месте быть. Во-первых, приятели смогли прийти и заметить отечественный фильм на громадном экране, а во-вторых, для пиара фильма ММКФ – респектабельная площадка.
– Кого вычисляли своим главным соперником? Знаю, к примеру, что многие члены вашей съемочной группы интересовались картиной «Сердца бумеранг» и приходили на премьеру.
– Да, мы наблюдали его… К сожалению, нам удалось взглянуть на этом фестивале мало фильмов: постоянная суматоха, общение с прессой. Взглянули, к примеру, испанский фильм «Волны» не полностью а также не думали, что он может стать победителем.
– Вы выяснили жанр «Шапито-шоу» как шар… Как такое по большому счету вам пришло в голову?
– Это не жанр, а структура. Отечественный фильм так как вправду круглый – за счет игры со временем. Его возможно наблюдать с любого места и в любой последовательности, другими словами крутить.
Мне думается, это успешная формулировка. Лучше и не придумаешь.
– У вас в картине имеется эпизод, в котором действующие лица спорят о фильме Михалкова «Утомленные солнцем». Сын говорит: «Не могу осознать, как гениальный режиссер имел возможность так опуститься, снять такое фальшивое кино». На что Папа честно негодует: «Опуститься?! “Утомленные солнцем” – это опуститься?! Тогда я совсем прекратил осознавать молодежь».
Весьма интересно, мысль упомянуть в диалоге Михалкова показалась уже перед ММКФ?
– Нет, само собой разумеется. Эпизод показался еще на съемочном этапе, но планировался не Михалков, а второй режиссер. Нам было без отличия, кого раскритикует Cын. Нам было принципиально важно, дабы это был важный живописец, что, согласно точки зрения многих, не соответствует собственной прежней крутизне. У нас были варианты, к примеру, с Германом.
А позже на озвучке показалась мысль с Михалковым, что в эту историю вписался идеально.
– А вы на чьей стороне – Сына, что осуждает Михалкова, либо Отца, что защищает Никиту Сергеевича?
– В этом случае я, само собой разумеется, на стороне Отца. Сын говорит явную глупость, притом делает это чтобы вернуть к себе потерянное в прошлых эпизодах уважение. Нам, само собой разумеется, не близка позиция, в то время, когда кто-то желает встать за счет критики другого, более значительного, чем он сам.
– Вы довольно часто рассказываете про храбрецов «Шапито-шоу», что они «лузеры и неудачники, каковые побеждают, как и неизменно». И не совсем ясно, вам-то эти храбрецы красивы?
– Нам, само собой разумеется, красивы. Более того, это мы сами. Мы никого не придумывали.
– Из-за чего в одной из частей фильма вы подняли тему Виктора Цоя? Не совсем наподобие понятный для интернационального жюри храбрец…
– По причине того, что Виктор Цой – это часть отечественной отечественной мифологии, и мы формированию данной мифологии желаем содействовать. Он был у нас и в фильме «Пыль», и, возможно, какими-то отголосками будет оказаться в следующих картинах.
– Вы вышли за пределы кино и начали в реальности раскручивать двойника Цоя – Рому Легенду, в сети ведете блог еще одного персонажа фильма – Киберстранника…
– Да, мы желали не просто снять фильм, а создать масштабный медиапроект и проследить, как смогут жить отечественные храбрецы в реальности.
– Как у Ромы Легенды складывается на данный момент карьера?
– До тех пор пока нечем похвастаться. До тех пор пока так же, как в фильме. (Смеется). Но сохраняем надежду, что прокат нам окажет помощь переломить обстановку.
– А чьи бы эрзацы вы желали создать еще? Кого вам не достаточно в отечественной культуре?
– Кроме того не знаю… Возможно, Вадима Шефнера…
– Сами вы, как я знаю, поклонник творчества Бориса Гребенщикова. Из-за чего он никак не фигурирует в ваших фильмах?
– (Радуется). По причине того, что Цой и Мамонов – это настоящие мифологические торговые марки, а Гребенщиков – фигура более сложная и комплексная. Мне думается, что в нем нет ясности и однозначной простоты, исходя из этого мифом ему становиться до тех пор пока рано.
– Знакомство с Мамоновым (Петр Мамонов кроме этого играется в «Шапито-шоу». – Прим. ред.) как-то поменяло вас?
– В какой-то момент он нам сильно помог. Все началось со спектакля, что отечественное объединение деятелей исскуства делало вместе с Петром. Многие вещи он нам прояснил, не смотря на то, что я не могу заявить, что он стал для нас преподавателем. Он сам действует интуитивно и растолковать может не все, но наряду с этим по окончании общения с ним мозг начинает соображать верно, и ты сам начинаешь осознавать, как нужно функционировать в театре либо в кино.
Мамонов стал для нас школой.
– А вдруг сказать о каких-то нравственных ориентирах?
– Нет, что вы! У Мамонова собственные дела, у нас собственные. Да и с нравственностью у нас все в порядке.
– Вы признавались, что вам увлекательна поп-культура. Одновременно с этим вас вычисляют броским представителем андеграунда. Как смогут сочетаться два этих явления?
– В поп-культуре нет ничего нехорошего. Самое занимательное происходит именно там, и помимо этого, это огромное поле для опыта. Вот, к примеру, «Шапито-шоу» – это синтез поп-культуры и андеграунда.
– Вы любите эпатировать. Это для вас игра либо вызов обществу?
– Это не совсем эпатаж. Это такая отечественная защита. Мы опасаемся людей, социума, ощущаем себя незащищенными и робкими. Отечественный эпатаж выходит из отечественной обороны.
С одной стороны, мы желаем стать известными, дабы иметь больше возможности развиваться, а с другой – терпеть не можем популярность и известность. В нас борются все время эти несоответствия и вырастают в такие формы.
– На закрытии ММКФ ваша съемочная несколько, само собой разумеется, выделялась: держались дружно, не снимали очков. Также было неуютно?
– Да нет, в том месте было нормально. Мы же были среди друзей и пьяные, исходя из этого было уже все равно.
– По большому счету складывается чувство, что вся ваша съемочная несколько – это закрытая тусовка друзей…
– Про друзей – действительно, но тусовка не закрытая совсем. Может, так думается, по причине того, что мы стараемся общаться лишь с теми людьми, с которыми движемся в одном русле и одинаково наблюдаем на мир. Думаю, так ведут себя все.
Мы создали экспериментально-творческое сообщество «Собственные-2000», которое именно и оказывает помощь его участникам признавать собственных друг в друге, поддерживать идеи друг друга… Но наряду с этим это не секта какая-нибудь, в том направлении всем творческим людям путь открыт.
– К слову, о творческих людях. У большей части вашей съемочной группы нет киношного образования, однако ваши фильмы приобретают призы интернациональных фестивалей кино. Выходит, чтобы заниматься кино, особое образование не требуется?
– По базам кинообразования отечественный опыт не ударит, но лишним образование не бывает (радуется). Быть может, мы развяжем руки тем, кто уверен в том, что неимеетвозможности заниматься кино, по причине того, что этому не обучался. Принципиально важно, дабы человек имел возможность осмелиться экспериментировать, не опираясь на вывод авторитетов.
– Вы довольно часто рассказываете о том, что человек прежде всего должен быть творчески свободным. Вы имеете возможность похвастаться данной свободой?
– Само собой разумеется. Меня ничего не сдерживает, не считая личных границ – тех, что выяснил я сам. А вот внешние вещи на меня не воздействуют.
– Популярность не помешает?
– Нет. Популярность обязана оказать помощь получить денежную свободу. Если она этого нам не позволит, то тогда и не нужна совсем.
Разговаривала Юлия Шершакова