Вилкова закрутила любовь со снежным человеком
В «Закрытом показе» фильм Григория Константинопольского «Самка» — о большом чувстве и грибах.
Кто бы имел возможность поразмыслить, что фильм с брутальным заглавием «Самка» окажется на деле ласковейшей историей любви! У Григория Константинопольского неизменно так — нежданно и смешно. Его фильмов ожидаешь со времен «Восьми с половиной долларов» и «Кошечки» (кстати, сравнительно не так давно продемонстрированной в «Закрытом показе» Гордона).
По сути, он постоянно снимает про одно да и то же — расширение сознания. В таком состоянии возможно услышать монологи безумном балерины, годовалого ребенка, одержимого идеей снежного человека… и убийства.
Вот именно история о том, что «и снежные люди обожать могут», легла в базу «Самки».
Под грибным соусом
Сюжет таковой. Уральская журналистка Лариса Дебомонова (Екатерина Вилкова) делает сенсационный сюжет: местными обитателями пойман и посажен в клетку Ейети (Александр Стриженов). На протяжении репортажа чудище в клочья разрывает клетку и похищает журналистку.
А потом трясущаяся от страха, но все же одержимая идеей о славе женщина записываетпроисходящее на камеру. Ейети оказывается хорошим: он кормит Ларису грибами. И, то ли под их действием, то ли наяву, женщина начинает слышать, как чудище говорит.
А говорит Ейети очень занятно: прыгая на одной ножке (эдак 80-го размера) и представляясь 9-летним мальчиком Иваном, он информирует, что есть… незаконнорожденным внуком Ивана Сергеевича Тургенева. Дескать, повстречала как-то бабушка Ейети в лесу раскрасавца писаного, заметила, как он купается обнаженный в реке, и влюбилась. А как влюбилась, так все волосы с ее тела и лица сплелись в толстую косу, и стала она также раскрасавицей.
И произошла меж ними любовь. А по окончании акта соития бабуля снова превратилась в чудище, и Тургенев сбежал… Лишь через девять месяцев у нее появился сын, а у сына позже также сын — Ванечка…
Потом события фильма развиваются с свирепой скоростью: 9-летний Ванечка выясняется 39-летним женатым мужиком, смертельно влюбленным в Ларису. Смертельно — по причине того, что, если она не ответит на его чувство, он погибнет. Так у них, Ейети, надеется.
Лариса в смятении: наличие снежной конкурентки (Кристина Бабушкина) ее напрягает, тем более что та все время грозится убить разлучницу, но к Ванечке у нее уже теплится чувство… А Ванечка, уйдя в глубокую депрессию, крадёт у людей ящик водки, угоняет у милиции машину с мигалкой и колесит на ней по бескрайней снежной равнине, включив на всю мощь песню Антонова «Не уходи любовь»… Таковой вот харизматичный снежный персонаж.
Не будем говорить целый сюжет, увидим только, что в конце, в то время, когда у Ларисы не останется ни одного подтверждения, что все произошедшее было правдой, а не действием галлюциногенных грибочков, Ейети в элтонджоновских розовых очках споет под ее окнами серенаду голосом Градского, играясь одной рукой на белом фоно…
Стриженов сдает тайны
Столь сумасшедший сценарий (нельзя исключать, что появившийся под действием грибов) сложился случайно. Несколько лет назад, впечатленный гримасами и ужимками Александра Стриженова, показанными в фильме «Кошечка», Константинопольский заявил его… собственной музой. Слово сообщено — было нужно выдумывать для «музы» новую роль.
Константинопольский сходу сделал вывод, что это будет сказка с элементами романтической комедии.
— А дальше нам стало страно везти, — говорит Стриженов, ставший сопродюсером «Самки». — Деньги нашлись за 20 дней, актеры все скоро дали согласие на роли…
— Саша, действительно, не говорит, как в ночи я ему звонил и сказал, что не знаю, куда развернуть сюжет, — жалуется Константинопольский. — Я ожидал советов, а Стриженов бросал трубку со словами: ты же сценарист… Помог Сергей Сельянов (еще один сопродюсер фильма), что обратил мое внимание на кое-какие недочёты истории. Сценарий стал глубже и переродился в притчу. Возможно, многие сочтут, что «Самка» — эдакая экстравагантная вещь. Она, фактически, такова и имеется, но без Сельянова имела возможность бы остаться еще большей «вещью»…
Само собой разумеется, всех, первым делом, тревожит вопрос: каково Стриженову было нужно в шкуре Ейети.
— Было жарко, — говорит Александр и с ходу сдает ужасную тайну: — Вот знаю, сравнительно не так давно Сергей Безруков в резиновой маске 50 дней игрался Высоцкого (это громадный секрет, продюсеры фильма «Высоцкий. Благодарю, что живой» до сих пор не подтверждают информации о Безрукове в роли Владимира Семеновича. — Прим. ред.)… Дико за него переживал и честно преклоняюсь перед ним. Моя маска надевалась не на все лицо, а складывалась из частей, но все равно в ней было плохо дискомфортно.
Костюм был сшит из настоящего меха и, само собой разумеется, был весьма теплым. Я кроме того планировал его забрать себе и съездить в нем в Куршевель, но мне этого не разрешили, сообщив, что в том месте и без того планирует большое количество людей с больной психикой… Из всей данной истории я вынес для себя серьёзный урок: сейчас, пройдя такие мучения, я имею полное право мучить актеров как режиссер и отвечать на все их жалобы и стоны: «Я был в шкуре Ейети! Так что молчите и делайте, что вам говорят…»
Кристине Бабушкиной, актрисе мордюковской породы, сыгравшей в фильме роль Жанны, жены Ейети, также было нужно ходить в шкурках, действительно, в рыженьких. Актриса, смеясь, вспоминает такую историю:
— У меня на площадке показался ухажер из местных. Как-то он меня позвал на свидание, так Катя Вилкова внесла предложение: давай мы тебя в Жанну нарядим, и иди к собственному кавалеру…
Самой Вилковой в кадре покрасоваться не удалось. То ей Ейети усы с бородой пририсовывал, то в грязь лицом макал, то на дерево загонял, то от холода синеть заставлял… Действительно, имеется в фильме один практически эротический эпизод, где Катя, полностью обнаженная, отмывает в водопаде собственный красивое тело…
Рысь, разбегись!
Съемки велись в Кандалакше, и, обязана вам доложить, пейзажи в том месте невообразимой красоты.
— Воображаете, перед нами на съемочную площадку все время приезжали егеря, каковые разгоняли рысь и прочую живность. Вот такая в том месте невинная природа… — мечтательно вздыхает Стриженов. — Просто так в том направлении бы не отправился, но благодарен судьбе за таковой красивый… отдых.
Отдых отдыхом, а рисковать на съемках было нужно.
— Катя Вилкова саданула по руке мачете, Стриженов повредил ногу… Снимали довольно часто на краю пропасти — чувство было, что река с неистовой скоростью надвигается прямо на тебя. Приходилось прибегать к услугам каскадеров, — раскрывает производственные секреты режиссер.
Константинопольский, кстати, выступил в фильме не только как режиссер и сопродюсер, но и как… композитор. Он пишет музыку уже давно, дружен со многими рокерами, и, нужно отметить, музыкальное сопровождение в картине отличается иронией и хорошим вкусом.
На съемках не пострадал ни один Тургенев
Быть может, психоделическую комедию «Самка» многие сочтут за безотносительную бредятину. Ну что ж, есть в праве. Но не оценить юмора, начитанности и нежности-насмотренности режиссера легко нереально.
«Самка» легко напичкана цитатами отовсюду. В дрожащей камере испуганной насмерть журналистки угадывается «Колдунья из Блэр». Во влюбленном чудовище, которое должно умереть, — «Кинг и» Аленький «цветочек-Конг», а в сцене письменного признания Ванечки Ларисе — эпизод из фильма Никиты Михалкова «Обломов»… Не забывайте, как в том месте у классиков: «Быть может, вы встретите и полюбите другого, для того чтобы, как…» В «Самке» Ейети предлагает Ларисе влюбиться в «для того чтобы, как Владимир Владимирович Путин»…
Ну и само собой разумеется, из «заимствований» нужно отметить Ивана Сергеевича Тургенева с его «Записками охотника». Кстати, на вопрос, из-за чего авторы фильма сделали Ейети потомком как раз этого русского писателя, Стриженов цинично заявляет:
— По причине того, что это автор, у которого не было детей, и не может быть неприятностей с авторскими правами…
«Самка» — весьма весеннее кино. на данный момент, в то время, когда воздушное пространство легко пропитан экстрогеном и тестостероном, самое время петь под окнами серенады. В элтонджоновских очках. Жаль, что на это способны сейчас лишь снежные «человеки»…
Илона Егиазарова