Святой георгий

 Георгий Михайлович

22 октября около четырех часов дня умер заслуженый артист СССР Георгий  Михайлович Вицин. Гражданская панихида состоится 25 октября в 12.00 в Доме кино. Он завещал, дабы его похоронили в Переделкине.  Георгий  Вицин  появился 23 апреля 1918 года.

Закончил театральное училище при 2-м МХАТе, трудился в Театре-студии Николая Хмелева, после этого в Театре им. М.Н.Ермоловой (с  1936 по 1969 год), позже перешел в Театр-студию киноартиста. Сыграл в 88 фильмах (“Двенадцатая ночь”, “Женитьба Бальзаминова”, “Джентльмены успеха”, “Самогонщики”, “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”).

 С  1994 года не снимался, последняя картина — “Хаги Траггер”.Великим актером Вицина  именовали еще при жизни — неповторимый у нас случай. Не знаю, осознавал ли сам Георгий  Михайлович, что он вправду великий. По крайней мере слово это ну никак к нему не клеилось.В нем было так мало классических актерских качеств.

Не было самолюбования, пижонства, сибаритства, эпатажа, вальяжности. Но он владел свойством, совсем чуждым практически всем его сотрудников, — Вицин  неизменно с  иронией относился к самому себе. Кроме того на пике народного обожания и популярности оставаясь тем же застенчивым, смешливым и неординарно хорошим человеком. Он увлекался живописью и йогой.

И часто повторял, что юмор вот уже много лет подряд выручает его от суицида.

в один раз мне улыбнулась успех — Георгий  Михайлович Вицин  дал согласие на беседу. Это было самое неординарное интервью  на моей памяти.

Во второй половине 90-ых годов XX века Вицин  выступал в антрепризной программе “Около хохота” — “сборной солянке” артистов всех мастей. А в перерыве самые броские звезды программы — Георгий  Вицин  и Евгений Моргунов — фотографировались со зрителями в фойе театра. Совершенно верно не забываю — полароидный снимок в компании Труса и Бывалого стоил 75 тысяч рублей. на данный момент тяжело представить себе актеров для того чтобы масштаба, выступающих в качестве фона для памятной фотографии на коммерческой базе.

Но тогда время было иное. С  Евгением Александровичем Моргуновым я уже была знакома и подошла поздороваться. Надежды уговорить на интервью  Вицина  не было никакой — все знали, что он не общается с  прессой. Но волей случая рядом был юный, но легендарныйжурналист из другого издания.

Ему весьма хотелось мне угодить, а заодно и покрасоваться, блеснуть опытными качествами. И он сообщил: “Спорим, я уломаю Вицина !”

Это было шоу, хорошее объектива кинокамеры. Сперва я смеялась. Георгий  Михайлович деликатно проигнорировал громкое имя моего его издания и коллеги и полушутливо отпирался: “Для чего вы меня ангажируете! Я “щас” вспылю!” Неспешно разговор злил артиста все посильнее, но он оставался вежлив, отмахиваясь от реплик, как от жужжащей мухи.

парень не унимался — не хотелось ударить в грязь лицом перед начинающей корреспонденткой. Он придумывал все новые и новые доводы, практически прижав Вицина  к стенке и не давая ему пройти. Но ни высокомерные речи, ни лесть, ни просьбы от имени обделенных читателей не возымели никакого действия. Кроме того заступничество Моргунова не помогло. Я уже готовьсяпровалиться через почву от стыда — навязчивость отечественная перешла всякие границы.

Зажатый в угол Георгий  Михайлович открыто злился. В этот самый момент мой оратор выдал последний, самый нелепый пассаж: “Георгий  Михайлович, взглянуть на эту девушку. Она лишь начинает трудиться в газете.

 Интервью  с  вами — для нее настоящий шанс в жизни, неужто вам сложно ей оказать помощь?” В этот самый момент произошло чудо. Посмотрев в мои открытые от кошмара глаза, Вицин  не легко набрался воздуха, улыбнулся и дал согласие: “Ну разве что по телефону я еще могу, по причине того, что не требуется будет штаны надевать, бриться”.

Необычное дело. Актеры по ряду причин дают интервью: у одних честолюбие, у других желание высказаться, у третьих коммерческий либо опытный интерес. Георгий  Михайлович Вицин  поменял собственный ответ лишь по одной причине — он не имел возможности отказать в помощи совсем малоизвестной ему девушке.

Возможно, сравнение не в мою пользу, но точно так же он не имел возможности пройти мимо замерзающей собаки. Как раз исходя из этого в его доме показался любимый пес Мальчик: “Лежал около теплоцентрали, таковой хилый, несчастный, а я мимо проходил. Дай, думаю, угощу сосиской. А позже — чего ж сосиску-то?

Нужно бы его забрать из этого”.

Отечественное телефонное интервью  растянулось на три беседы. Он достаточно скоро уставал от расспросов: “Хватит на сегодня, нужно завершать, в противном случае уже трясутся у меня эти — поджилки!” Я звонила на следующий сутки и слышала его добродушно-обреченное приветствие: “А, живодерка! Здрасьте!” И чем продолжительнее мы говорили, тем чаще звучал его, вицинский, тоненький смешок в трубке.

Сходу представлялись мелко моргающие глазки “под дурачка” и характерный кокетливый жест рукой.

Отрывки из того интервью 1996 года мы публикуем сейчас.

— Георгий  Михайлович, вас не коробит то, что вам, заслуженый артисту, приходится фотографироваться со зрителями в перерыве?

— А что тут может покоробить? Это наслаждение для них, и мне приятно. Они с  любовью кидаются на меня, обнимают, целуют, вручают цветы.

Хоть я и непьющий, но и четвертинку время от времени принесут, и коньяк, и другие бутылки.

— Что вызывает у вас хорошие чувства?

— Не давать интервью. И не вылезать на публичное дискуссию на старости лет. У меня это с детства, как потребность организма: я постоянно прятался.

Я же не давал ни одного важного интервью. Все то, что я давал, — вранье. Человек не лжёт лишь сам себе.

— Как же с таким характером вы пошли в актеры?

— А это — лечение. Средство избавиться от комплекса. Я инстинктивно почувствовал, что нужно обучиться выступать.

В первые годы на сцене я кроме того голоса собственного опасался.

— А как начиналась ваша актерская карьера?

— Я закончил училище второго МХАТа. Слышали про таковой? Но как-то раз в Москву приехал Постышев. Он якобы сообщил Сталину: “Чтой-то у вас в Москве целых два МХАТа, а у нас на Украине — ни одного?” Сталин забрал да и подарил ему отечественный театр.

Труппу поставили перед выбором: либо в малейшие сроки собрать вещички и перебраться на новое место работы в Киев, либо театр расформировывается. Ночь мы сидели, думали, курили. И все же решили не уезжать.

Так прекратил существовать второй МХАТ, а в газете “Правда” показалась торжествующая статья — что расформирован театр, созданный неким отщепенцем Михаилом Чеховым, что прививал народу мистику и все такое другое.

— Говорят, вы страстный любитель книг и берёте их в неимоверных количествах. Какую библиотеку собираете?

— Я не обожаю брать эти бес-цель-ные бест-сел-леры. Я обожаю афоризмы: чтобы кратко и чтобы глаза не весьма тратить. По большому счету я такие книжки просматриваю, дабы возможно было открыть на любой странице — и в том месте все умное, все умное.

Не нужно ни начала, ни финиша. Не обожаю романов, диалогов.

— Сообщите, а в то время, когда вы тащили кавказскую пленницу в спальном мешке, в том месте в — Наталья Варлей была?

— Само собой разумеется, Варлей. Мы ее щекотали кто как мог, чтобы она извивалась натуральнее. По большому счету у Гайдая очень многое выстроено на актерских находках.

— Какие конкретно из них — ваши?

— В то время, когда за нами на дрезине гнался Шурик, сценку с огурцом — я придумал. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Либо в то время, когда мы с Варлей бегаем около камня, у нее падает шарф, и я со страхом шарахаюсь от этого шарфа. Помой-му мелочь, но почему-то зрители отлично данный момент запомнили.

А я от образа — раз Трус, значит, обязан всего опасаться, кроме того шарфика. Но самая моя любимая находка — это “находиться насмерть!”. Не забывайте, в то время, когда мы втроем, взявшись за руки, дорогу Шурику перегородили? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным.

Вот мне до сих пор эту сценку напоминают.

— А из-за чего вы самолетов опасаетесь?

— Я не опасаюсь, чего мне опасаться. Сперва — да, опасался, по причине того, что мать была жива. Были мысли: лучше не лететь, лучше я поездом отправлюсь.

А сейчас думаю: это счастливый случай, дабы самолет упал.

— Вот еще! Из-за чего?!

— Да нужно своевременно уйти из судьбы. А так — наилучший метод ухода. Никаких забот ни для родственников, ни для тебя. В моем возрасте — это одно наслаждение, по причине того, что я своевременно не смылся из данной необычной выдумки — жизнь.

Это так как дьявольская выдумка!

Георгий Михайлович произносил эти слова без всякого пафоса либо надрыва. Лукаво посмеивался, как будто бы дразнил. Я так и не осознала — шутит либо действительно.

Он умел кроме того о смерти сказать с иронией.

 

24.10.2001Екатерина Прянник

Житие Великомученика Георгия Победоносца


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: